Анализ работы кафедры гуманитарного цикла за 2014-2015 учебный год

 руководитель  Михина Татьяна Александровна

I.  Цели и задачи кафедры, поставленные на текущий год, эффективность их выполнения

В 2014-2015 учебном году  кафедра  учителей  гуманитарного цикла  работала над темой:  «Структура современного урока гуманитарного цикла как основа организации деятельности учащихся»

Основная цель работы  кафедры  – создание оптимальных условий  на  уроке для реализации индивидуальных возможностей  учащихся по предметам гуманитарного цикла

На этот учебный год были определены задачи:

  • Разработка, использование и совершенствование инновационных организационно-педагогических и образовательных технологий, совершенствование структуры урока в свете требований ФГОС
  • Повышение уровня профессиональной компетентности педагогических работников в новых образовательных условиях, создание более эффективной системы стимулирования творческой инновационной деятельности учителя.
  • Проведение анализа и внутренней экспертизы деятельности учителя
  • Организация работы с одаренными детьми в урочной и внеурочной деятельности

Эффективность выполнения задач:

Задачи

Мероприятия

№1 Разработка, использование и совершенствование инновационных организационно-педагогических и образовательных технологий, совершенствование структуры урока в свете требований ФГОС

 

1. Проведение открытых уроков

2. Изучение технологий на заседаниях кафедры, самообразование учителей

3.Обучение на семинарах

Результаты: Учителя активно используют современные технологии: кейс- технологию, интеллект-карты, технология критического мышления, проблемная, проектная и др.

(выводы). Применение технологий показано на открытых уроках. Качество обучения составляет более 50% в среднем по предметам гуманитарного цикла.

 

№2. Повышение уровня профессиональной компетентности педагогических работников в новых образовательных условиях, создание более эффективной системы стимулирования творческой инновационной деятельности учителя.

 

1. Обучение на курсах АО ИППК

2.Участие в вебинарах

3. Стимулирование учителей доплатами за участие  и достижения в обучении .

Результаты: Все учителя кафедры своевременного проходят обучение. Но стимулирование труда неэффективное. Нет четких критериев оценки  труда учителя.

 

№3. Организация работы с одаренными детьми в урочной и внеурочной деятельности

 

 

1. Участие в олимпиадах муниципального и регионального уровней

2. Участие в   конкурсе исследовательских работ муниципального и регионального уровня

3. Участие в конкурсе чтецов, акции «спасибо деду за победу»

4. Участие в международных играх «Британский бульдог» и «Медвежонок», «Карта памяти»,» конкурсе презентаций о ВОВ

Результаты: Учителя имеют дипломы участия и победителей

 

 

Задачи на следующий год:

1. Активизировать работу с  одаренными детьми через индивидуальную работу.

2. Активизировать исследовательскую работу обучающихся

3.Учителям больше проводить открытых уроков, активизировать взаимопосещение уроков с целью изучение опыта работы коллег

 II.  Анализ условий. Работа с кадровым составом методического объединения

  Работа с молодыми специалистами (имеющими стаж работы до 3-х лет):

- молодых специалистов 1 чел. (Филипьева Татьяна Васильевна)

- помощь учителю в первоначальной адаптации к школе: организация наставничества, индивидуальная методическая помощь молодым специалистам учителями кафедры, руководителем кафедры

  У Т.В. Филипьевой есть наставник Уткина Л.Б. . Оказана помощь по составлению учебной программы, методике проведения уроков. Проводятся консультации по интересующим вопросам  у Уткиной Л.Б и Михиной Т.А. Посещены уроки  молодым специалистом у учителей  историков.

Какие проблемы, трудности в организации работы молодого специалиста выявлены?

 Трудности: отсутствие знаний методики преподавания истории и обществознания, слабая организация класса, не налажена дисциплина.

Аттестация, ее итоги, результаты.

В 2014/15 уч.году аттестацию прошли 4 человек.

  • на в/к –  1чел.
  • на I к – 2 чел.
  • на соответствие занимаемой должности  – 1 чел.

категория

ФИО учителя

высшая

1. Бебякина Н.В.

первая

1. Голубева Л.Л.

2.Перевозская О.Р

соответствие должности

1.Шемшина М.А

Выводы:  94% учителей кафедры имеют высшее образование .Среднее специальное -1 человек( Филипьева Т.В.)  .Она продолжает обучение в вузе.. 24 % учителей с высшей категорией( 4 человека) 1 категория: 24% . 60  %  педагогов имеют стаж работы свыше 15 лет, 0,6 % имеют стаж работы до 3 лет.  В 2014-2015  учебном году  кадровый состав пополнился молодым специалистом, не имеющим опыта работы, 2 специалистами, имеющими опыт работы более 15 лет. Баснина В.Л Ульянова Л.С, Шатова О.А. имеют большой опыт работы, хорошие результаты и готовятся к аттестации. Следует обратить внимание на аттестацию педагогов.

Организация  работы по повышению профессионального уровня педагогов:

    Основными формами работы по повышению педагогического мастерства стали:

  1. работа над индивидуальной методической темой;
  2. прохождение плановой курсовой переподготовки в АО ИОО
  3. участие в заседаниях городского МО учителей, городских и областных семинарах, конференциях, педагогических чтениях,  конкурсах  профессионального мастерства; в работе ГМО (жюри городских предметных олимпиад и др.);
  4. изучение опыта работы лучших учителей школы, города, области, России;
  5. взаимопосещение уроков;
  6. участие в вебинарах

Участие в  подобных мероприятиях  дает учителям  возможность глубже изучить теоретические вопросы, связанные в организацией образовательного процесса в основной школе, познакомиться с опытом работы коллег из различных общеобразовательных учреждений города, что способствует повышению уровня их профессионального мастерства,  переоценке и переосмыслению собственных профессиональных позиций.

1.      Работа над темами самообразования

Большую роль в педагогической практике учителей играет работа по темам самообразования, которые изучают педагоги, накапливая различный материал, реализуя его в практической деятельности. У каждого учителя определена индивидуальная тема по самообразованию, которая анализируется через участие педагогов в работе кафедры, педсоветов, семинаров.

В 2014-2015 учебном году учителя работали по следующим темам самообразования:

№ п/п

ФИО учителя

тема

Результаты работы за год

(где представлены)

Уровень

1.

Голубева Л.Л.

Развитие и совершенствование навыков групповой работы на основе компетентностного подхода

Кафедра

 

школьный

2.

Перевозская О.Р.

Современные подходы к обучению письменной речи и написание эссе

ГМО. Обучение письму в начальной школе

муниципальный

3

Шатова О.А.

СДП в преподавании русского языка и литературы

 

 

4.

Бебякина Н.В.

 

 

 

5.

Михина Т.А.

Способы работы с информацией

Использование интеллект карты

Педсовет

школьный

6.

Филипьева Т.В.

Деятельный подход в организации уроков истории и обществознании

 

 

7.

Леготина Е.В.

Игра  как средство изучение английского языка на уроках английского языка

 

 

8.

Чекменева Н.Т.

Духовно- нравственное воспитание через уроки литературы

 

 

9.

Шемшина М.А.

Речевое развитие учащихся на уроках русского языка и литературы

 

 

10.

Шкарбутко Л.Н.

Использование кейс- технологии как интерактивного метода в преподавании

Проведение курсов для слушателей АО ИППК

региональный

11.

Новикова А.Г.

Внедрение ФГОС. Современный урок в свете требований ФГОС

Заседание кафедры

школьный

12.

Уткина Л.Б.

Проектная работа на уроках истории

Заседание кафедры

школьный

13.

Михайлова В.А.

Использование проектной технологии на уроках  английского языка

Проведение курсов для слушателей АО ИППК

региональный

14.

Ульянова Л.С.

Написание личного письма и эссе по ЕГЭ по английскому языку

 

 

15.

Удальцова А.С.

Формы оценки сформированности  УУД

 

 

Обобщая сказанное выше, можно сделать вывод о том, что работа учителей над самообразованием носит практический характер, соотносится с общей методической темой школы и кафедры, направлена на совершенствование  профессионального мастерства педагогов.

Среди проблем, связанных с работой над самообразованием, следует выделить  следующие  недостаточное освещение опыта работы учителей через ГМО, педсоветы.

           Решить данные проблемы можно через организацию инструктивно-методических совещаний по вопросам планирования работы над самообразованием и обобщением опыта своей деятельности. На каждом заседании кафедры необходимо заслушивать сообщения учителей о ходе и результатах работы над темой самообразования. Учителям … следует активнее принимать  участие по распространению своего педагогического опыта не только в своем учреждении, но и на уровне города и области.

2. Повышение квалификации учителей МО.

п/п

ФИО  работника

Курсы повышения квалификации

Проблемно-тематические курсы

семинары

1.

Ульянова Л.С

Современный урок в контексте нового

АО ИППК. Ресурсный центр

С 27.04.2015-08.05.2015

 

 

 

2.

Новикова А.Г

 

 

Межрегиональный семинар: «Современный урок в свете требований ФГОС.» г. Великий Устюг

3.

Бебякина Н.В.

 

Использование кейс-технологии на уроках русского языка

г. Коряжма,  апрель 2015

 

4.

Шатова О.А.

 

Современные УМК по ФГОС «Русское слово». Г. Котлас, апрель 2015

 

5

Голубева Л.Л.

План, конспект, проект и технологическая карта урока

АО ИППК

27.10.2014-31.10.2014

Вебинар «Прототип электронного учебника издательство «Просвещение»

17.12.2014

Вебинар  Обучение лексике при подготовке к ОГЭ.

28.11. 2014

 

6.

 

План, конспект, проект и технологическая карта урока

АО ИППК

27.10.2014-31.10.2014

Вебинар «Урок английского языка с использованием электронного учебника.  Издательство «Просвещение»

Проектная деятельность на уроках английского

АО ИППК( модуль Михайловой В.А.)

 

7.

Удальцова А.С.

Структура и содержание деятельности учителя иностранного языка в реализации ФГОС нового поколения

 

 

Итого

4

6

1

 

 

 

 

3. Заседания кафедры

В этом учебном году было проведен 4 заседаний кафедры. На заседаниях учителями были рассмотрены следующие темы (вопросы

1 заседание

1. Утверждение плана работы кафедры на 2014/15учебный  год. Михина Т.А.

2.Рассмотрение и утверждение  рабочих программ, тематического планирования, факультативов, элективных курсов. Михина Т.А.

3. Утверждение тем по самообразованию учителей.

2 заседание

1. Современные подходы к проведению  урока

2. Итоги  муниципального этапа  Всероссийской олимпиады школьников .Михина Т.А.

3Анализ результатов                           ОГЭ и ЕГЭ по предметам гуманитарного цикла. Михина Т.А.

4. О подготовке к школьной учебно-исследовательской конференции. Шкарбутко Л.Н.

 

3 заседание

1.Современные подходы к оцениванию образовательных результатов в свете современных требований к уроку.

 2.Отчет учителей  по теме самообразования (по плану)

3. О подготовке к проведению предметных недель по праву,          литературе, английскому  языку

4.Результаты письменного экзамена по русскому языку в форме сочинения. Н.В. Бебякина

5. Анализ успеваемости учащихся по русскому языку, литературе , истории, обществознании, английскому языку

 

4 заседание

1.Работа с информацией на уроках истории и обществознания. Михина Т.А.

2.Целеполагаение на уроках английского языка в свете требований ФГОС. Голубева Л.Л.

3.Рефлексивная деятельность обучающихся как условия и результат формирования УУД. Перевозская О.Р.

4.Совершенствование УУД на уроках английского языка. Новикова А.Г.

5.. Разное.

4. Участие в профессиональных конкурсах в 2014/2015 уч.году (включая ПНПО, дистанционные конкурсы).

№ п/п

ФИО учителя

Название конкурса

Уровень (город, область, Россия)

Результат (победитель (1 место), призер

(2,3 место), лауреат (участник)

1

Перевозская О.Р

Всероссийский дистанционный конкурс работников образования «Открытый урок» (Новые идеи)

 

Международный командный конкурс «Педагогическая регата» Фгос от А до Я

Всероссийский

 

 

 

 

 

 

Международный

 

Диплом 1 степени

 

 

 

 

 

Диплом победителя

2.

Голубева Л.Л.

Межрайонный конкурс методических разработок

 

Всероссийский дистанционный конкурс «Открытый урок»

Международная педагогическая регата «ФГОС от А до Я»

Региональный

 

 

 

 

 

Всероссийский

 

 

 

 

международный

Участие

 

 

 

 

 

Диплом 1 степени

 

 

 

Диплом 1 степени

3.

Новикова А.Г.

Межрайонный конкурс методических разработок

межрайонный

участие

4.

Михина Т.А.

Конкурс модулей

региональный

Утверждение модуля

5.

Михайлова В.А.

Конкурс модулей

региональный

Утверждение модуля

5. Распространение передового педагогического опыта

Учителя гуманитарного цикла делятся опытом своей работы на семинарах для слушателей курсов АО ИООО,  на заседании кафедры , ГМО. В этом учебном году учителя приняли участие в семинарах, конференциях, педчтениях:

Дата

ФИО учителя

Уровень (город, область, Россия)

Форма участия

(мастер-класс, открытый урок по теме, выступление и др.), тема

Ноябрь 2014

Бебякина Н.В.

Межрайонный. г. Коряжма

Выступление на научно-практической конференции «Внедрение ФГОС: опыт, проблемы, перспективы»

Апрель 2015

Шкарбутко Л.Н.

г. Коряжма, региональный

Семинар для слушателей АО ИППК « Использование кейс- технологий на уроках русского языка и литературы»

9.12.2014

Голубева Л.Л.

областной

Целеполагание на уроках английского языка

0.12.2014

Перевозская О.Р.

областной

Рефлексивная деятельность как условия и результат формирования УУД

Публикации учителей   гуманитарного цикла  (2014-2015гг)

п\ п

ФИО учителя

Публикация

(название статьи/книги)

Сборник

 (интернет-ресурс)

1

Новикова А.Г.

Разработка урока «Что вы делаете, чтобы помочь семье»

http://pedravitie

2.

Перевозская О.Р.

 Публикация в материалах фестиваля «Открытый урок»

Сайт фестиваля, на компакт-диске и в сборнике тезисов»

3.

Бебякина Н.В.

Технологическая карта урока

Сайт АО ИППК

4.

Филипьева Т.В.

Технологическая карта урока

Сайт АО ИППК

5

Леготина Е.В.

Единицы со значением

 Периодическое издание САФУ

6

Перевозская О.Р.

Публикация урока в рамках  фестиваля «Открытый урок» Тема «семья»

На сайте 1 сентября

7.      Анализ взаимопосещения уроков.

В 2014/15 уч.году  руководителем кафедры было посещено 2 урока. Цель посещения – (знакомство с системой работы учителя)

Педагогами-наставниками были посещены 3 урока

1.Шатова О.А.

Урок литературы  в 5 классе Басниной В.Л.

2.Удальцова А.С.

Открытый урок Новиковой А.Г

3.Перевозская О.Р.

Уроки Голубевой Л.Л. Новиковой А.Г. Михайловой В.А.(3)

4.Филипьева Т.В.

Уроки Михиной Т.А. Уткиной Л.Б. (4)

5.Бебякина Н.В.

Урок Шкарбутко Л.Н.

6.Шемшина М.А.

Урок Шкарбуткло Л.Н.

7.Ульянова Л.С

Урок Михайловой В.А.

8.Новикова             А.Г.

Урок Михайловой В.А. Перевозской О.Р

9.Михайлова В.А.

3 урока в школе 3, 1 урок в школе 4

 

10. Михина Т.А.

Урок Бачуриной С.А. Уткиной Л.Б.

 

11. Уткина Л.Б,

Урок Михиной Т.А.

Учителями кафедры посещено 21 урок.

Выводы по посещенным урокам, предложения на следующий год.

Почти каждый учитель кафедры провел либо открытый урок , либо посетил уроки коллеги. Главная цель: знакомство с опытом работы, поиск наиболее эффективных форм работы с обучающимися. В следующем году активизировать взаимопосещение уроков.

III. Работа с одаренными детьми

Одно из направлений в методической работе учителей – это организация работы с одаренными обучающимися.

Работа с учащимися, имеющими высокую мотивацию к обучению:

Работа носит индивидуальный характер . Это подготовка и участие в олимпиадах разного уровня, исследовательских работах, подготовка к конкурсам.

1) Участие в областном детском творческом конкурсе «Читатель Поморья»- 5 человек ( Бебякина Н.В.)

Участие в областном заочном конкурсе детского творчества «Памяти Ф. Абрамова» - 3 место. Диплом ( Бебякина Н.В.)

3)Конкурс «Спасибо деду за победу» Победитель Суслонова Э. 11 а – Бебякина Н.В.

4)Конкурс «Чтецов» 2 место ( школьный уровень) Чекменева Н.Т.

5)Городская интеллектуальная игра « ВОВ» 3 место 8 классы- Уткина Л.Б

и др.

6)Всероссийская акция «Карта Памяти»- Елизарьева Яна ( учитель Михина Т.А)

7) Областной конкурс исследовательских работ, посвященных ВОВ- Николаева К. ( Михина Т.А.)

8) Всероссийский конкурс  презентаций , посвященных Великой Отечественной войне –Елизарьева Яна 10а, учитель Михина Т.А. диплом 3 степени

9) Городская интеллектуальная игра по русскому языку 6 классы- 4 место (Шатова О.А., Шемшина М.А.)

 

Обучающиеся 5-11  классов стали активными участниками  международных  конкурсов: «Русский медвежонок- языкознание для всех , городские интеллектуальные игры, «Британский бульдог» Участие в подобных мероприятиях создает прекрасные возможности для раскрытия творческого потенциала школьников, вызывает положительную мотивацию, формирует активную жизненную позицию, повышает интерес к изучению предмета, способствует развитию творческого мышления, обеспечивает участие в различных видах деятельности, что, в конечном итоге, способствует развитию личности учеников.

IV. Внеклассная работа по предмету:

Факультативы: 

Ф.И.О. учителя

Тема

Класс

Количество обучающихся

Перевозская О.Р.

Практическая грамматика английского языка

7

12

Бебякина Н.В.

Практическая грамотность

11

52

ШатоваО.А.

Учись писать грамотно

8аи 8б

50

Шатова О.А.

Абсолютная грамотность

24

Шемшина М.А.

Русская грамматика и орфография

26

Шкарбутко Л.Н

Абсолютная грамотность

10а,б

35

Шкарбутко Л.Н.

Школа дебатов

7-8

25

Михина Т.А.

История абитуриенту

11а

14

Михина Т.А.

Обществознание абитуриенту

11а

26

V.  Анализ различных форм методической работы (за истекший год): мероприятия, организованные кафедрой в истекшем году

В соответствии с планом работы кафедры  учителей  в школы  с сентября  по май  было 2015 года организовано  9 выступлений учителей на кафедре с отчетом по теме самообразования, 3 человека выступили на педсовете, 1- принял участие в межрегиональной конференции, 15 открытых уроков. Учителя английского языка провели уроки для участников семинара.

Цель -  повышение профессиональной компетентности учителей, развитие познавательной и творческой  активности обучающихся.

Приняли участие  12 учителей кафедры, обучающиеся 3-11  классов. В рамках   методической работы    были проведены следующие мероприятия:

1) неделя английского языка (февраль)

2) неделя истории (апрель)

3) Месячник памяти Ф. Абрамова (февраль)

4) интеллектуальная городская  игра по истории Первой мировой войны (декабрь)

5)интеллектуальная городская игра по истории Великой Отечественной войны (апрель)

6) организованы выборы президента школы

7) конкурс чтецов, посвященный ВОВ, участие в городском конкурсе

VI. Общая оценка работы кафедры.

 Все задачи, поставленные перед кафедрой на учебный год выполнены.

По итогам анализа работы кафедры учителей гуманитарного цикла можно структурировать вышеназванные проблемы:

1.  Проблема повышения профессионального мастерства педагогов:

  • Удовлетворительный уровень участия преподавателей в методической работе, конкурсах профессионального мастерства, самообразование иногда носит формальный характер.
  1. Проблема внутришкольного управления:
  • создание системы диагностики профессиональных затруднений.

VII. Цели и задачи кафедры гуманитарного цикла  на 2015/16 уч.год

Кафедра на 2015-2016 учебный год ставит своей целью продолжить  работу над  эффективностью  современного урока в свете требований  стандартов 2 поколения

            Задачи на 2015-2016 учебный  год:

  1. Формирование творчески работающего коллектива учителей - единомышленников путем совершенствования методической работы, внедрения передового педагогического опыта в практику работы школы, организации публикаций творческих работ учителей.
  2. Активизация работы по самообразованию, участию учителей в различных конкурсах педагогического мастерства.

Дата     15.05.2015

Михина Т.А.

Яндекс.Метрика
дизайн сайтов