Положение о рабочей программе

ПОЛОЖЕНИЕ

о рабочей программе

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №7 города Коряжмы»

1. Общие положения.

1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении, Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, Уставом школы и регламентирует порядок разработки и реализации рабочих программ педагогов.

1.2. Рабочая программа (далее - Программа) - нормативный документ, определяющий объем, порядок, содержание изучения и преподавания учебной дисциплины (элективного курса, факультатива, курса дополнительного образования), основывающийся на государственном образовательном стандарте (федеральном и региональном компонентах, компоненте образовательного учреждения), примерной или авторской программе по учебному предмету (образовательной области).

1.3. Цель рабочей программы - создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по определенной учебной дисциплине (образовательной области).

Задачи программы:

  1. Определение совокупности знаний, умений и навыков, которыми ученик должен  овладеть в результате изучения данного учебного предмета.
  2. Раскрытие структуры и содержания учебного материала.
  3. Распределение объема часов учебного предмета по видам занятий.

1.4. Функции рабочей программы:

  • нормативная, то есть является документом, обязательным для выполнения в полном объеме;
  • целеполагания, то есть определяет ценности и цели, ради достижения которых она введена в ту или иную образовательную область;
  • определения
  • содержания образования, то есть фиксирует состав элементов содержания, подлежащих усвоению учащимися (требования к минимуму содержания), а также степень их трудности;
  • процессуальная, то есть определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения;
  • оценочная, то есть выявляет уровни усвоения элементов содержания, объекты контроля и критерии оценки уровня обученности учащихся.

2. Технология разработки рабочей программы.

2.1. Рабочая программа составляется учителем-предметником, педагогом дополнительного образования по определенному учебному предмету или курсу (элективному, факультативному, курсу дополнительного образования) на учебный год или ступень обучения.

2.2. Проектирование содержания образования на уровне отдельного учебного предмета (курса) осуществляется индивидуально каждым педагогом в соответствии с уровнем его профессионального мастерства и авторским видением дисциплины (образовательной области).

2.3. Допускается разработка Программы коллективом педагогов одного предметного методического объединения. Данное решение должно быть принято коллегиально и утверждено приказом директора образовательного учреждения.

Порядок разработки и утверждения рабочих программ
Рабочие программы разрабатываются для предметов, реализующих учебный план школы, разработанный на основе ФБУП.
При составлении, согласовании и утверждении рабочей программы должно быть обеспечено ее соответствие следующим документам:

  • примерной программе по предмету, утвержденной МОиН РФ (федеральному компоненту государственного стандарта общего образования по соответствующему предмету);
  • региональному компоненту общего образования РТ по соответствующему предмету;
  • учебному плану школы.

Процесс разработки рабочей программы предмета включает в себя:

  • анализ нормативной документации, информационной, методической и материальной базы школы
  • анализ методического объединения всех видов учебной работы 
  • разработка рабочей программы
  • рассмотрение
  • согласование
  • утверждение

Рабочая программа рассматривается на заседании школьного МО, подписывается руководителями МО, согласовывается с руководителем методического совета, утверждается директором школы до начала учебного года.                

 2.4. Порядок разработки рабочих программ учебных предметов

Основными принципами разработки рабочих программ учебных предметов являются:

  1. Преемственность содержания и технологий обучения учащихся  по годам и ступеням образования в школе;
  2. Оптимальное распределение учебного материала по годам обучения, обеспечивающее достижение требований федеральных государственных образовательных стандартов на каждой ступени общего образования;
  3. Принципы профильного обучения на ступени старшей школы.
  4. Рабочие программы учебных предметов, входящих в учебный план  школы, разрабатываются на основе примерных программ, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации, или в качестве рабочих программ принимаются авторские программы, опубликованные в учебно-методических комплексах различных систем обучения.
  5. Рабочие программы учебных предметов могут разрабатываться как по годам обучения, так и по ступеням обучения.
  6. Решение о выборе технологии разработки рабочих программ учебных предметов в соответствии с п.п. 3,4 принимает соответствующее методическое объединение учителей, утверждается школьным методическим советом. Данное решение вводится в действие приказом директора МОУ « СОШ № 7 г.Коряжмы».
  7. После вступления в силу приказа директора МОУ «СОШ № 7 г.Коряжмы»  каждый педагог разрабатывает рабочую программу по своему предмету, на основе технологии принятой соответствующим методическим объединением.
  8. В МОУ «СОШ№7 г.Коряжмы» не допускается комбинированный (разноплановый) подход к разработке рабочих программ учебных предметов из одной системы обучения.
  9. Структура рабочих программ учебных предметов разрабатывается методическим советом, создаваемой в соответствии с приказом директора МОУ «СОШ №7 г.Коряжмы».  Разработанная структура рабочих программ после ее обсуждения на педагогическом  совете утверждается приказом директора МОУ «СОШ №7 г.Коряжмы».
  10. Рабочие программы учебных предметов могут корректироваться перед началом нового учебного года. Основаниями для внесения изменений в рабочие программы учебных предметов могут быть следующие обстоятельства:
  • изменение часов учебного плана, отводимых для изучения предмета;
  • изменение федеральных государственных образовательных стандартов;
  • недостаточный уровень достижения требований федеральных государственных
  • образовательных стандартов на различных ступенях обучения в школе;
  • переход на другую систему обучения в начальной и основной школе, открытия профильных классов на старшей ступени обучения.

 Решение о внесении изменений в рабочие программы учебных предметов принимает методический совет МОУ «СОШ №7 г.Коряжмы» по ходатайству руководителей методических объединений или завуча по учебно-воспитательной работе. Коррективы в рабочие программы учебных предметов вносятся не позднее 15 августа текущего года.

2.5. Порядок разработки рабочих программ элективных курсов

Основными принципами разработки рабочих программ элективных курсов являются:

  • соответствие содержания и технологий обучения миссии образовательного учреждения;
  • преемственность содержания и технологий обучения учащихся по годам и ступеням образования в школе;
  • интеграция основного и дополнительного образования в школе;
  • формирование готовности обучающихся к выбору профессии.

Структура программ элективных курсов разрабатывается творческой группой педагогов дополнительного образования, завучей, руководителей методических объединений учителей предметников, психологов, создаваемой в соответствии с приказом директора МОУ «СОШ №7 г.Коряжмы». Разработанная структура рассматривается на педагогическом совете и утверждается приказом директора МОУ «СОШ №7 г.Коряжмы».

  1. Рабочие программы элективных курсов разрабатываются учителями-предметниками, педагогами дополнительного образования по заданию директора школы (или педагогического совета) на основании учебного плана.
  2. Корректировка рабочих программ элективных курсов осуществляется в том же порядке, что и корректировка рабочих программ учебных предметов.

3. Структура рабочей программы.

3.1. Структура Программы является формой представления учебного предмета (курса) как целостной системы, отражающей внутреннюю логику организации учебно-методического материала, и включает в себя следующие элементы:

  1. титульный лист (название программы);
  2. пояснительная записка;
  3. содержание учебного предмета (курса);
  4. календарно-тематический план;
  5. требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе;
  6. критерии и нормы оценки знаний, умений, навыков обучающихся применительно к различным формам контроля знаний (контроль уровня обученности);
  7. описание учебно-методического комплекса;
  8. список литературы (основной и дополнительной);
  9. дистанционные модули (1 – 2 темы в год).

3.2. Титульный лист - структурный элемент программы, представляющий сведения о названии программы, которое должно отражать ее содержание, место в образовательном процессе, адресность.

Титульный лист (приложение 1):

  • наименование ОУ в соответствии с Уставом;
  • название предмета;
  • класс,  уровень (базовый, профильный, общеобразовательный; специального коррекционного обучения);
  • год разработки и срок реализации;
  • гриф рассмотрения, принятия программы школьным или городским методическим объединением;
  • гриф согласования  программы  с руководителем ОУ;
  • сведения о составителе программы с указанием должности;
  • следует также указать точное библиографическое описание примерной программы, на основе которой составлена рабочая программа.

3.3. Пояснительная записка - структурный элемент программы, поясняющий актуальность изучения данного курса, его задачи и специфику, а также методы и формы решения поставленных задач (практическое задания, самостоятельная работа, тренинги и т.д.), рекомендации по их проведению. Для составительских программ должны быть указаны выходные данные материалов (программ, учебных пособий и т.д.) которые были использованы при составлении программы. В пояснительной записке должны быть обоснованы предлагаемые содержание и объем курса, должно быть указано количество часов, отводимых на изучение данного курса согласно учебно-тематическому плану, формы контроля и возможные варианты его проведения. Количество и характер контрольных мероприятий по оценке качества подготовки учащихся должны быть четко обоснованы. При этом необходимо указать, как именно эти мероприятия позволяют выявить соответствие результатов образования целям и задачам обучения.

Пояснительная записка содержит:

  • нормативную базу преподавания данного учебного предмета;
  • место учебного предмета в решении общих целей и задач на конкретной ступени общего образования;
  • цели и задачи реализации учебного предмета;
  • роль предмета в формировании  ключевых компетенций;
  • отличие данной рабочей программы от примерной программы, которая дается в качестве опоры, «скелета» индивид. рабочей программы;
  • межпредметные связи изучения предмета;
  • особенности организации учебного процесса по предмету в конкретном ОУ, классе;
    формы контроля, используемые учителем.

При необходимости в пояснительной записке следует указать следующее:

  • какой раздел дополнен новыми темами,
  • почему увеличено количество часов на тот или иной раздел, тему, перераспределено количество часов внутри раздела, темы,
  • в связи с чем была изменена последовательность изучения учебного материала.

3.4. Содержание курса - структурный элемент программы, включающий толкование каждой темы, согласно нумерации в учебно-тематическом плане.  Здесь следует опираться на обязательный минимум содержания   основных образовательных программ Государственного образовательного стандарта. Формирование содержания учебного курса осуществляется на основе принципов:

  • единства содержания обучения на разных его уровнях;
  • отражения в содержании обучения задач развития личности;
  • научности и практической значимости содержания обучения;
  • доступности обучения;
  • соблюдения преемственности.

При описании содержания тем рабочей программы может быть реко­мендована следующая последовательность изложения:

  • название темы;
  • необходимое количество часов для ее изучения;
  • содержание учебной темы:
  • основные изучаемые вопросы;
  • практические и лабораторные работы, творческие и практические задания, экскурсии и другие формы занятий, используемые при обучении;
  • требования к знаниям и умениям обучающихся;
  • формы и вопросы контроля;
  • возможные виды самостоятельной работы учащихся.

 Основное содержание учебного предмета отражено в примерной программе.

3.5. Учебно-тематический план - структурный элемент программы, содержащий наименование темы, общее количество часов (в том числе на теоретические и практические занятия). Составляется в виде таблицы. Формы контроля опре­деляются особенностями класса, в котором преподается данный предмет, спецификой учебного курса; особенностями методик и технологий, исполь­зуемых в процессе обучения. Также в учебно-тематический план могут быть включены экскурсии, конфе­ренции и другие формы проведения занятий.  Календарно-тематическое планирование. Здесь раскрывается последовательность изучения разделов и тем программы, проводится распределение учебных часов по разделам и темам из расчёта максимальной учебной нагрузки.

3.6. Требования к уровню подготовки выпускников, обучающихся по данной программе, - структурный элемент программы, определяющий основные знания, умения в навыки, которыми должны овладеть учащиеся в процессе изучения данного курса. Требования к уровню усвоения учебного материала должны быть не ниже требований, сформулированных в государственных стандартах образования. Они должны быть распределены по классам,  а не охватывать в целом всю ступень обучения. Требования к уровню подготовки учащихся прописаны в программах и стандартах. Если учитель составляет программу по курсу, то требования к уровню подготовки учащихся должны быть  прописаны по каждому году обучения.

3.7. Критерии и нормы оценки знаний обучающихся определяются применительно к различным формам контроля знаний: устному опросу, реше­нию количественных и качественных задач, лабораторной работе, прак­тической работе, тестированию, контрольной работе, комплексному анализу текста, выразительному чтению художественных произведений наизусть, творческой работе (реферат, сообщение, доклад, иллюстратив­но-наглядный материал, изготовленный учащимися проект и т. д.), зачету, экзамену.

3.8.  Контроль уровня обученности.
В данном пункте программы необходимо   перечислить формы контроля (диктанты, тесты, творческие задания, контрольные работы), критерии оценки, а  в  приложении к рабочей программе   представить  сами КИМ-ы.  Средства контроля должны находиться в логической связи с содержанием учебного материала и соответствовать требованиям к уровню усвоения предмета. Отражаются зачёты, контрольные, самостоятельные работы. 
Форма учебно-тематического плана может меняться в зависимости от особенностей предмета. Но обязательными являются: 

  • наименование темы, 
  • количество часов, отводимых на изучение темы;
  • дата изучения тем;
  • УМК;
  • примечание, в которой указываются причины расхождения между датами запланированных и фактически проведенных уроков  
  • Календарно-тематический  план  составляется на основе рабочей программы.

3.9.  Описание учебно-методического комплекта Включает в себя  название, автора УМК, используемый учебник, рабочую тетрадь, электронный учебник и книгу для учителя, входящие в данный учебно-методический комплект.

3.10. Перечень учебно-методического обеспечения - структурный элемент программы, который определяет необходимые для реализации данного курса методические и учебные пособия, оборудование и приборы, дидактический материал.

3.11. Список литературы - структурный элемент программы, включающий перечень использованной автором литературы. Элементы описания каждого произведения должны приводиться в алфавитном порядке и соответствовать требованиям к библиографическому описанию.

4. Оформление рабочей программы.

4.1. Текст набирается в редакторе Word for Windows шрифтом Times New Roman Cyr, 12-14, одинарный межстрочный интервал, переносы в тексте не ставятся, выравнивание по ширине, абзац 1,25 см, поля со всех сторон 2 см; центровка заголовков и абзацы в тексте выполняются при помощи средств Word, листы формата А4. Таблицы вставляются непосредственно в текст.

Учебный план прошивается, страницы нумеруются, скрепляются печатью образовательного учреждения и подписью руководителя ОУ.

4.2. Титульный лист считается первым, но не нумеруется, как и листы приложения (Приложение 1). На титульном листе указывается:

  • название Программы (предмет, курс);
  • адресность (класс или ступень обучения, возраст обучающихся);
  • сведения об авторе (ФИО, должность, квалификационная категория или разряд);
  • год составления Программы.

4.3. Календарно-тематическое планирование представляется в виде таблицы (приложение 2).

4.4. Список литературы строится в алфавитном порядке, с указанием города и названия издательства, года выпуска, количества страниц документа (книги), если он полностью изучен. Допускается оформление списка литературы по основным разделам изучаемого предмета (курса). Требования к оформлению рабочей программы
Текст рабочей программы должен быть выполнен в печатном виде формата А4. Номера страницы ставится в правом нижнем углу без точки. Титульный лист включается в общую нумерацию страниц – номер страницы не указывается. Заголовки печатаются заглавными буквами в середине строки без точки в конце, выделяются жирным шрифтом, не подчеркиваются. Каждый новый элемент программы (пояснительная записка, перечень разделов программы, содержание учебного материала, список литературы и т.д.) печатается с новой страницы.

5. Утверждение рабочей программы.

5.1. Рабочая программа утверждается ежегодно в начале учебного года (до 15 сентября текущего года) приказом директора образовательного учреждения. МОУ «СОШ № 7» после их рассмотрения методическим советом и вынесения соответствующего решения о возможности их утверждения.

5.2. Рассмотрение Программы предполагает следующие процедуры:

  • обсуждение Программы на заседании предметного методического объединения;
  • получение экспертного заключения (согласования) у заместителя директора по УВР, курирующего данного педагога, предмет, курс, направление деятельности и пр. Допускается проведение экспертизы программы с привлечением внешних экспертов.

5.3. При несоответствии Программы установленным данным Положением требованиям руководитель образовательного учреждения накладывает резолюцию о необходимости доработки с указанием конкретного срока исполнения.

5.4. Все изменения, дополнения, вносимые педагогом в Программу в течение учебного года, должны быть согласованы с заместителем директора, курирующим данного педагога, предмет, курс, направление деятельности и пр.

5.5.Директор школы по ходатайству заместителей директора по УВР или педагогов-предметников, а равно по своему усмотрению может направить отдельные (или все) рабочие программы учебных предметов и элективных курсов для проведения внешней экспертизы. При этом выбор организаций или лиц для проведения экспертизы определяется руководителем МОУ «СОШ №7» по своему усмотрению (либо по решению педагогического совета, совета школы (для элективных курсов), либо по ходатайству заместителей директора, либо другое…).

6. Заключительные положения

6.1. Изменения в данное положение вносятся по решению директора соответствующим приказом. Ходатайствовать об изменении данного положения имеют право заместители директора по УВР и педагогический совет.

6.2. С данным положением педагоги и руководящие работники школы знакомятся под роспись (или на педагогическом совете или путем размещения положения на информационный стенд, и возможно др.)

Яндекс.Метрика
разработка сайтов
was passiert wenn frau kamagra nimmt viagra in canada buy buy cialis cheap canada