Программа «Баскетбол»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Общеобразовательная программа «Баскетбол в школе», составлена для муниципального образовательного учреждения  «Средняя общеобразовательная школа № 7 города Коряжмы» (МОУ СОШ № 7), разработана на основании существующих нормативных документов учреждений дополнительного образования, нормативных документов учреждений дополнительного образования по физической культуре.  Представляет собой результат модификации программ для детско-юношеских спортивных школ (ДЮСШ), «Программы по общефизической подготовке».

Программа «Баскетбол в школе» имеет физкультурно- спортивную направленность. При составлении программы учитывался опыт работы ведущих тренеров города Коряжмы и тренеров Российской Федерации.  Программа не предусматривает подготовку мастеров высокого класса, а направлена  на оздоровление и всестороннее развитие детей.

Актуальность программы в том, что она направлена не только на получение детьми образовательных знаний, умений и навыков по баскетболу, а обеспечивает организацию содержательного досуга, укрепление здоровья, удовлетворение потребности детей в активных формах познавательной деятельности и двигательной активности.

Отличительная особенность программы «Баскетбол в школе» в её социальной направленности.  Программа предоставляет возможности детям,  достигшим 11-16 летнего возраста, но не получившим ранее практики занятий  баскетболом или  каким-либо другим видом спорта, имеющим различный уровень физической подготовки, приобщиться к активным занятиям баскетболом, укрепить здоровье, получить социальную практику общения в детском коллективе.             Обучение по программе « Баскетбол в школе» стимулирует обучающегося к дальнейшему совершенствованию его физической и интеллектуальной сферы. Программа так же предоставляет возможность воспитанникам, ранее занимающимся баскетболом в спортивных школах, и по каким- либо причинам, прекратившим занятия, но сохранившим интерес к предмету образовательной деятельности,  продолжить обучение  по программе «Баскетбол в школе».

         Цели  программы: обеспечение разностороннего физического развития, укрепление здоровья обучающихся, воспитание гармоничной, социально-активной личности по средствам обучения игре в баскетбол.

Задачи:

- формирование устойчивой привычки к систематическим занятиям;

- приобретение высокого уровня развития необходимых двигательных  навыков;

- обеспечение развития физических качеств (выносливость, быстрота, сила, ловкость, гибкость);

-  овладение основами  игры в баскетбол;

- овладение знаниями, умениями и навыками, необходимыми для участия в соревнованиях по баскетболу;

- выявление перспективных детей и подростков для дальнейшего прохождения обучения  в спортивных школах.

Участники программы: участниками программы являются  подростки 11-16 лет, обучающиеся по программе трёхгодичного цикла в спортивно-оздоровительных  группах (СОГ):

         СОГ-1 - 1-й год 11-13 лет;

         СОГ-2 - 2-й год 14-15 лет;  

         СОГ-3 - 3-й год  15-16  лет.

Набор  обучающихся в  группы  для обучения по  программе «Баскетбол в школе», осуществляется согласно заявления поступающего, имеющего желание заниматься данным видом спорта,  и согласия его родителей, а так же при наличии медицинской справки о состоянии здоровья ребёнка.

Формирование групп осуществляется в начале учебного года, в соответствии с санитарно – эпидемиологическими  правилами и требованиями  к наполняемости учебных групп. Количественный состав групп - 10-15 человек.  

По окончании учебного года учащиеся переходят на следующий год обучения и по итогам третьего года,  наиболее успешные и  одарённые   дети имеют возможность перехода  в  спортивные школы для дальнейшего обучения.

Срок реализации программы -3 года.

Место реализации программы: г. Коряжма, МОУ СОШ № 7. Спортивные залы школы и СК «ОЛИМП»

Особенности содержания программы:

Модифицированная образовательная программа «Баскетбол в школе» содержит ряд отличительных особенностей:

     - обучение по программе начинается с 11 лет;

-   сокращен срок обучения по программе до 3-х лет;

-   оптимизирован возрастной диапазон по годам обучения;

-   сокращена содержательная часть программы;

-   уменьшен объем материала содержательной части программы для детей всех возрастов спортивно-оздоровительных групп (СОГ);

-   изменено распределение количества часов по разделам программы в учебном плане;

-   в связи с выше перечисленными изменениями, в  программе снижен уровень требований к выполнению контрольных нормативов по общефизической и специальной подготовке.

        Образовательная деятельность по программе осуществляется по следующим разделам:

1.     Теоретическая подготовка

2.     Общая и специальная физическая подготовка

3.     Техническая подготовка

4.     Тактическая подготовка

5.     Игровая подготовка

6.     Инструкторская практика

По каждому практическому разделу программы обучающиеся получают теоретические сведения, что отражено в учебном плане.

Количественный состав групп на всех этапах подготовки  10-15 человек.

Основными формами учебного процесса в группах являются:

- теоретические и групповые практические занятия,

-соревнования, учебные, тренировочные и товарищеские  игры,

- педагогическое тестирование.

Основные методы работы с детьми: словесный, наглядный, метод строго регламентированного упражнения, игровой, соревновательный.  

Особенностью  организации обучения от года к году является:

- переход от общеподготовительных средств к наиболее специализированным для баскетболиста;

- планомерное прибавление вариативности выполнения приёмов игры и широты взаимодействий с партнёрами;

- увеличение собственно соревновательных упражнений в процессе занятий;

- постепенный переход от обучения техническим и тактическим действиям к их совершенствованию на базе роста физических и психических возможностей;

- увеличение объёма тренировочных нагрузок;

- повышение интенсивности занятий.         

 

Для определения эффективности образовательного процесса применяются следующие формы педагогического контроля:

·        Теоретическая подготовка: опрос, собеседование, тест-задания.

·        Общефизическая подготовка: тестирование.

·        Освоение предметных умений и навыков:  тестирование, наблюдения.

       Сравнительные таблицы для определения уровня физической подготовленности и степени освоения программного материала, описание тестов и способы проведения диагностических процедур прилагаются в «Приложении» к программе.

 

Основные задачи обучения.

Задачи первого года обучения:

1.     Приобретение основ теоретических знаний.

2.     Укрепление здоровья и закаливание организма детей.

3.    Формирование стойкого интереса к занятиям.

4.   Всестороннее гармоничное развитие физических способностей, укрепление здоровья, закаливание организма.

5.   Воспитание специальных способностей (гибкости, быстроты, ловкости) для успешного овладения навыками игры.

6.   Обучение основным приёмам техники и тактическим действиям игры в баскетбол.

7.    Привитие навыков соревновательной деятельности.

8.    Формирование дружеских отношений внутри детского коллектива

 

Задачи второго года обучения:

1.     Дальнейшее освоение основ теоретических знаний.

2.     Дальнейшее укрепление здоровья и закаливание организма детей.

3.     Повышение общефизической подготовленности (особенно гибкости, ловкости, скоростно-силовых способностей).

4.    Овладение всеми приёмами техники на уровне умений и навыков.

5.    Овладение индивидуальными и групповыми тактическими действиями.

6.    Овладение основами тактики командных действий.

7.    Воспитание навыков соревновательной деятельности по баскетболу.

8.    Способствовать формированию у детей коммуникативных навыков

 

Задачи третьего года обучения:

1.   Приобретение теоретических знаний, как основ здорового образа жизни.

2.  Укреплять здоровье, закаливать организм, содействовать правильному    физическому развитию, повышать уровень общей физической подготовки.

3.  Воспитание физических качеств: быстроты, гибкости, ловкости и специальной тренировочной и соревновательной выносливости.

 4.      Обучение приёмам игры («школа» техники), совершенствование их в  тактических действиях.

 5.   Обучение тактическим действиям (в основном индивидуальным и  групповым) и совершенствование их в игре. Баскетболисты выполняют различные функции во взаимодействии.

6.      Совершенствование тактики командных действий.

7.     Приобщение к соревновательной деятельности на уровне района,   города.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование

Название темы

Тип подготовки

Кол-во часов

  1.  

Техника безопасности. Физическая культура – важнейшее средство воспитания и укрепления здоровья учащихся.

Теор.

 

1

 

  1.  

ОФП

ОФП

1

  1.  

Техника передвижения при нападении.

Техн.

1

  1.  

Техника передвижения при нападении.

Техн.

1

  1.  

Тактика нападения.

Такт.

1

6-7

Индивидуальные действия без мяча.

Такт.

2

8

Контрольные испытания.

Контр.

1

9-10

Учебная игра.

Интегр.

1

11

ОФП.

ОФП

1

12-13

Техника передвижения приставными шагами.

Техн.

2

14-15

Индивидуальные действия при нападении с мячом.

Такт.

2

16

Индивидуальные действия при нападении.

Такт.

1

17-18

Учебная игра.

Интегр.

2

19

Единая спортивная классификация.

ОФП

Теор.

ОФП

1

 

20-21

Прыжки толчком с двух ног.

Техн.

1

22-23

Специальная физическая подготовка.

 

2

24-

25

Выбор способа ловли в зависимости от направления и силы  полета мяча.

Такт.

2

26-27

Взаимодействие двух игроков «передай мяч и выходи».

Такт.

1

28.

Учебная игра.

Интегр.

1

29.

Личная и общественная гигиена.

ОФП

Теор.

ОФП

1

 

30-31.

Передача мяча двумя руками от груди.

Техн.

1

32.

СФП

СФП

1

33-34.

Взаимодействие трех игроков «треугольник».

Такт.

2

35-36.

Чередование упражнений на развитие специальных физических качеств.

СФП

1

37.

Учебная игра.

Интегр.

1

38.

Закаливание организма спортсмена.

ОФП

Теор.

ОФП

1

1

39.

Бросок мяча двумя руками от груди.

Техн.

1

40.

СФП

СФП

1

41-42.

Организация командных действий по принципу выбора свободного места с использованием изученных групповых взаимодействий.

Такт.

2

43-44.

Применение изученных способов ловли, передач, ведения, бросков в зависимости от ситуации на площадке.

Такт.

2

45-46.

Чередование изученных технических приемов и их способов в различных сочетаниях.

Интегр.

2

47.

Контрольные испытания.

Контр.

1

48-49.

Учебная игра.

Интегр.

1

50-51.

Систематический врачебный контроль за юными спортсменами. ОФП.

Теор.

ОФП

2

52-53.

Ловля двумя руками «низкого» мяча.

Техн.

2

54.

СФП

СФП

1

55-56.

Применение изученных способов ловли, передач, ведения, бросков в зависимости от ситуации на площадке.

Такт.

2

57-58.

Командные действия в нападении.

Такт.

2

59.

Многократное выполнение технических приемов.

Интегр.

1

60.

Самоконтроль в процессе занятий спортом.

Ведение мяча с высоким и низким отскоком.

Теор.

Техн.

1

1

61-62.

Ведение мяча с высоким и низким отскоком.

Техн.

2

63.

ОФП.

ОФП

1

64-65.

Ведение мяча с изменением скорости передвижения.

Техн.

2

66.

Выбор места по отношению к нападающему с мячом.

Такт.

1

67-68.

Учебная игра.

Интегр.

2

69.

Противодействие выходу на свободное место для получения мяча.

Такт.

 

1

70.

СФП

СФП

1

71.

Травматизм и заболеваемость в процессе занятий спортом, оказание первой помощи при несчастных случаях.

Теор.

 

1

 

72-73.

ОФП

ОФП

2

74-75.

Бросок мяча одной рукой от плеча.

Техн.

2

76-77.

Выбор способа передачи в зависимости от расстояния.

Такт.

2

78-79.

Взаимодействие двух игроков «подстраховка».

Многократное выполнение технических приемов.

Такт.

Интегр.

 

1

80.

Общая характеристика спортивной тренировки.

ОФП

Теор.

ОФП

1

1

81.

Совершенствование техники передачи мяча.

Техн.

1

82.

Стойка защитника с выставленной ногой вперед. Учебная игра.

Техн.

Интегр.

1

1

82.

Действия одного защитника против двух нападающих. СФП

Такт.

СФП

1

1

84-85.

Средства спортивной тренировки. Ведение мяча с изменением направления движения с обводкой препятствия.

Теор.

Техн.

2

86-87.

Применение изученных защитных стоек и передвижений в зависимости от действий и расположения нападающих.

Такт.

2

88-89.

Многократное  выполнение технических приемов и тактических действий.

Интегр.

2

90-91.

Переключение от действия в нападении к действиям в защите. Учебная игра.

Такт.

Интегр.

2

92

Методы спортивной тренировки.

ОФП

Теор.

ОФП

1

 

93-94.

Совершенствование техники броска мяча.

Техн.

2

95-96.

Применение изученных защитных стоек и передвижений в зависимости от действия и расположения нападающего.

Такт.

2

97-98.

Переключение от действия в нападении к действиям в защите. Учебная игра.

Такт.

Интегр.

2

99.

Воспитание нравственных и волевых качеств. Психологическая подготовка в процессе тренировки. СФП

Теор.

СФП

1

1

100-101.

Ведение мяча с переводом на другую руку.

Техн.

2

102

Контрольные испытания.

Учебная игра.

Контр.

Интегр.

2

103-104

Выбор места и способа противодействия нападающему без мяча в зависимости от места нахождения мяча.

Такт.

2

105-106

Чередование упражнений на развитие качеств применительно к изучению технических приемов.

Интегр.

2

107-108

Ведение мяча с изменением высоты отскока.

ОФП

Техн.

ОФП

2

109

Физическая подготовка спортсмена.

СФП

Теор.

СФП

1

110-111

Передача мяча двумя руками с отскоком от пола.

Техн.

1

112-113

Организация командных действий по принципу выбора свободного места с использованием изученных групповых взаимодействий.

Такт.

2

114-115

Чередование упражнений на развитие специальных физических качеств.

Интегр.

2

117

Техническая подготовка юного спортсмена.

ОФП

Теор.

ОФП

1

118-119

Бросок мяча одной рукой сверху.

Учебная игра.

Техн.

Интегр

2

120-121

Взаимодействие двух игроков «подстраховка».

Такт.

1

122-123

Чередование изученных технических приемов и их способов в различных сочетаниях.

Интегр.

2

124-125

Тактическая подготовка юного спортсмена.

Учебная игра.

Теор.

Интегр.

2

126-127

Передвижения в защитной стойке назад, вперед и в сторону. Техника овладения мячом.

Техн.

2

128-129

Переключения от действий в нападении к действиям в защите. СФП

Такт.

СФП

2

130-131

Чередование изученных тактических действий (индивидуальных, групповых, командных).

Интегр.

1

132-133

Закономерности развития спортивной формы как одно из объективных условий периодизации спортивной тренировки. Учебная игра.

Теор.

Интегр.

2

134-135

Характеристика особенностей периодов спортивной тренировки. Учебная игра.

Теор.

Интегр.

2

136

Совершенствование техники ведения мяча.

Техн.

1

Яндекс.Метрика
разработка сайтов