Программа «Дружина юных пожарных»

Пояснительная записка

 

В современном обществе отмечается постоянный рост количества и масштабов негативных последствий чрезвычайных ситуаций – аварий, природных и техногенных катастроф, стихийных бедствий и пожаров. В нашей стране количество погибших при ЧС ежегодно увеличивается на 3-4%, материальный ущерб возрастает на 7-10%.

Антропогенная деятельность ежегодно приводит к возникновению более 220 тыс. пожаров, на которых погибают свыше 18 тыс. человек, из них более 700 детей. За последние пять лет в образовательных учреждениях зарегистрировано свыше 8 тыс. пожаров с материальным ущербом более 140 млн. рублей. При этом погибли 158 человек, из них 85 детей.

Установлено, что более 20% пожаров происходит по причине нарушения правил установки и эксплуатации электрооборудования и 65% пожаров – из-за неосторожного обращения с огнем. Это свидетельствует о том, что большинство небрежно относится к своей безопасности, слабо владеют элементарными мерами пожарной безопасности.

Поэтому, основной целью данной программы является профилактика борьбы с огнем, обучение учащихся мерам пожарной безопасности путем организации деятельности дружин юных пожарных (ДЮП), а также обучение умению вести себя правильно в экстремальных ситуациях, уметь помочь себе и окружающим. Дружины юных пожарных создаются в целях совершенствования обучения детей мерам пожарной безопасности, помощи в профессиональной ориентации, пропаганды пожарно-технических знаний, направленных на предупреждение пожаров, а в случае необходимости – их использование при пожаре.

Процент пожаров, возникающий от детских шалостей с огнем стабильно высок, часто последствия таких пожаров трагичны. Всем известно, как велика тяга детей к огню, поражаемая любопытством и стремлением подражать взрослым. Чаще всего дети играют со спичками, разводят костры, зажигают факелы. Места для свершения подобных «подвигов» они выбирают самые неподходящие: квартиры, чердаки, дворы, лестничные площадки. А ведь, чтобы избежать неприятностей, достаточно всего лишь соблюдать элементарные правила пожарной безопасности.

Задача школы - разъяснить, в чем состоит опасность пожара, научить правильному поведению при тех пожарах, с которыми дети наиболее часто могут столкнуться в жизни: в своем доме, школе, кинотеатре и т.д. Важно, чтобы сами учащиеся школы стали активными пропагандистами противопожарных знаний среди школьников.

 

ЦЕЛЬ: воспитание ребенка, знающего правила поведения при пожаре.

 

ЗАДАЧИ:

1. Воспитательные:

  • Ø воспитание у подрастающего поколения высокого чувства патриотизма, гражданской ответственности, общественного долга, любви к профессии пожарного;
  • Ø воспитание самодисциплины, силы воли, мужества, стойкости, стремления к преодолению трудностей;
  • Ø воспитание чувства товарищества, взаимопомощи и поддержки.

 

2. Образовательные:

  • Ø дать учащимся основы знаний, помогающие выжить в чрезвычайных ситуациях;
  • Ø дальнейшее развитие знаний в области истории Отечества и нашего края, физической культуры и спорта, медицины;
  • Ø научить основам строевой подготовки;
  • Ø приобретение знаний, умений и навыков работы с первичными средствами пожаротушения.

3. Развивающие:

  • Ø развитие детского технического творчества,
  • Ø развитие инициативы и эрудиции детей в процессе проведения тематических викторин, конкурсов, соревнований, смотров;
  • Ø развивать познавательный интерес учащихся в процессе организации встреч с работниками пожарной охраны.

 

Срок реализации программы: 1 год, занятия проводятся 1 раз в неделю.

 

Возраст обучающихся: 9-14 лет.

В этом возрасте дети очень любят общаться, расширяют круг своих знакомств и поэтому очень важно направлять их энергию в деятельное творческое, при помощи современных способов организации работы с подростками. Очень важно в этот период дать ребятам почувствовать полезность своей работы, причастность к серьезным делам взрослых.

 

Форма организации занятий.

Формы проведения занятий очень разнообразны: это и КТД, КВН, викторина, беседа, Поле чудес.

Методы и средства обучения.

  • Ø Словесные - рассказ, объяснение, беседа.
  • Ø Наглядные - показ иллюстрационных пособий, плакатов, схем, зарисовок на доске, стендов, видеофильмов.
  • Ø Практические - выполнение практических занятий в тетрадях, игровые ситуации, с помощью которых проверяется знание Правил пожарной безопасности, решение задач, кроссвордов, тестирование, экскурсии по городу с целью изучения программного материала.

 

Программа способствует:

  • Ø Умственному развитию – учащиеся получают и закрепляют знания по Правилам пожарной безопасности, ОБЖ, учатся логически мыслить, обобщать, составлять рассказы по темам, делиться жизненным опытом, грамотно излагать свои мысли, отвечать на вопросы.
  • Ø Нравственному воспитанию - учащиеся формируется культура поведения в кругу сверстников и в семье, закрепляются навыки соблюдения Правил пожарной безопасности, желание оказывать помощь пожилым людям по мере необходимости.
  • Ø Эстетическому воспитанию – учащиеся участвуют в конкурсах рисунков, плакатов, литературных викторинах, фотоконкурсах. Члены отряда ДЮП выступают с агитбригадой перед детьми и родителями.
  • Ø Трудовому воспитанию - учащиеся изготавливают необходимые пособий, макеты, дидактические игры для занятий по программе, декорации и костюмы к выступлениям.
  • Ø Физическому воспитанию - на каждом занятии с детьми и подростками проводятся подвижные игры и различные двигательные игровые задания по темам.

 

Ученик должен знать:

  • Ø принципы Положения ДЮП, основные направления, формы и методы ДЮП;
  • Ø основные правила пожарной безопасности в жилье, в школе, в лесу;
  • Ø причины возникновения пожаров;
  • Ø меры предупреждения пожара при обращении с огнем и электрическими приборами;
  • Ø специфику применения первичных средств пожаротушения;
  • Ø порядок оказания первой медицинской помощи при пожаре;
  • Ø правила разведения костра в лесу.

 

Ученик должен уметь:

  • Ø оценивать окружающие его предметы и явления с точки зрения пожарной безопасности;
  • Ø предвидеть возможность возникновения пожара и прогнозировать его последствия;
  • Ø оказывать первую медицинскую помощь при пожаре;
  • Ø убеждать окружающих в необходимости проведения профилактической работы и привитию им навыков пожаробезопасного поведения;
  • Ø планировать профилактическую деятельность с ровесниками и младшими школьниками;
  • Ø применять на практике методы и формы пропаганды пожарной безопасности;
  • Ø реализовывать свои творческие способности при проведении профилактической работы по ППБ: составлять сценарии выступлений, сочинять стихи, выполнять рисунки;
  • Ø изготовлять материалы и оборудование для проведения различных мероприятий по противопожарной профилактике (карточки, газеты, плакаты, листовки, схемы);
  • Ø проводить игры, беседы, развлечения с детьми младшего возраста.

 

Предполагаемый результат:

  • Ø Умение основных правил пожарной безопасности в быту и в школе.
  • Ø Знать порядок действий на случай возникновения пожара самостоятельно и с группой школьников, помогать младшим школьникам.
  • Ø Оказывать неотложную медицинскую помощь.
  • Ø Систематизировать знания по ППБ.
  • Ø Участвовать в школьных мероприятиях по ППБ.
  • Ø Участвовать в районном и областном конкурсе «Дружин юных пожарных».

Результатом деятельности учащихся будут: участие во всех городских мероприятиях по данному направлению, выпуск агитационных листов, выступление перед учащимися школы.

Работа кружка нацелена на самостоятельное решение проблем, участие в общественно-познавательной жизни, как в рамках школы, так и вне ее (проведение акций, праздников, слетов, конкурсов).

Работа кружка «Дружина юных пожарных» может стать воспитывающей, развивающей деятельностью для школьников, помочь в организации работы по предупреждению пожаров и детского травматизма.

Работа кружка представляет собой совместную учебно-познавательную, творческую и игровую деятельность учащихся-партнеров, имеющую общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленные на достижение общего результата по пропаганде пожарной безопасности.

 

 

 

Контроль знаний и умений.

Проверка знаний и умений проводится после изучения каждого раздела в форме тестов, зачетов, соревнований, конкурсов, олимпиад. Оценивание личностных качеств, проводится в процессе участия в практических занятиях по пропаганде Правил пожарной безопасности.

Форма проведения итогов реализации дополнительной программы: участие в смотре – конкурсе дружин юных спасателей и пожарных.

В программу входят теоретические и практические знания об оказании первой медицинской помощи пострадавшим. Программа построена таким образом, чтобы учащиеся не только усвоили информацию, но и воспользовались его в реальной жизни.

На каждом занятии органически сочетается изучение нового и повторение пройденного материала. Для отслеживания результатов внедряются следующие механизмы оценки: тестирование, формы соревнований, выставки.

Для соблюдения техники безопасности при работе с первичными средствами пожаротушения и при работе с компьютером предусмотрено собеседование с каждым ребенком; проведение инструктажей; смотры знаний умений, навыков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование кружка

«Дружина юных пожарных»

 

Тема

  1.  

Положение об отрядах ДЮП. Цели и задачи юных пожарных.

Обязанности и права члена кружка.

  1.  

План работы дружины юных пожарных. Выбор актива.

Инструктаж по технике безопасности во время проведения занятий.

  1.  

Проведение викторины «Огонек».

  1.  

Цели и задачи пожарной охраны.

Пожарная охрана России, история её возникновения и развития.

  1.  

Герои огненного фронта, чей подвиг отмечен медалью «За отвагу на пожаре».

  1.  

Викторина «Знаешь ли ты?»

  1.  

Причины пожаров в жилом доме. Огонь друг и враг человека.

  1.  

Неосторожное обращение с огнем. Шалость детей с огнем.

Неосторожность старших при курении.

  1.  

Неправильная эксплуатация электросети.

  1.  

Неосторожное обращение с пиротехническими средствами.

  1.  

Изготовление стенда «Уголок пожарной безопасности».

  1.  

Правила вызова пожарных и сообщения о пожаре.

  1.  

Действия при возникновении пожара.

  1.  

Способы эвакуации из помещения.

  1.  

Проверка эвакуационных выходов. Изучение путей эвакуации.

  1.  

Как оформить памятку по правилам пожарной безопасности.

Как оформить стенгазету.

  1.  

Первичные средства пожаротушения.

  1.  

Виды и назначение огнетушителей. 

  1.  

Ручной пожарный инструмент, его виды и назначение.

Подсобные средства тушения пожара. Пожарный топор.

Пожарный лом. Пожарный крюк.

  1.  

Знаки пожарной безопасности. 

  1.  

Интерактивная игра на противопожарную тему.

  1.  

Травмы, полученные при пожарах. Ожоги. Отравление угарным газом.

  1.  

Поражение электрическим током.

  1.  

Первичная доврачебная помощь при пожаре.

  1.  

Проведение бесед о пожарной безопасности с младшими школьниками.

  1.  

Основы профессии «Пожарный».

  1.  

Боевая одежда пожарных.

  1.  

Пожарный автомобиль и противопожарное оборудование.

  1.  

Рисунок. Макетные работы. Литературные работы.

  1.  

Меры пожарной безопасности при проведении праздников.

  1.  

Правила поведения при пожаре

(общие, в квартире, на даче, в общественном месте).

  1.  

Правила поведения при лесных пожарах.

  1.  

Составление инструкций по мерам пожарной безопасности.

  1.  

Игра «Будь самостоятельным, но осторожным и внимательным».

 

 

 

Список литературы:

Виноградова С.В. Юные друзья пожарных: Программа работы кружка, конспекты занятий, внеклассные мероприятия. – Волгоград, Учитель, 2007.

Лыкова И.А., Шипунова В.А. Огонь - друг, огонь — враг. Детская безопасность: учебно-методическое пособие для педагогов, практическое руководство для родителей. - М.: ИД «Цветной мир», 2013.

Павлова О.В. Пожарная безопасность в начальной школе: конспекты занятий и классных часов.- Волгоград: Учитель, 2013.

Шипунов В.А. Детская безопасность: учебно-методическое пособие для педагогов, практическое руководство для родителей. - М.: ИД «Цветной мир», 2013

 

    Записей не найдено.

Яндекс.Метрика
разработка сайтов