Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Паспорт программы

 

Наименование документа

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Наименование ОУ

Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 7 г.Коряжмы»

Цель программы

воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и духовно-нравственного развития личности младшего школьника, высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России

Задачи программы

  • формирование патриотических ценностей, способностей к духовному развитию на основе нравственных установок и моральных норм;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата, реализация творческого потенциала;
  • развитие навыков сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем.

 

Сроки реализации программы

2016-2020 годы

Ожидаемые результаты

формирование у детей навыков самостоятельности: самоанализа, самооценки,   умение анализировать свою деятельность, принимать самостоятельно решение, отвечать за свои поступки, передавать свой опыт своим сверстникам.

 

 

 

 

 

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся

на ступени начального общего образования

 

 

  1. Пояснительная записка

1.1.            Актуальность программы.

1.2.            Нормативно-правовая и документальная основа программы.

  1. Цель и задачи программы.
  2. Основные принципы организации воспитания.
  3. Основные направления и содержание программы.
  4. Обеспечение реализации программы
  1. Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

6.1.            Механизмы реализации программы.

6.2.            Управление воспитательной программой.

6.3.            Взаимодействие с ведомствами и общественными организациями.

6.4.            Мониторинг воспитательной работы.

  1. Ожидаемые результаты реализации программы – модель выпускника.

 

  1. 1.                  Пояснительная записка

1.1.            Программа духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся на ступени начального общего образования направлена на обеспечение духовно-нравственного развития в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества.

Концепция воспитательной системы школы выстраивается с ориентацией на модель выпускника как гражданина-патриота, образованного человека, личность свободную, культурную, гуманную, способную к саморазвитию. Такой системный подход позволяет сделать педагогический процесс более целесообразным, управляемым и, самое важное, эффективным. Школа использует стратегию и тактику в воспитании, основанную на компетентностном подходе.

За время работы школы сложились и сохраняются традиции школы, которые наполняют воспитательную работу интересной, содержательной деятельностью. К ним относится: праздник «Посвящение в первоклассники» , конкурсные  программы к дню пожилых людей, концертные программы к Дню учителя , ко Дню матери, международному женскому дню 8 марта, вечер встречи с выпускниками, День Св.Валентина, Линейка Памяти 9 мая, КВН с участием команд родителей, педагогов и обучающихся, Конкурс «Ученик года», праздник последнего звонка.

Большую роль школа отводит гражданско-патриотическому воспитанию, воспитывает уважение к символам и атрибутам Российского государства, к своей Малой Родине: на всех школьных мероприятиях звучат  Государственный гимн РФ и гимн Коряжмы,  в классах оформлены уголки с государственной символикой,  учащиеся являются участниками тематических бесед и викторин о Родине, родном крае, соревнований «Призывник России», игры «Зарница», смотра почётных караулов.

В образовательном учреждении постоянно ведётся  работа с родителями или лицами их заменяющими: систематически проводятся родительские собрания, разнообразные по формам, организована работа по вовлечению родителей в совместную творческую деятельность детей и взрослых.

В основе организации содержательной жизни детей лежит принцип проектирования разнообразных форм жизнедеятельности детей во внеурочное время. Центральное звено этой работы - система дополнительного образования. В школе работает 35 объединений по различным направлениям: художественное, спортивное, декоративно-прикладное, военно-патриотическое, интеллектуальное.

Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся направлена на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов учащихся, подготовку их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Программа реализуется образовательным учреждением в постоянном взаимодействии и тесном сотрудничестве с семьями учащихся, с другими субъектами социализации – социальными партнерами школы:

 

1.2.            Нормативно-правовой базой и методологической основой программы духовно-нравственного воспитания и развития учащихся являются:

  1. Конституция РФ.
  2. Конвенция о правах ребёнка.
  3. Закон РФ "Об образовании".
  4. Закон РФ "Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации".
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
  6. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
  7. Устав МОУ «СОШ № 7» г.Коряжмы.

Программа разработана с учетом опыта реализации комплексно-целевых программ МОУ «СОШ № 7» г.Коряжмы  «Профилактика безнадзорности и правонарушений», «Семья и школа», «Здоровье».

 

  1. 2.                  Цель и задачи  духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся

 

Духовно-нравственное воспитание – педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации.

Духовно-нравственное развитие – осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.

Цель программы - воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и духовно-нравственного развития личности младшего школьника, высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Задачи:

  • формирование патриотических ценностей, способностей к духовному развитию на основе нравственных установок и моральных норм;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата, реализация творческого потенциала;
  • развитие навыков сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем.

 

  1. 3.                  Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся

 

Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания учащихся начальной школы согласуются с традиционными источниками нравственности, которыми  являются следующие ценности:

  • патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);
  • социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);
  • гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и  семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);
  • семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);
  • труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);
  • наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);
  • традиционные российские религии. Учитывая светский характер обучения в государственных и муниципальных  школах, ценности традиционных российских религий принимаются школьниками в виде системных культурологических представлений о религиозных идеалах;
  • искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);
  • природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);
  • человечество (мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).

Процесс превращения базовых ценностей в личностные ценностные смыслы и ориентиры требует включения ребенка в процесс открытия для себя смысла той или иной ценности, определения собственного отношения к ней, формирования  опыта созидательной реализации этих ценностей на практике. 

 

  1. Принципы и особенности организации воспитания и социализации младших школьников.

 

Принцип ориентации на идеал. Идеал – это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, школьного коллектива, социальной группы, общества, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном. Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется.

Аксиологический принцип определяет основное содержание духовно­нравственного развития, воспитания и социализации личности младшего школьника через формирование ценностей. Любое содержание обучения, общения, деятельности может стать содержанием воспитания, если оно отнесено к определенной ценности.

Принцип амплификации – признание уникальности и качественного своеобразия уровней  возрастного развития и их самостоятельной ценности для психического и личностного развития ребенка, утверждение непреходящего, абсолютного значения психологических новообразований, возникающих на определенной возрастной стадии детства для всего последующего развития личности. Младшему школьнику со стороны образовательной организации и семьи, как основных социальных институтов, должна предоставляться возможность для свободной, спонтанной активности, свободного общения, творчества и игры.

Принцип следования нравственному примеру – возможной модели выстраивания отношений ребенка с другими людьми и с самим собой, образцу ценностного выбора, совершенного значимым другим. Пример расширяет нравственный опыт ребенка, побуждает его к внутреннему диалогу, нравственной рефлексии. В примерах демонстрируется устремленность людей к вершинам духа, персонифицируются, наполняются конкретным жизненным содержанием идеалы и ценности.

Принцип идентификации (персонификации) – устойчивого отождествления себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. Персонифицированные идеалы являются действенным средством нравственного воспитания ребенка.

Принцип диалогического общения. Диалог исходит из признания и безусловного уважения права воспитанника свободно выбирать и сознательно присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную. Диалог не допускает сведения нравственного воспитания к морализаторству и монологической проповеди, но предусматривает его организацию средствами свободного, равноправного межсубъектного общения.

Принцип полисубъектности воспитания. В современных условиях процесс развития и воспитания личности имеет полисубъектный, многомерно­деятельностный характер. Младший школьник включен в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки.

Принцип системно­деятельностной организации воспитания включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности младших школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их воспитания и социализации осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей.

Перечисленные принципы определяют концептуальную основу уклада школьной жизни. Обучающийся испытывает большое доверие к учителю. Для него слова учителя, поступки, ценности и оценки имеют нравственное значение. Именно педагог не только словами, но и всем своим поведением, своей личностью формирует устойчивые представления ребенка о справедливости, человечности, нравственности, об отношениях между людьми. Характер отношений между педагогом и детьми во многом определяет качество духовно­нравственного развития и воспитания последних.

Родители (законные представители), так же как и педагог, подают ребенку первый пример нравственности. Пример имеет огромное значение в духовно-нравственном развитии и воспитании личности.

 

 

  1. 5.                  Основные направления и содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся

 

Содержание духовно-нравственного развития и воспитания учащихся отбирается на основании базовых национальных ценностей в логике реализации следующих направлений:

класс

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Направление

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека (гражданско-патриотическое воспитание, правовое воспитание и культура безопасности)

Задачи

Дать элементарные представления о символах государства, важнейшим событиям в жизни России.

Воспитывать интерес и уважение к людям.

Воспитывать любовь к образовательному учреждению, своему  городу, народу, России, защитникам Родины.

 

Дать элементарные представления о правах и обязанностях гражданина России.

Воспитывать ценностное отношение к своему национальному языку и культуре.

Воспитывать негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.

Дать начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны; представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и её народов.

Прививать любовь к образовательному учреждению, своему  городу, народу, России

 

Дать элементарные представления о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах; институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении.

Учить отвечать за свои поступки.

Прививать интерес к участию в делах класса, школы, семьи, города.

Ценности: 

Любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству.

права и обязанности человека

Правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок.

Поликультурный мир, свобода личная и национальная.

Свобода личности, демократия

 Доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.

Электоральная  культура, безопасность

Содержание

Ценностные представления о любви к России, народам Российской Федерации, к своей малой родине; о долге, чести и достоинстве в контексте отношения к Отечеству, к согражданам, к семье, школе, одноклассникам;

элементарные представления о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, важнейших законах государства; о символах государства – Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации;

интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, субъекта Российской Федерации, края (населенного пункта);

уважительное отношение к русскому языку как государственному, языку межнационального общения; ценностное отношение к своему национальному языку и культуре;

первоначальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны; о национальных героях и важнейших событиях истории России и ее народов;

уважительное отношение к воинскому прошлому и настоящему нашей  страны, уважение к защитникам Родины.

Элементарные представления об институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении;

о правах, свободах и обязанностях человека; о верховенстве закона и потребности в правопорядке, общественном согласии;

интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе; стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего села, города; умение отвечать за свои поступки;

негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей;

знание правил безопасного поведения в школе, быту, на отдыхе, городской среде, понимание необходимости их выполнения;

первоначальные представления об информационной безопасности; о возможном негативном влиянии на морально­психологическое состояние человека компьютерных игр, кинофильмов, телевизионных передач, рекламы;  о девиантном и делинквентном поведении.

Формы работы:

 

Беседы

Экскурсии

Чтение книг

Праздники

 

Беседы

Экскурсии

Чтение книг

Праздники

Просмотр кинофильмов

 

Беседы

Экскурсии

Чтение книг

Праздники

Просмотр кинофильмов

Создание проектов

 

Беседы

Экскурсии

Чтение книг

Праздники

Просмотр кинофильмов

Создание проектов

Встречи

Примерный перечень мероприятий

Линейка Памяти

Линейка Памяти

Линейка Памяти

Концерт «Салют, Победа!»

Линейка Памяти

Встреча с ветеранами

Концерт «Салют, Победа!»

Результаты

Ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению.

 

Начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.

опыт социальной и межкультурной коммуникации;

 

Опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;

первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры.

 

Элементарные представления об институтах гражданского общества, о государственном устройстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга.

Диагностика

Тест «Размышляем о жизненном опыте» (адаптированный для младших школьников) (адаптирован В.М.Ивановой, Т.Е.Павловой )

Уровень воспитанности учащихся  (методика Н.М.Шиловой)

Направление

Воспитание нравственных чувств и этического сознания (нравственное воспитание, социокультурное и медиакультурное воспитание, формирование коммуникативной культуры )

 

Задачи

Дать представления о правилах поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе.

Учить различать хорошие и плохие поступки.

Воспитывать уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим; бережное, гуманное отношение ко всему живому.

Дать первоначальные представления о базовых национальных российских ценностях.

Способствовать установлению дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке.

Знакомить с правилами этики, культуры речи.

Дать представления о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;

Формировать стремление избегать плохих поступков, не капризничать, не быть упрямым; умение признаться в плохом поступке и анализировать его.

 

Дать представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны. Воспитывать отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач.

Ценности: 

Уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга, честность.

Миролюбие

Русский  язык, языки народов России

3абота и помощь, честность, щедрость, забота о младших и старших. Традиционные религии и духовная культура народов России, российская светская (гражданская) этика.

Культурное  обогащение личности , культура общения, межличностная и межкультурная коммуникация

Жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство.

Гражданское  согласие, социальное партнерство, межкультурное сотрудничество, ответственное отношение к слову как к поступку,

Свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.

Духовная  и культурная консолидация общества; поликультурный мир. Продуктивное  и безопасное общение

Содержание

Первоначальные представления о морали, об основных понятиях этики (добро и зло, истина и ложь, смысл и ценность жизни, справедливость, милосердие, нравственный выбор, достоинство, любовь и др.); о значении религиозной культуры в жизни человека и общества, связи религиозных культур народов России и российской гражданской (светской) этики, свободе совести и вероисповедания, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны; о духовных ценностях народов России;

уважительное отношение к традициям, культуре и языку своего народа и других народов России; к старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;

знание и выполнение правил поведения в образовательной организации, дома, на улице, в населенном пункте, в общественных местах, на природе;

установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке; бережное, гуманное отношение ко всему живому; стремление избегать плохих поступков.

отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач.

Первоначальное понимание значений понятий «миролюбие», «гражданское согласие», «социальное партнерство», важности этих явлений для жизни и развития человека, сохранения мира в семье, обществе, государстве,  «социальная агрессия», «межнациональная рознь», «экстремизм», «терроризм», «фанатизм», формирование негативного отношения к этим явлениям, элементарные знания о возможностях противостояния им;

первичный опыт межкультурного, межнационального, межконфессионального сотрудничества, диалогического общения; социального партнерства и межпоколенного диалога;

первичные навыки использования информационной среды, телекоммуникационных технологий для организации межкультурного сотрудничества, культурного взаимообогащения.

понимание значимости ответственного отношения к слову как к поступку, действию; знания о безопасном общении в Интернете;

ценностные представления о родном языке.

Формы работы:

 

Беседы

Экскурсии

Праздники

выставки

 

Беседы

Экскурсии

Праздники

Участие в творческой деятельности

Выставки

Уроки этики

 

Беседы

Экскурсии

Чтение книг

Праздники

Просмотр учебных фильмов

Встречи

 

Беседы

Экскурсии

Праздники

Просмотр учебных фильмов

Создание проектов

Встречи

Участие в благотворительных мероприятиях

Примерный перечень мероприятий

День матери

Программа для бабушек и дедешек

День матери

Программа к Дню пожилых людей

Программа «Мама, мамочка, мамуля!»

Программа к Дню пожилых людей

Программа «Мама, мамочка, мамуля!»

Программа к Дню пожилых людей

Результаты

Знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.

уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим.

 

Неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации.

 

Нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.

 

Уважительное отношение к традиционным религиям;

способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков Других людей;

начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп.

диагностика

Тест «Размышляем о жизненном опыте» (адаптированный для младших школьников) (адаптирован В.М.Ивановой, Т.Е.Павловой )

Уровень воспитанности учащихся  (методика Н.М.Шиловой)

Изучение самочувствия ученика в ученическом коллективе(В.Т.Кабуш)

Направление

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни ( воспитание положительного отношения к труду и творчеству, интеллектуальное воспитание)

Задачи

Дать первоначальные представления о нравственных основах учёбы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества.

Воспитывать бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам.

Формировать умение соблюдать порядок на рабочем месте.         

Воспитывать  дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий.

Формировать навыки коллективной работы.

Воспитывать отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учёбе, небережливому отношению к результатам труда людей.

 

Формировать элементарные представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества. Воспитывать уважение к труду и творчеству старших и сверстников. Дать элементарные представления об основных профессиях.

 

 

Формировать ценностное отношение к учёбе как виду творческой деятельности.

Ценности: 

Уважение к труду и учёбе, бережливость, трудолюбие.

Образование , истина

Бережливость, трудолюбие, ответственное отношение к труду и творчеству.

Интеллект , наука

 Уважение к профессиям творчество и созидание, бережливость.

Интеллектуальная деятельность, интеллектуальное развитие личности

Стремление к познанию и истине, целеустремленность и  настойчивость, активная жизненная позиция.

Общество  знаний.

Содержание

первоначальные представления о нравственных основах учебы, роли знаний,  ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества; уважение к труду и творчеству старших и сверстников; ценностное отношение к учебе как виду творческой деятельности;

элементарные представления об основных профессиях; о современной экономике;

первоначальные навыки коллективной работы; организации и реализации учебно-исследовательских проектов;

умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно­трудовых заданий; соблюдать порядок на рабочем месте; бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;

отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учебе, небережливому отношению к результатам труда людей.

первоначальные представления о содержании, ценности и безопасности современного информационного пространства;

интерес к познанию нового;

элементарные навыки работы с научной информацией.

Формы работы:

 

Беседы

Чтение книг

Праздники

 

Беседы

Экскурсии

Сюжетно-ролевые игры

Ярмарки, выставки

Встречи

 

Беседы

Экскурсии

Ярмарки, выставки

Праздники

Конкурсы

Сюжетно-ролевые игры

 

Беседы

Экскурсии

Трудовые акции

Создание творческих проектов

Встречи

Примерный перечень мероприятий

День знаний

Посвящение в первоклассники

 

День знаний

Конкурс «Ученик года»

Викторины «Что? Где? Когда?»

День знаний

Конкурс «Ученик года»

Викторины «Что? Где? Когда?»

День знаний

Конкурс «Ученик года»

Викторины «Хочу всё знать»

Результаты

Первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;

потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности.

Первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми.

Мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

Элементарные представления о различных профессиях;

ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие.

 

Ценностное и творческое отношение к учебному труду;

осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового.

Диагностика

Методика изучения мотивов участия школьников в деятельности (Л.В.Байбородова)

Методика диагностики уровня школьной тревожности Филипса

 

Направление

Формирование ценностного отношения к  семье, здоровью и здоровому образу жизни (здоровьесберегающее воспитание, воспитание семейных ценностей)

Задачи

Прививать навыки выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня;

Развивать интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях;

Дать первоначальные представления об оздоровительном вли­янии природы на человека.

 

Воспитывать понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

Дать первоначальные представления о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;

отрицательное отношение к невыполнению правил личной гигиены и санитарии, уклонению от занятий физкультурой.

Воспитывать ценностное отношение к своему здоровью, здоровью родителей (законных представителей), членов своей семьи, педагогов, сверстников;

Дать элементарные представления о влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей.

Дать элементарные представления о единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, нравственного (душевного), социально-психологического (здоровья семьи и школьного коллектива).

 

Ценности: 

Семья , семейные традиции. Уважение родителей, ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких.

Забота о старших и младших, опыт здоровьесберегающей деятельности, роль физкультуры и спорта.

Здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни.

 

Здоровье нравственное и социально-психологическое. Культура  семейной жизни, этика и психология семейных отношений,

Содержание

первоначальные представления о здоровье человека как абсолютной ценности, его значения для полноценной человеческой жизни, о физическом, духовном и нравственном здоровье;  о культуре здорового образа жизни;

базовые навыки сохранения собственного здоровья;

первоначальные представления о ценности занятий физической культурой и спортом;

элементарные знания по истории российского и мирового спорта, уважение к спортсменам;

отрицательное отношение к употреблению психоактивных веществ, к курению и алкоголю, избытку компьютерных игр и интернета;

первоначальные представления о семье как социальном институте, о роли семьи в жизни человека и общества; знание правил поведение в семье, понимание необходимости их выполнения;представление о семейных ролях, правах и обязанностях членов семьи;

знание истории, ценностей и традиций своей семьи; уважительное, заботливое отношение к родителям, прародителям, сестрам и братьям;

элементарные представления об этике и психологии семейных отношений, основанных на традиционных семейных ценностях народов России.

Формы работы:

 

Беседы,  беседы школьного врача, педагогическое наблюдение, тематические презентации.

Беседы, просмотр учебных фильмов, педагогическое наблюдение,

Беседы, просмотр учебных фильмов, педагогическое наблюдение,

Беседы, просмотр учебных фильмов, педагогическое наблюдение,встречи со спортсменами,

Примерный перечень мероприятий

Подвижные игры на перемене, туристические походы, спартакиады, весёлые старты, спортивные секции,

туристические походы, спартакиады, весёлые старты, спортивные секции,

туристические походы, спартакиады, весёлые старты, спортивные секции,

туристические походы, спартакиады, весёлые старты, спортивные секции,

Результаты

Первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности; первонач. представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и тв-ва

знания о возможном негативном влиянии компьютер­ных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.

 

ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;

 

представления о взаимной обусловленности физического, нравственного, психологич., психического и социально-психолог. здоровья человека, о важности морали и нравствен. в сохранении здоровья человека

Диагностика

карты мониторинга, карты наблюдения, анализ.

Направление

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).

Задачи

Воспитывать бережное отношение к растениям и животным

Воспитывать ценностное отношение к природе и всем формам жизни;

 

Развивать интерес к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;

Прививать элементарный опыт природоохранительной деятельности;

 

Ценности: 

родная земля

планета Земля

заповедная природа

экологическое сознание

Содержание

развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;

ценностное отношение к природе и всем формам жизни;опыт природоохранительной деятельности;

понимание взаимосвязи здоровья человека и экологической культуры;

первоначальные навыки определения экологического компонента в проектной и учебно-исследовательской деятельности, других формах образовательной деятельности;

элементарные знания законодательства в области защиты окружающей среды.

Формы работы:

 

Беседы

Экскурсии, прогулки

Просмотр фильмов

 

Беседы

Экскурсии, прогулки

Просмотр фильмов

Праздники

 

Беседы

Экскурсии, прогулки

Просмотр фильмов

Участие в коллективных творческих семейных делах

 

Беседы

Туристические походы, путешествия

Участие в детско-юношеских экологических организациях

Участие и реализации природоохранных проектов

Примерный перечень мероприятий

«День птиц» - конкурс рисунков

Выставки поделок из природного материала.

 

«День птиц»- конкурс рисунков

Выставки поделок из природного материала.

 

«День птиц»- викторина

Экологические десанты

Выставки поделок из природного материала.

 

 

«День птиц»- конкурс плакатов, викторина

Экологические десанты

Выставки поделок из природного материала.

 

 

Результаты

первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;

 

ценностное отношение к природе;

элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;

 

первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;

личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.

Диагностика

Уровень воспитанности учащихся  (методика Н.М.Шиловой)

Направление

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (культуротворческое и эстетическое воспитание)

Задачи

Учить видеть красоту природы, труда, творчества.

Воспитывать стремление к опрятному внешнему виду.

 

Формировать эстетические идеалы, чувство прекрасного.

Прививать интерес к чтению, произведениям искусства. Воспитывать отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.

Дать представления о душевной и физической красоте человека.

Прививать интерес к спектаклям, концертам, выставкам, музыке.

Воспитывать любовь к прекрасному.

Прививать интерес к занятиям художественным творчеством.

Дать представления о произведениях искусства, выдающихся людях искусства.

Воспитывать любовь к красоте.

Ценности: 

красота; гармония

эстетическое развитие, индивидуальные творческие способности,

духовный мир человека

самовыражение в творчестве и искусстве, диалог культур и цивилизаций

Содержание

первоначальные представления об эстетических идеалах и ценностях; о душевной и физической красоте человека; об искусстве народов России;

первоначальные навыки культуроосвоения и культуросозидания, направленные на приобщение к достижениям общечеловеческой и национальной культуры;

проявление и развитие индивидуальных творческих способностей;

способность формулировать собственные эстетические предпочтения;

формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного; умение видеть красоту природы, труда и творчества;

интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке;к занятиям художественным творчеством;

стремление к опрятному внешнему виду;отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.

Формы работы:

 

Беседы

Экскурсии, прогулки

Просмотр фильмов

 

Беседы

Экскурсии

Выставки

Конкурсы

 

Беседы      Встречи

Экскурсии

Просмотр фильмов, Выставки

Участие в художественном оформлении помещений

Беседы     Экскурсии

Встречи, участие в мастер-классах, Просмотр фильмов

Тематические выставки

Конкурсы, ярмарки

Примерный перечень мероприятий

Фестиваль «Школьная весна»

Мастерская Деда Мороза

Неделя малышей

 

Фестиваль «Школьная весна»

Мастерская Деда Мороза

 

Фестиваль «Школьная

весна»

Мастерская Деда Мороза

 

Фестиваль «Школьная весна»

Мастерская Деда Мороза

 

Результаты

первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;

первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;

 

первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;

первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;

 

элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;

мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве образовательного учреждения и семьи.

 

первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;

 

Диагностика

Методика определения общественной активности учащихся (Е.Н.Степанов)

Уровень воспитанности учащихся  (методика Н.М.Шиловой)

Методика диагностики уровня творческой активности учащихся ( М.И. Рожков)

 

  1. Обеспечение реализации программы

 

     6.1.Механизмы реализации программы

Кадровое обеспечение

Заместитель директора по воспитательной работе

разрабатывает план воспитательной работы, отвечает за реализацию программы воспитательной работы

Педагоги-организаторы

обеспечивают разработку и организацию мероприятий по успешности учащихся.

Социальный педагог

 помогает ребенку в устранении причин, негативно влияющих на его посещаемость и успеваемость;

привлекает общественность и организации социально значимых мероприятий, акций, распознавание, диагностирование, разрешение конфликтов, затрагивающих интересы ребенка.

Классные руководители

планируют воспитательную работу с учётом интересов и способностей класса, вовлекают учащихся в различные виды деятельности, предусмотренные программой, оказывают поддержку учащимся в самоопределении по отношению к участию в программе, отслеживают результаты учащихся

Учителя – предметники

строят работу, которая будет интересна детям, оказывают индивидуальную педагогическую помощь при возникновении межличностных конфликтов со сверстниками и педагогами, учат с ориентацией на успех.

Родители

оказывают помощь в вопросах семейной педагогики, активно участвуют в жизни школы

Органы самоуправления (Совет школьников)

влияют на организацию и реализацию воспитательного процесса, выдвигают различные идеи, совместно ищут решения проблем

 

Ресурсное обеспечение программы:

 

Виды ресурсов

Имеющиеся ресурсы

Необходимые ресурсы

11.

Нормативно – правовая база 

положение о мониторинге, план воспитательной работы на год, положение об ученическом самоуправлении

 

22.

Кадровые

Педагоги

Социально-психологическая служба

Библиотекари

 

33.

Финансовые

Бюджетное финансирование по смете, внебюджетные средства, участие в целевых программах, грантовые поступления

Привлечённые средства

44.

Материально – технические

Два спортивных зала, стадион, тренажёрный зал, актовый зал, библиотека, кабинет дополнительного образования

приобретение компьютеров в организации деятельности детей; оборудование мест для проведения внеурочных мероприятий

55.

Информационно – методические

Информационные стенды (1 этаж), сайт школы

Методическая литература

Информационные стенды

66.

Мотивационные

Система диагностики и мониторинга воспитательной системы

разработка положения о стимулировании деятельности учащихся и педагогов

77.

Организационные

Методические объединения классных руководителей, педагогов дополнительного образования, совет старшеклассников, родительский комитет, Попечительский совет

Редакция школьной газеты

 

 

6.2.Управление воспитательной программой

 

Основными объектами, на которые направлена управленческая деятельность, являются педагогические кадры, ученический коллектив, родительская общественность.

 

 

Работа с педагогическим коллективом

Работа с органами ученического самоуправления

Работа с родителями

 

Цель:

  • повышение научно-методического уровня профессиональных знаний, умений, навыков, овладение современными технологиями.
  • создание условий для развития ученического самоуправления, ученического коллектива, обеспечить социальную защиту ребёнка.
  • создание оптимальных условий функционирования и совершенствования сотрудничества в организации работы с родителями, объединение усилий педагогического коллектива и родителей в развитии ребенка как личности.

Задачи:

 

  • освоение современных концепций воспитания и педагогических технологий;
  • оказание помощи классному руководителю в совершенствовании форм и методов организации воспитательной работы;
  • изучение, обобщение и  распространение передового опыта работы классных руководителей по воспитанию учащихся;
  • повышение творческого потенциала педагогов с учетом их индивидуальных способностей
  • развитие инициативы, творчества, самостоятельности учащихся, ответственности за состояние дел в школе;
  • формирование управленческих умений и навыков;
  • укрепление школьных традиций.

 

 

  • создание единой воспитывающей среды, в которой развивается личность ребёнка, приобщение родителей к целенаправленному процессу ВР;
  • включение родителей в разнообразные сферы жизнедеятельности образовательного учреждения;
  • повышение психолого-педагогической культуры родителей;
  • совершенствование  деятельности родительских комитетов школы, классов;
  • формирование положительного отношения родителей к школе.

 

Основные формы и методы:

  • семинары, совещания,                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             деловые игры,  тренинги, открытые мероприятия.

 

  • Совет старшеклассников, редколлегия – выпуск школьной газеты «Говорит Седьмая!».
  • общешкольные родительские собрания, классные родительские  собрания, встречи родителей классов и родительских комитетов с администрацией школы, специалистами в различных областях знаний, с педагогическим коллективом, вечера вопросов и ответов, индивидуальные консультации, посещение ребенка на дому, беседы.

 

6.3.Взаимодействие с ведомствами и общественными организациями.

 

Внешняя среда (связи с внешней социально-культурной, природной средой, связи с государственными и общественными учреждениями и родительской общественностью).

Цель: использование в воспитательном процессе дополнительных возможностей, которых школа создать не может.

Формы: договора о сотрудничестве, сетевые программы, сетевые события, сетевые проекты.

 

Интеграция социально-педагогического потенциала организаций общего и дополнительного образования, культуры, спорта, туризма, местного сообщества, традиционных религиозных и иных общественных организаций и семьи способствует позитивной социализации младших школьников

Сотрудничество с социальными партнерами включает три направления:

 

Воспитательно-образовательное направление

Информационно-образовательное направление

Взаимодействие с учреждениями здравоохранения

  • Детская библиотека (проведение совместных мероприятий);
  • Коряжемский Культурно-досуговый Центр (организация совместной деятельности по эстетическому воспитанию);
  • Молодёжный центр «Родина» (участие в городских мероприятиях, диспутах, обучение);
  • Котласский драматический театр (организация совместной деятельности по эстетическому воспитанию);
  • Детская Школа Искусств (организация совместной деятельности по эстетическому воспитанию);
  • Городской выставочный зал (посещение выставочных экспозиций, участие в выставках);
  • Муниципальные образовательные учреждения: МОУ  «СОШ №3» (систематическое участие в играх КВН – младшая и старшая лига, посещение музея), МОУ «СОШ №1» (организация совместной деятельности по патриотическому воспитанию) , МОУ «СОШ № 1-6» (совместные мероприятия);
  • КИТ, ПУ № 20 , ПУ № 3 (Котлас), ПУ № 4 (Вычегодский) (работа по профориентации, проведение встреч, экскурсий для учащихся 9,11 классов, родителей);
  • Филиал СФ МГЭИ, КФ ПГУ (совместное проведение занятий с учащимися 10 – 11 классов, работа по профориентации, руководство практикой студентов);
  • ГИБДД , ПДН (проведение бесед инспекторами с 1 по 11 класс, встречи с родителями на родительских собраниях);
  • Центр занятости населения (трудоустройство несовершеннолетних в летнее время);
  • Редакции газет «Трудовая Коряжма», «Муниципальный вестник», телевидение (освещение мероприятий, проводимых на базе школы в СМИ).

 

  • МУЗ «Коряжемская городская больница» (профилактические медосмотры);
  • Стоматологическая поликлиника;
  • Профилакторий «Весна» (оздоровление детей);
  • Поликлиника КЦБК (флюорография)

 

6.4.Мониторинг воспитательной работы.

 

Основные результаты духовно-нравственного развития и воспитания учащихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, в которых ведущими методами будут: экспертные суждения (родителей, партнеров школы); анонимные анкеты, позволяющие  анализировать (не оценивать) ценностную сферу личности;  различные тестовые инструменты, созданные с учетом возраста; самооценочные суждения  детей.

 Изучение особенностей учащихся, понимание мотивов их поведения дают возможность предвидеть их реакции в различных ситуациях, что, в свою очередь, делает воспитательную работу более рациональной и экономной.

Направления диагностики:

1. Изучение индивидуальных особенностей личности учащегося (общие сведения; способности; темперамент; самооценка; успешность в деятельности; уровень воспитанности).

2. Изучение межличностных отношений (социометрия; социально-психологический климат в классе; общие сведения)

 

Индикаторы

Инструменты мониторинга

Исполнители

Форма представления результатов

Уровень воспитанности

Методика Н.М.Шиловой

Кл.руководители, зам.по ВР

Статистич. отчёт по классам, ОУ

Удовлетворённость уч-ся и родителей школьной жизнью

Методика А.А.Андреева

Е.Н.Степанова

Кл.руководители,зам.по ВР, педагоги ОДО

Результаты диагностики , анализ

Занятость уч-ся во внеурочное время

Анкетирование, наблюдение

Кл.руководители,зам. по ВР,соц. педагог

Справка

Удовлетворенность родителей работой педагога

Методика

Е.Н. Степанова

 

Кл.руководители, педагоги – организаторы, педагоги ОДО.

Результаты диагностики , анализ

Уровень  общественной активности учащихся

 

Методика Е.Н.Степанова

Кл.руководители, зам.по ВР

Результаты диагностики , анализ

Нравственная воспитанность уч-ся

Анкета «Ценностные ориентиры»

Нравственная направленность учащихся старшей школы

Результаты диагностики , анализ

Выявление самочувствия ученика в коллективе

Анкета В. Т. Кабуша.

 

Кл.руководители, соц. педагоги, психологи.

Результаты диагностики , анализ

Уровень творческой активности учащихся

Методика М.И. Рожкова

Кл.руководители, зам.по ВР

Справка, анализ

 Мотивы участия школьников в деятельности

Методика Л.В.Байбородова

Кл.руководители, зам.по ВР

Анализ

Уровня школьной тревожности Филипса

Методика Филипса

Педагог-психолог

Справка, анализ

Тест «Размышляем о жизненном опыте» (адаптированный для младших школьников) 

 

адаптирован В.М.Ивановой, Т.Е.Павловой

Кл.руководители, зам.по ВР

Справка, анализ

 

Формы диагностики -анкетирование; тестирование;  наблюдение;  беседы.

 

Критерии успешности нравственного образования

  • Результаты диагностических исследований нравственного роста личности школьников – положительная динамика роста позитивных отношений к нравственным ценностям.
  • Результаты исследования формирования классных коллективов – рост суммы баллов активности и качества участия классных коллективов в общественной жизни.
  • Рейтинговая оценка работы школы ее учащимися и их родителями - положительная динамика по годам.
  • Уровень активности участия всех сторон образовательного процесса в самоуправлении школой – положительная динамика числа участников и их предложений по совершенствованию работы школы.

 

 

7. Ожидаемые результаты реализации программы – модель выпускника .

 

В результате реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования должно обеспечиваться достижение обучающимися:

  • воспитательных результатов – духовно-нравственных приобретений, которые получил ученик вследствие участия в той или иной деятельности;;
  • эффекта – последствия результата, то, к чему привело достижение результата (развитие ученика как личности, формирование его компетентности, идентичности и т.д.).

Развитие личности обучающегося, формирование его социальной компетентности и т.д. становится возможным благодаря воспитательной деятельности педагога, других субъектов духовно-нравственного развития и воспитания (семьи, друзей, ближайшего окружения, общественности, СМИ и т.п.), а также собственным усилиям самого обучающегося. 

Воспитательные результаты и эффекты деятельности школьников распределяются по трем уровням.

Первый уровень результатов  – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, школе, т.е. в защищенной, дружественной просоциальной среде, в которой ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов  – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника представителями различных социальных субъектов  за пределами школы, в открытой общественной среде.

С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:

  • на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
  • на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно-ориентированной социально значимой деятельности.

Предполагаемым результатом данной духовно-нравственной воспитательной программы является формирование у детей навыков самостоятельности: самоанализа, самооценки, самоуправления. Это необходимо учащимся при переходе в среднее образовательное звено. Они должны уметь анализировать свою деятельность, не бояться принимать самостоятельно решение, уметь отвечать за свои поступки, передавать свой опыт своим сверстникам.

 

Обобщенный результат образовательной деятельности начальной школы как итог реализации общественного договора фиксируется в портрете ее  выпускника:

  • умеющий учиться, способный организовать свою деятельность, умеющий пользоваться информационными источниками;
  • владеющий опытом мотивированного участия в конкурсах и проектах регионального и международных уровней;
  • обладающий основами коммуникативной культурой (умеет слушать и слышать собеседника, высказывать свое мнение);любознательный, интересующийся, активно познающий мир;
  • владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
  • любящий свой край и свою Родину;
  • уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
  • готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;
  • доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение;
  • выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.

 

 

 

Яндекс.Метрика
создание сайтов в Котласе