Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни в 1-11-х классах МОУ «СОШ № 7» г. Коряжмы на 2016-2020 г.

Пояснительная записка

            Одной из приоритетных задач нового этапа реформирования системы образования становится сбережение и укрепление здоровья учащихся, выбор образовательных технологий, соответствующих возрасту, устраняющих перегрузку и сохраняющих здоровье школьников.

  Крайне низкий уровень физического и психического здоровья детей и молодежи создает объективные препятствия на пути эффективной модернизации российского образования, без чего невозможно решить назревшие социальные и экономические проблемы, достичь опережающего развития общеобразовательной школы.

Состояние здоровья детей вызывает тревогу, что подтверждается статистическими показателями:

  • физиологически зрелыми рождаются не более 14 % детей:
  • 20-25 % детей, пришедших в первый класс, имеют физические недостатки или  хронические заболевания;
  • 90-92 % выпускников средних школ находятся в «третьем состоянии», т.е. они еще не знают, что больны;
  • Только 8-10 % выпускников школ можно считать действительно здоровыми;
  • 5 % взрослого населения страны хронически больны.

 

Существенное влияние на состояние здоровья детей оказывают следую­щие факторы:

  • неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия;
  • факторы риска, имеющие место в образовательном учреждении, кото­рые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья обучающихся от первого к последнему году обучения;
  • неблагополучные популяционные сдвиги в здоровье детей и подростков и всего населения страны в целом;
  • активно формируемые в младшем школьном возрасте комплексы зна­ний, установок, правил поведения, привычек;
  • особенности отношения обучающихся младшего школьного возраста к своему здоровью, неспособность прогнозировать последствия своего отноше­ния к здоровью, невосприятие ребенком деятельности, связанной с укреплением здоровья и профилактикой его нарушений.

 

По современным представлениям целостное здоровье человека имеет три составляющие:

  1. физическое здоровье, или здоровье тела, которое подразумевает наличие у организма человека резервных возможностей, обеспечивающих его оптимальную адаптированность к изменениям внешней и внутренней среды;
  2. психоэмоциональное здоровье, характеризующееся состоянием внимания, памяти, мышления, особенностями эмоционально-волевых качеств, способностью к саморегуляции, управлению своим внутренним психологическим состоянием;
  3. социально-нравственное здоровье, отражающее систему ценностей и мотивов поведения человека в его взаимоотношениях с внешним миром, проявляющееся в признании общечеловеческих духовных ценностей, в уважении к иным точкам зрения и результатам чужого труда, активной жизненной позиции.

 

Для формирования, сохранения и укрепления этих составляющих целостного здоровья человека необходимо внедрение в деятельность образовательного учреждения здоровьесберегающих технологий, под которыми следует понимать систему мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающую важнейшие характеристики образовательной среды с точки зрения её воздействия на здоровье учащихся.

 

 

 

 

Нормативно-правовая и документальная основа программы:

 

1."Конвенция о правах ребенка" (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990).

 

2."Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ).

 

3.Федеральным законом от 24 июля 1998 г. № 124 –ФЗ ( в редакции от 17.12.2009) "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации".

 

4.Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 02.02.2011) "Об образовании".

 

5.Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 28.09.2010)"О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".

 

6.Федеральный закон от 02.01.2000 N 29-ФЗ (ред. от 30.12.2008)"О качестве и безопасности пищевых продуктов».

 

7.Постановление Правительства РФ от 19.03.2001 N 196 (ред. от 10.03.2009) "Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении".

 

9.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 23.07.2008 N 45 «Об утверждении СанПиН 2.4.5.2409-08".

 

10.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от29.012.2010N 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

 

11.Приказ Минздрава РФ от 04.04.3003 № 139 «Об утверждении инструкции по внедрению оздоровительных технологий в деятельность образовательных учреждений».

 

12.Приказ Минобрнауки РФ от 28.12.2010 N 2106 "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников".

 

13.Закон Архангельской области от 03.04.1996 N 38-22-ОЗ (ред. от 19.11.2010) "Об образовании".

 

14.Распоряжение администрации Архангельской обл. от 19.02.1998 N 94р "О качестве и безопасности пищевых продуктов и продовольственного сырья".

 

15.Устав МОУ «СОШ № 7».

 

16.Письмо Минобразования РФ от 27.06.2003 N 28-51-513/16 «О Методических рекомендациях по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цели программы:

  • Формирование знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. 
  • Создание системы работы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни участников образовательного процесса.
  • Повышение здоровьесберегающего потенциала ОУ.

 

Задачи программы:

  • сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;
  • научить обучающихся делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;
  • научиться выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе ее использования самостоятельно поддерживать свое здоровье;
  • сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;
  • сформировать представление о рациональной организации режима дня, двигательной активности, научить ребенка составлять, анали­зировать и контролировать свой режим дня;
  • дать представление о негативных факторах риска здоровью детей, о существовании и причинах возникновения зависимости от     табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;
  • дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здо­ровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепе­редач, участия в азартных играх;
  • обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
  • сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;
  • сформировать представление об основных компонентах культуры здо­ровья и здорового образа жизни;
  • сформировать потребность ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.

 

 

В соответствии с ФГОС Базовая модель организации работы образова­тельного учреждения формируется в два этапа.

Первый этап — анализ состояния и планирование работы ОУ по данному направлению, в том числе по:

  • организации режима дня детей, их нагрузкам, питанию, физкультурно-оздоровительной работе, сформированности элементарных навыков гигиены, рационального питания и профилактике вредных привычек;
  • организации просветительской работы ОУ с учащимися и родителями;
  • выделению приоритетов в работе образовательного учреждения с учётом результатов проведённого анализа, а также возрастных особенностей обучающихся на ступени начального общего образования.

Второй этап — организация просветительской работы ОУ.

  • Просветительско-воспитательная работа с обучающимися, направленная на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни. Внедрение в систему работы ОУ дополнительных программ:
    • Лекции, беседы, консультации по проблемам сохранения и укрепления здоровья, профилактике вредных привычек;
    • Проведение дней здоровья, конкурсов, праздников, направленных на пропаганду ЗОЖ;
    • Создание общественного совета по здоровью, включающего представителей администрации, педагогов, специалистов, родителей.
    • Просветительская и методическая работа с педагогами, специалистами и родителями, направленная на повышение квалификации работников ОУ и повышение уровня знаний родителей  по проблемам охраны и укрепления здоровья детей:
      • Проведение лекций, семинаров, круглых столов;
      • Создание базы научно-методической литературы;
      • Привлечение педагогов, родителей и учащихся к совместной работе по проведению оздоровительных мероприятий и спортивных соревнований.

 

Сроки реализации программы:

2016-2020 годы

 

Участники программы:

  • Учащиеся 1-4 классов;
  • родители (законные представители) обучающихся;
  • педагогический коллектив: учителя, социальный педагог, психолог, логопед, педагоги дополнительного образования;
  • фельдшер школы;
  • общественные организации города.

 

 

Основные принципы программы:

Принцип участия - привлечение всех участников образовательного про­цесса, социума к непосредственному и сознательному участию в целенаправ­ленной деятельности по оздоровлению своего организма, по формированию здоровых привычек, планированию оптимальной учебной нагрузки, своевре­менной диспансеризации детей.

Принцип социальной компенсации - обеспечение социальной и право­вой защищенности учащихся, находящихся в семьях, требующих социальной поддержки.

Принцип гарантий - реализация конституционных прав детей на получе­ние образования и медицинского обслуживания, выполнение государственных гарантий, направленных на укрепление здоровья подрастающего поколения.

Принцип комплексного сквозного подхода - заключается в преемствен­ности между возрастными различиями и видами детской деятельности.

Принцип ценностной ориентации (аксиологичности) - формирование у учащихся устойчивых мировоззренческих представлений об общечеловече­ских ценностях, здоровом образе жизни как необходимом условии реализации личных устремлений, уважения к человеку.

Принцип дифференцированности - дифференциация целей, задач, средств, планируемых результатов формирования здоровья учащихся во всех его проявлениях при обязательном охвате всех обучающихся.

Принцип многоаспектности - сочетание различных направлений целе­вой педагогической деятельности образовательного учреждения по формирова­нию здоровья:

  • социальный аспект, ориентированный на формирование позитивных моральных и нравственных ценностей, определяющих выбор здорового образа жизни
  • психологический аспект, направленный на формирование стрессо­устойчивых личностных установок учащихся, позитивно-когнитивных оценок себя и окружающей действительности, а также навыков поведения в трудных жизненных ситуациях
  • образовательный аспект, формирующий систему представлений и зна­ний о здоровье и здоровом образе жизни как сложных социально-личностных и психофизических явлениях.

Принцип целостности (комплексности) - наличие единой программы формирования здоровья учащихся как целостного медико-психологического явления.

 

Основные направления программы:

  1. Организационно-управленческая и методическая деятельность по укре­плению здоровья учащихся.
  2. Улучшение санитарно-гигиенических условий образовательного учре­ждения.
  3. Рациональная организация учебного процесса и здоровьесберегающие технологии в предметно-образовательных циклах.
  4. Медико-профилактическая работа.
  5. Физкультурно-оздоровительная работа.
  6. Организация воспитательной работы с учащимися по формированию ценности здоровья и навыков здорового образа жизни.
  7. Организация работы с родителями.
  8. Социально-психологическое сопровождение.
  9. Коррекционно-логопедическая работа.

 

 

Реализация основных направлений программы

 

  1. 1.      Организационно-управленческая и методическая деятельность по укре­плению здоровья учащихся

Задачи:

  1. Создание условий для формирования здоровьесберегающей среды в школе.
  2. Программно-методическое обеспечение педагогического процесса, соответствующего современным требованиям дидактики и возрастной психо­физиологии обучающихся.
  3. Определение содержания педагогического процесса в школе, способст­вующего формированию культуры здоровья.
  4. Координация содержания учебных программ, совершенствование методов обучения и форм организации учебной деятельности с целью снижения перегрузки.
  5. Подготовка педагогических работников по вопросам оздоровления учащихся.
  6. Создание условий для совместной деятельности медицинских и педагогических работников школы в оздоровлении детей.

 

Мероприятия

Сроки

Ответственные

  1.  

Производственные совещания по формированию здоровьесберегающей среды в школе

2 раза в год

Зам. дир. по ОТ и З

  1.  

Совещания при директоре:

  • Об организации питания
  • Состояние охраны труда в школе

 

1 раз в год

1 раз в год

Зам. дир. по ОТ и З

  1.  

Создание теоретического, методологического

и научно-методического обеспечения педагогического процесса

2016-2020 гг.

Зам. дир. по ОТ и З, педагоги

  1.  

Организация методической учебы педагогов по проблеме «Здоровьесберегающие технологии», направленной на повышение их уровня знаний об эффективных здоровьесберегающих методах и технологиях

В течение года

Зам. дир. по ОТ и З

  1.  

Проведение семинаров по проблеме «Здоровьесберегающие технологии»

 

1 раз в год

Зам.дир. по ОТ и З

  1.  

Оформление социального паспорта школы

Ежегодно на начало года

Соц. педагог

  1.  

Осуществление мониторинга здоровья и личностного развития учащихся

2016-2020 гг.

Зам. дир. по ОТ и З, фельдшер школы

  1.  

Разработка на основании анкетирования комплек­са мер (рекомендаций), направленных на укрепление здоровья учащихся

2016-2020 гг

Зам. дир. по ОТ и З, фельдшер школы, психолог

  1.  

Организация работы с родителями по проблеме сохранения и укрепления здоровья детей в целях оказания предупредительной помощи; вопросам ЗОЖ, физической культуры, естественных средств оздоровления

2016-2020 гг

Зам. дир. по ОТ и З

  1.  

Обеспечение условий для предупреждения травматизма в ОУ через соблюдение техники безопасности при организации учебно-воспитательного процесса

Постоянно

Администрация школы, педагоги

  1.  

Контроль за соблюдением гигиенических требо­ваний к организации учебно-воспитательного процесса, требований по охране труда

Постоянно

Администрация, Зам. дир. по ОТ и З

  1.  

Разработка инструкций и памяток, направленных на сохранение жизни и здоровья обучающихся

В течение года

Зам. дир. по ОТ и З

 

 

  1. 2.      Улучшение санитарно-гигиенических условий образовательного учреж­дения

Задачи:

  1. Соблюдение санитарно-гигиенических требований.
    1. Укрепление материально-технической базы образовательного учрежде­ния с целью профилактики и укрепления здоровья учащихся.
    2. Создание оптимального режима функционирования образовательного учреждения.
    3. Совершенствование санитарно-оздоровительных мероприятий.

 

Мероприятия

Сроки

Ответственные

  1.  

Обеспечение санитарно-гигиенического режима образовательного учреждения (обеспечение рабо­ты всех систем жизнеобеспечения образователь­ного учреждения согласно санитарным правилам и нормам СанПиНа)

Постоянно

Зам. дир. по АХР; зам. дир. по ОТ и 3

  1.  

Осуществление контроля за соблюдением сани­тарно-гигиенических требований согласно сани­тарным правилам и нормам СанПиНа

Постоянно согласно плана контроля

Зам. дир. по АХР; зам. дир. по ОТ и 3

  1.  

Пополнение образовательного учреждения необходимой ростовой ученической мебелью, спортивным и медицинским оборудованием

По мере финансирован.

Администрация

  1.  

Проведение капитального ремонта школы:

  • системы канализации, в т.ч. туалетов;
  • ремонт кровли

По мере финансирован.

Администрация

  1.  

Подготовка школы:

  • к новому учебному году
  1. 1.        косметический ремонт школы
  2. 2.        ремонт учебных кабинетов,

эстетическое оформление

  • к зимнему периоду с целью обеспечения оптимального теплового режима

Ежегодно

к началу учебного года

 

Ежегодно

в начале 2 четверти

Зам. дир. по АХР; классные руководите­ли;

род. комите­ты

 

  1.  

Обеспечение учащихся горячим питанием

Постоянно

Зам. дир. по ОТ и 3

  1.  

Организация контроля:

  • за соблюдением санитарно-гигиенических требований в школьной столовой-раздаточной, за качеством доставляемой продукции;
  • за организацией горячего питания учащихся

В течение года

Зам. дир. по ОТ и 3

  1.  

Организация питьевого режима в школе

Постоянно

Зам. дир. по ОТ и 3

  1.  

Соблюдение календаря включения искусственно­го освещения

Ежедневно

Дежурный администратор

  1.  

Обеспечение безопасного подхода к зданиям шко­лы (уборка пешеходных дорожек, крыльца в зим­ний период)

Зимний период

Зам. дир. по АХР

  1.  

Гигиеническая подготовка административно- хозяйственного персонала школы и педагогиче­ского коллектива

1 раз в два года

Зам. дир. по ОТ и 3

  1. 3.    Рациональная организация учебного процесса и применение здоровьесберегающих технологий в предметно-образовательных циклах

Задачи:

  1. Организация учебного процесса в образовательном учреждении, направленного на сохранение здоровья обучающихся.
  2. Применение педагогами новых методов деятельности в процессе обу­чения школьников, использование технологий урока, сберегающих здоровье учащихся.
  3. Обеспечение психологического комфорта для всех участников образо­вательного процесса.
  4. Обеспечение условий для здоровьесбережения в учебном помещении в период учебного процесса.

Мероприятия

Сроки

Ответственные

  1.  

Правильное составление расписания уроков в соответствии с дневной и недельной динамикой умственной работоспособности

Сентябрь

Зам. дир. по УВР

  1.  

Правильное составление расписания государствен­ной аттестации учащихся в соответствии с требо­ваниями

Март- апрель

Зам. дир. по УВР

  1.  

Осуществление контроля за расписанием уроков в целях упорядочения нагрузки учащихся

Сентябрь

Зам. дир. по ОТ и 3

  1.  

Соблюдение гигиенических нормативов объема учебной, внеучебной нагрузки и домашних заданий

Постоянно

Зам. дир. по ОТ и 3; учителя-предметники

  1.  

Осуществление контроля за соблюдением гигиени­ческих нормативов объема учебной, внеучебной нагрузки и домашних заданий

В течение года

Зам. дир. по ОТ и 3, зам. дир. по УВР

  1.  

Рациональная организация учебной деятельности на уроках

Постоянно

Учителя

  1.  

Соответствие методик и технологий обучения воз­растным возможностям учащихся

Постоянно

Учителя

  1.  

Применение личностно-ориентированного, индивидуального подхода в образовательном процессе, учи­тывающего психологические особенности, уровень развитая и состояние здоровья каждого ребенка

Постоянно

Учителя

  1.  

Использование технологий обучения на основе доступности содержания, вариативности, диффе­ренциации и межпредметной интеграции

Постоянно

Учителя

  1.  

Использование активно-деятельностных форм организации учебного процесса, наглядности, групповых, проблемных, игровых, диалоговых форм работы

Постоянно

Учителя

  1.  

Формирование положительной мотивации учения, обеспечивающей самореализацию учащихся, рост их творческого потенциала

Постоянно

Учителя

  1.  

Соблюдение физиологических основ учебно- воспитательного режима (учет времени трудоспо­собности, утомляемости, учебной нагрузки)

Постоянно

Учителя

  1.  

Проведение гигиенической оценки условий и тех­нологий обучения (воздушно-теплового режима, светового режима и организации учебно-воспитательного режима)

Постоянно

Зам. дир. по ОТ и 3; учителя

  1.  

Правильное определение ученического места (уда­ленность от окна, классной доски, чередование места посадки учащихся, выбор размера парты)

Постоянно

Классный руководитель

  1.  

Мероприятия по профилактике утомления, нару­шения осанки, зрения (физкультминутки, гимна­стика для глаз, динамические паузы, минутки релаксации, эмоциональные разрядки)

На каждом уроке

Учителя

  1.  

Создание здорового психологическою климата на уроке

На каждом уроке

Учителя и учащиеся

  1.  

Целенаправленная пропаганда здорового образа жизни через каждый учебный предмет и постоянное формирование у обучающихся культуры здоровья

Регулярно

Учителя

  1.  

Проведение тематического контроля

«Организация урока с позиции здоровьесбережения»

В течение года

Зам. дир. по ОТ и 3

  1. 4.    Медико-профилактическая работа

Задачи:

  1. 1.    Контроль за соматическим здоровьем учащихся. Накопление банка дан­ных.
  2. 2.    Диагностика и своевременное проведение лечебно-оздоровительных мероприятий.
  3. 3.    Профилактическая деятельность.
  4. 4.    Просветительская работа.

 

Мероприятия

Сроки

Ответственные

  1.  

Проверка готовности школы к новому учебному году, в том числе пищеблока

Август

Фельдшер школы

  1.  

Подготовка медкабинета,

пополнение аптечек

Август-сентябрь

Фельдшер школы;

зам. дир. по ОТ и З

  1.  

Оформление листка здоровья в классных журналах и контроль правильности заполнения посадочного листа

Сентябрь

Фельдшер школы

  1.  

Составление картотеки на учащихся 1-х классов

Сентябрь- октябрь

Фельдшер школы

  1.  

Проведение осмотра учащихся на педикулез

и кожные заболевания

Начало учебного года и после каждых каникул

Фельдшер школы

  1.  

Проведение профилактических прививок с уче­том фактического здоровья учащихся

В соответствии с планом

Фельдшер школы

  1.  

Медицинский осмотр врачами-специалистами учащихся 1-4-х классов

В соответствии с графиком

Фельдшер школы;

врачи-специалисты

  1.  

Комплексная оценка состояния здоровья уча­щихся по результатам медицинских осмотров

По результатам мед.осмотров

Фельдшер школы;

зам. дир. по ОТ и З

  1.  

Анализ результатов медицинских осмотров. Информирование учителей и родителей

По результатам мед.осмотров

Фельдшер школы;

зам. дир. по ОТ и З

  1.  

Постановка на «Д» учет детей с хроническими заболеваниями. Организация контроля за явками к врачам-специалистам

В течение года

Фельдшер школы

  1.  

Профилактика травматизма среди учащихся

В течение года

Фельдшер школы;

зам. дир. по ОТ и 3

  1.  

Контроль за пищеблоком (бракераж)

В течение года

Фельдшер школы;

зам. дир. по ОТ и 3

  1.  

Выявление и учет всех инфекционных заболева­ний. Проведение комплекса противоэпидемиологических мероприятий

Постоянно

Фельдшер школы

  1.  

Контроль за санитарно-гигиеническими усло­виями учебно-воспитательного процесса (сани­тарное состояние помещений, освещение,  теп­ловой режим)

Постоянно

Фельдшер школы;

зам. дир. по ОТ и 3

  1.  

Организация санитарно-просветительской работы среди учащихся, учителей и родителей

В течение года

Фельдшер школы;

зам. дир. по ОТ и 3

  1.  

Стоматологическая помощь школе

В течение года

Врач-стоматолог

 

 

  1. 5.    Физкультурно-оздоровительная работа

Задачи:

  1. 1.    Обеспечение условий для сохранения, укрепления физического и пси­хически здоровья детей в соответствии с их индивидуально-психофизиологическими возможностями.
  2. 2.    Создание оздоровительного микроклимата, соответствующей предмет­ной среды, стимулирующей двигательную активность учащихся.
  3. 3.    Формирование у учащихся понимания необходимости заниматься физической культурой и спортом.
  4. 4.    Создание хороших материально-технических условий для занятий спортом.
  5. 5.    Предоставление альтернативы в виде занятий спортом учащимся пагубному влиянию вредных привычек.

 

Мероприятия

Сроки

Ответственные

  1.  

Организация уроков физической культуры

 с уче­том мониторинга уровня физического здоровья и индивидуальных особенностей учащихся

Постоянно

Учителя

физической культуры

  1.  

Индивидуализация спортивных нагрузок уча­щихся на занятиях по физической культуре в соответствии с их группами здоровья

Постоянно

Учителя

физической культуры

  1.  

Мониторинг уровня физического здоровья детей с нарушением осанки и плоскостопия с биодинамическими особенностями

Ежегодно

Фельдшер школы; Учителя

физической культуры

  1.  

Организация работы спецгруппы «А», «Б» для учащихся начальной школы

Ежегодно

Учителя

физической культуры зам. дир. по ОТ и 3

  1.  

Организация групп корригирующей гимнаст­ки для детей с нарушением осанки

Ежегодно

Учителя

физической культуры

  1.  

Экспертиза качества уроков физической куль­туры в условиях реализации концепции разви­тия школы

По плану контроля

Зам. дир. по ОТ и 3

  1.  

Организация работы спортивных секций

  1. лыжная
  2. баскетбол
  3. борьба
  4. шахматы
  5. теннис
  6. подвижные игры
  7. туристическая и тд.

Постоянно

Учителя

физической культуры;

педагог доп. образования

  1.  

Организация спортивно-массовой работы

с учащимися:

  • школьная спартакиада
  • Майская эстафета
  • областные соревнования
  • городская спартакиада школьников
  • всероссийские мероприятия «Лыжня зовет»,
  • проведение походов выходного дня

В соответствии

с календарем спортивно- массовых мероприятий и планом работы школы

Учителя

физической культуры;

педагоги доп. образования

  1.  

Пропаганда опыта работы по организации активного досуга детей с родителями

Постоянно

Классн. руководители; педагог доп. образ.

  1.  

Проведение Дня здоровья

2 раза в год

Зам. дир. по BP и ОТ

  1.  

Создание хороших материально-технических условий для занятий спортом:

  • ремонт и оснащение спортивных площадок;
  • приобретение спортивного инвентаря

Ежегодно

Администрация школы

 

 

 

  1. 6.    Организация воспитательной работы с учащимися по формированию цен­ности здоровья и навыков здорового образа жизни

Задачи:

  1. Формирование и развитие у детей представлений о здоровье, позитив­ной мотивации на здоровый образ жизни.
  2. Перенос медико-гигиенических знаний в повседневную жизнь учащихся.
  3. Воспитание осмысленного поведения и чувства ответственности за свое здоровье, предупреждение негативных явлений.

Мероприятия

Сроки

Ответственные

  1.  

Система проведения классных часов (разработка тематики классных часов и мероприятий)

1 раз в месяц

Клас. руководители; зам. дир. по BP

  1.  

Профилактика и предупреждение употребления наркотических и психотропных веществ

В течение года

Соц. педагог;

класс, руководители

  1.  

Предупреждение дорожно-транспортного трав­матизма

В соответствии

с программой

Зам. дир. по ОТи З; класс, руководители

  1.  

Обучение учащихся правилам пожарной безо­пасности

В соответствии с программой

Зам. дир. по ОТи З; класс, руководители

  1.  

Изучение правил и мер безопасности на воде

В соответствии с программой

Зам. дир. по ОТи З; класс, руководители

  1.  

Профилактика школьного травматизма

Постоянно

Зам. дир. по ОТи З; класс, руководители, дежурные учителя

  1.  

Организация работы отряда юных инспекторов дорожного движения

В течение года

Зам. дир. по ОТ и З

  1.  

Проведение дней здоровья

2 раза в год

Зам. дир. по ОТи З; класс, руководители

  1.  

Проведение месячника «Осторожно, дети!»

Сентябрь, май

Зам. дир. по ОТ и 3, классные руководители

  1.  

Проведение декады пожарной безопасности:

«Чтобы не было беды»

Ежегодно

Зам. дир. по ОТ и 3

  1.  

Проведение Всемирного дня здоровья

Ежегодно

Зам. дир. по ОТ и 3

  1.  

Неделя психологии

Ежегодно

Психолог школы; класс, руководители

  1.  

Проведение акций против вредных привычек (курения, наркотиков и т.п.)________

Ежегодно

Зам. дир. по ОТ и 3; соц. педагог

  1.  

Акция: «Время детей - насилию нет!»

Тренинги: «Я говорю Вам нет»

Ежегодно

Психолог,

зам. дир. по BP

  1.  

Конкурсы рисунков и плакатов по тематике:

  1. безопасности дорожного движения
  2. пожарной безопасности
  3. борьбы с вредными привычками
  4. Всемирного Дня здоровья
  5. Борьбы со СПИДом 

В течение года

Зам. дир. По ОТ и 3; учителя рисования;

Клас. руководители

 

  1.  

Выпуск тематических стенгазет и стендов:

2. Твое здоровье

3. Здоровое питание

4. Пожарная безопасность

5. Твоя безопасность

6. Мы, против курения

7. Вредным привычкам - нет!

В течение года

Зам. дир. по ОТ и 3; соц. педагог

 

  1.  

Анкетирование «Твое здоровье»

Апрель

Класс, руководители; зам. дир. по ОТ и 3

  1.  

Работа кинолектория

В течение года

Зам. дир. по ОТ и 3

 

  1.  

Экологические акции:

  • «Чистый двор»
  • «Посади свое дерево»

Сентябрь, май

Зам. дир. по BP;

класс, руководители

  1.  

Участие в городских конкурсах и мероприятиях

В соответствии с планом

Назначаются по приказу директора

  1. 7.    Организация работы с родителями

Задачи:

  1. Просвещение родителей по вопросам сохранения здоровья ребенка в школе.
  2. Укрепление связи семьи и школы в интересах сохранения здоровья детей.

Мероприятия

Сроки

Ответственные

  1.  

Знакомство с нормативно-правовыми докумен­тами по вопросам охраны здоровья.

По мере необхо­димости

Класс. руководители;

зам. дир. по ОТ и 3

  1.  

Знакомство с санитарно-гигиеническими требованиями

Начало учебного года

Класс. руководители;

зам. дир. по ОТ и 3

  1.  

Знакомство с научно-популярной литературой, периодическими изданиями по вопросам здоро­вья детей

Постоянно

Зав. библиотекой

  1.  

Проведение родительских собраний по вопро­сам здоровьесбережения

В течение года

Зам. дир. по ОТ и 3; психолог школы

  1.  

Проведение собраний родителей детей «группы риска» (по вопросам вредных привычек) по результатам анкетирования и итогам акций

В течение года

Зам. дир. по ОТ и 3; соц. педагог

  1.  

Осуществление родительского контроля за организацией и соблюдением режима дня школьника (полноценное питание, количество и качество сна, активный отдых, время на выполнение домашнего задания)

Постоянно

Родители учащихся

  1.  

Консультации по вопросам психического здоро­вья детей с целью психокоррекции

По мере необхо­димости

Психолог школы

  1.  

Консультации логопеда по вопросам организа­ции коррекционной работы с учащимися

По результатам диагностики

Логопед школы

  1.  

Привлечение родителей к участию в общешколь­ных мероприятиях (походы выходного дня, турслеты, спортивные соревнования и т.п.)

В течение года

Педагог доп. образо­вания; учителя физ.культуры

 

8. Социально-психологическое направление

а) Психолого-педагогическое сопровождение:

Задачи:

  1. Определение физиологической готовности к обучению и обеспечение адаптации к школе.
  2. Развитие познавательной и учебной мотивации, самостоятельности и самоорганизации, формирование желания и умения учиться, развитие творческих способностей.
  3. Развитие навыков сотрудничества в классном коллективе.
  4. Выявление и профилактика проблем развития ребенка в школе.
  5. Помощь ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации.
  6. Формирование жизненных навыков, профилактика вредных привычек.
  7. Развитие психолого-педагогической культуры (компетентности) уча­щихся, родителей и учителей.

 

Мероприятия

Сроки

Ответственные

  1. 1.                   

Выявление особенностей психолого-педагогического статуса учащихся (1-й, 4-й класс)

Сентябрь, март

Психолог школы

  1. 2.                   

Коррекционно-развивающие занятия с детьми, испытывающими трудности, направленные на развитие памяти, мышления, воображения, внимания и консультации родителей по выявленным проблемам

В течение года

Психолог,

логопед,

учителя

  1. 3.                   

Курсы:

«Все цвета, кроме черного»

«Полезные привычки»

«Разговор о правильном питании»

В течение года

Классные руководители

  1. 4.                   

Диагностика детей и консультирование родителей будущих первоклассников

В течение года

Психолог, логопед, учителя

  1. 5.                   

Проведение родительских собраний по психолого-педагогическим проблемам

В течение года

Психолог, класс. руководители

  1. 6.                   

Лекторий «Укрепляй семейные связи»

Октябрь-декабрь

Психолог школы

  1. 7.                   

Проведение классных часов

«Я скоро пятиклассник»

2 полугодие

Психолог школы

  1. 8.                   

Коррекционные программы

В течение года

Психолог школы

 

б) Социально-педагогическое сопровождение:

Задачи:

  1. Предупреждение возможного неблагополучия в психологическом и личностном развитии учащегося.
  2. Помощь учащемуся в решении актуальных задач развития, обучения, социализации.
  3. Социальная защита семей и учащихся, детей-сирот, опекаемых.

                                                

Мероприятия

Сроки

Ответственные

 

  1.  

Социадиагностика класса.

Составление социальной карты класса.

Сентябрь

Классные руководители

 

  1.  

Составление социального паспорта школы

Сентябрь

Соц.педагог

 

  1.  

Диагностика учащихся, корректировка списков: малообеспеченных семей, детей-сирот, инвалидов

Сентябрь

Соц.педагог

 

  1.  

Обследование условий жизни детей-сирот, опекаемых, детей «группы риска», составление актов обследования

В течение года

Соц.педагог, классные руководители

 

  1.  

Выявление интересов, потребностей, проблем учащихся, конфликтных ситуаций

Постоянно

Соц.педагог, класс. руководители

 

  1.  

Анкетирование учащихся по выявлению вредных привычек

Ежегодно

Соц.педагог,

 класс. руководители

 

  1.  

Оказание своевременной помощи учащимся, родителям с целью сохранения физического и психического здоровья, коррекция индивиду­ального развития

Постоянно

Соц педагог;

 психо­лог школы

 

  1.  

Работа совета профилактики правонарушений

В течение года

Соц. педагог

 

  1.  

Персональный контроль учащихся, состоящих на учете в КДН, ПДН, нуждающихся в соц. помощи

Постоянно

Соц педагог

 

  1.  

Организация мероприятий по профилактике правонарушений учащихся

В течение года

Соц. педагог совме­стно с сотруд. КДН

 

  1.  

Организация работы по профилактике вредных привычек и предупреждению употребления наркотических и психотропных веществ

В течение года

Класс, руководители; соц. педагог; зам. дир. по ОТ и 3

 

  1.  

Организация горячего питания детей из мало­обеспеченных семей

В течение года

Соц. педагог

 

  1.  

Организация летнего отдыха детей-сирот и учащихся, состоящих на учете в КДН и ПДН

Апрель-май

Соц. педагог

 

  1.  

Трудоустройство подростков на работу в летний период

Май-июнь

Соц. педагог

 

 

  1. 9.    Коррекционно-логопедическая работа

Задачи:

  1. Создание оптимальных педагогических условий для детей с трудностями в обучении в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем развития, состоянием соматического и нервно-психического здоровья.
  2. Оказание целенаправленного содействия и повышения качества и эффективности учебно-воспитательного процесса.

Мероприятия

Сроки

Ответственные

  1.  

Диагностика: выявление и обследование уча­щихся, имеющих дефекты устной и письменной речи, трудности в обучении, школьной адапта­ции, с целью организации их развития и обуче­ния в соответствии с индивидуальными возмож­ностями:

  • Готовность ребенка к школе (речевое развитие)
  • Адаптация первоклассников
  • Сформированность навыков чтения и письма (1-й класс.)
  • Динамика речевого развития учащихся, зани­мающихся на логопункте (1-4-й класс)
  • Углубленная диагностика дезадаптантов (1-4-й класс)

Сентябрь Октябрь-ноябрь По полугодиям

Декабрь, май

Логопед

Психолог, кл. рук. Учителя нач. кл.

Логопед

Психолог школы

  1.  

Формирование на базе школы специальных коррекционных классов 7 вида и групп продленного дня

Август

Зам. директора поУВР

  1.  

Организация групповых и индивидуальных за­нятий с учащимися на логопункте

В течение года

Логопед

  1.  

Консультации-практикумы для родителей и учащихся по коррекции устной и письменной речи

В течение года

Логопед

  1.  

Организация индивидуальных занятий  с дезадаптантами

В течение года

Логопед, психолог

  1.  

Организация просветительской работы среди учащихся с целью пропаганды знаний в области логопедии

В течение года

Логопед,

класс. руководители

  1.  

Индивидуальные консультации учителей и родителей в решении проблем, связанных с нарушением устной и письменной речи учащихся

В течение года

Логопед

  1.  

Родительский всеобуч:

  • Приемы развития артикуляционной и мелкой моторики
  • Приемы моделирования для заучивания стихов
  • Профилактика ошибок письма и чтения

В течение года

Логопед,

класс. руководители

  1.  

Формирование банка программ и рекомендаций для коррекции развития школьников

В течение года

Логопед, психолог,

класс. руководители

  1.  

Подбор и разработка материала рекомендательного характера для обеспечения дифференцированного подхода к учащимся с учетом новейших здоровьесберегающих технологий

В течение года

Логопед, психолог,

класс. руководители

  1.  

Организация работы психолого-педагогического консилиума

В течение года

Зам. дир. по УВР

 

 

Ожидаемые результаты:

  1. Введение оптимального режима учебного труда и активного отдыха учащихся.
  2. Повышение уровня профилактической работы.
  3. Повышение уровня физического, психического и духовного здоровья учащихся.
  4. Осознанное отношение учеников и их родителей к состоянию здоровья как основному фактору успеха на последующих этапах жизни.

 

Темы

Содержание

Ожидаемый результат

1 – 4 классы

1. Знание своего тела

Части тела, их функциональное назначение. Внутренние органы и их назначение. Рост и развитие человека. Здоровье и болезнь, гуманное отношение к физическим недостаткам.

Ученик может назвать органы и части тела, их назначение. Умеет рассказать о своих ощущениях, объяснить чем отличается здоровье от болезни, о признаках своей усталости.

2.Самопознание через ощущение, чувство и образ

Чувства, ощущения, настроение, эмоциональные переживания, способы проявления эмоций и выражения чувств.

Ученик умеет определять эмоции, объяснить их, выразить с помощью мимики и жестов, умеет словесно описать свои ощущения и обратиться за помощью в ситуациях страха.

3.Правила межличностного общения

Предупредительность, представление себя, приглашение, отказ от нежелательного общения. Дружба, взаимоотношения людей, способы разрешения конфликтов.

Поведение на улице и в общественных местах. Правила поведения с незнакомыми людьми. Семья. Правила семейного общения. Права ребенка в семье. Правила групповой деятельности.

Ученик должен знать правила коммуникации и уметь их применять, знать свои права и признавать обязанности в семье. Уметь соблюдать правила поведения в общественных местах, корректно отказаться от общения с незнакомыми людьми, работать в группе для достижения общей цели, соблюдать социальные нормы поведения в группе, различать признаки недружелюбной группы и уметь из нее выйти.

4.Гигиена тела

Кожа, ее функциональное назначение, уход за кожей, волосами и ногтями.

Ученик должен уметь быть опрятным, правильно выбирать одежду и обувь, регулярно выполнять гигиенические процедуры.

5.Гигиена полости рта

Общее представление о ротовой полости, зубы, прикус, вредные привычки, уход за зубами.

Должен иметь навыки правильной чистки зубов, привычку чистить зубы 2 раза в день, вовремя посещать стоматолога.

6.Гигиена труда и отдыха

Периоды изменения работоспособности, режим дня, утомление и его признаки, сон, активный и пассивный отдых, Гигиена органов зрения.

Должен уметь составить режим дня, распознать признаки утомления, иметь навыки переключения на разные виды деятельности

7.Профилактика инфекционных заболеваний

Микробы, грибки, взаимодействие человека с микромиром, инфекционные заболевания, пассивная защита от болезни – мытье рук, одноразовые шприцы, иммунитет – активная защита.

Ученик должен иметь сформированные навыки мытья рук перед приемом пищи, знать для чего делают прививки, к чему приводит контакт с больным человеком, способы передачи инфекции

8.Питание – основа жизни

Основные пищевые вещества, их значение для здоровья, пищеварение, режим питания, традиции приема пищи, правила поведения за столом.

Ученик должен уметь соблюдать правила режима питания, уметь пользоваться столовыми приборами.

9.Гигиена питания

Обработка пищевых продуктов перед употреблением, хранение пищевых продуктов, правила ухода за посудой

Должен уметь мыть посуду, знать правила хранения пищевых продуктов, навык обработки фруктов и овощей.

10.Безопасное поведение на дорогах

Закрытый обзор, отвлеченное внимание, середина проезжей части, правила перехода улиц

Ученик должен уметь прогнозировать развитие ситуации на дороге, иметь навык наблюдения, сопротивления спешке

11.Бытовой и уличный травматизм

 

Опасные факторы жилища, школы, игровой площадки, ожоги, электротравмы, опасность при игре с острыми предметами, падение с высоты, опасность открытого окна, катания на перилах, прыжков с крыш, правила катания на велосипеде, оказание первой помощи при ссадинах, царапинах. Укусах зверей, насекомых.

Ученик должен уметь распознавать опасные зоны, предвидеть возможность падения, получения травмы, ожога и избегать их, уметь обесточить электроприбор, уметь оказать помощь себе и другим, уметь распознать негативные реакции животных и предотвратить их.

12.Поведение в экстремальных ситуациях

Экстремальные ситуации в городе, правила поведения при пожаре, вызов экстренной помощи 01, 02, 03,04, стихийные бедствия, катастрофы.

Ученик должен освоить три модели поведения: зови на помощь, уходи из ситуации, принимай меры по самоспасению. Уметь обращаться за помощью в экстремальной ситуации, знать способы тушения огня, уметь эвакуироваться, владеть навыками самоспасения.

13.Выбор медицинских услуг

Поликлиника, вызов врача на дом, неотложная помощь,  больница, правила поведения в ней.

Ученик должен уважительно относиться к врачам и медицинским работникам, которые помогают ему сохранить здоровье, знать когда необходима экстренная помощь.

14.Обращение с лекарственными препаратами

Польза и вред медикаментов, осторожное обращение с лекарствами

Ученик должен иметь навыки аккуратного обращения с лекарствами: хранить в упаковке, проверять срок годности, применять по назначению, не пробовать неизвестные лекарства.

15.Предупреждение курения

Вред табачного дыма, чем опасно курение,

Ученик должен уметь избежать ситуации пассивного курения, понимать, что это трудно излечимая вредная привычка, уметь отказаться от предложенной сигареты.

Яндекс.Метрика
разработка сайтов