Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни в 1-11-х классах МОУ «СОШ № 7» г. Коряжмы на 2016-2020 г.
Пояснительная записка
Одной из приоритетных задач нового этапа реформирования системы образования становится сбережение и укрепление здоровья учащихся, выбор образовательных технологий, соответствующих возрасту, устраняющих перегрузку и сохраняющих здоровье школьников.
Крайне низкий уровень физического и психического здоровья детей и молодежи создает объективные препятствия на пути эффективной модернизации российского образования, без чего невозможно решить назревшие социальные и экономические проблемы, достичь опережающего развития общеобразовательной школы.
Состояние здоровья детей вызывает тревогу, что подтверждается статистическими показателями:
- физиологически зрелыми рождаются не более 14 % детей:
- 20-25 % детей, пришедших в первый класс, имеют физические недостатки или хронические заболевания;
- 90-92 % выпускников средних школ находятся в «третьем состоянии», т.е. они еще не знают, что больны;
- Только 8-10 % выпускников школ можно считать действительно здоровыми;
- 5 % взрослого населения страны хронически больны.
Существенное влияние на состояние здоровья детей оказывают следующие факторы:
- неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия;
- факторы риска, имеющие место в образовательном учреждении, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья обучающихся от первого к последнему году обучения;
- неблагополучные популяционные сдвиги в здоровье детей и подростков и всего населения страны в целом;
- активно формируемые в младшем школьном возрасте комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек;
- особенности отношения обучающихся младшего школьного возраста к своему здоровью, неспособность прогнозировать последствия своего отношения к здоровью, невосприятие ребенком деятельности, связанной с укреплением здоровья и профилактикой его нарушений.
По современным представлениям целостное здоровье человека имеет три составляющие:
- физическое здоровье, или здоровье тела, которое подразумевает наличие у организма человека резервных возможностей, обеспечивающих его оптимальную адаптированность к изменениям внешней и внутренней среды;
- психоэмоциональное здоровье, характеризующееся состоянием внимания, памяти, мышления, особенностями эмоционально-волевых качеств, способностью к саморегуляции, управлению своим внутренним психологическим состоянием;
- социально-нравственное здоровье, отражающее систему ценностей и мотивов поведения человека в его взаимоотношениях с внешним миром, проявляющееся в признании общечеловеческих духовных ценностей, в уважении к иным точкам зрения и результатам чужого труда, активной жизненной позиции.
Для формирования, сохранения и укрепления этих составляющих целостного здоровья человека необходимо внедрение в деятельность образовательного учреждения здоровьесберегающих технологий, под которыми следует понимать систему мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающую важнейшие характеристики образовательной среды с точки зрения её воздействия на здоровье учащихся.
Нормативно-правовая и документальная основа программы:
1."Конвенция о правах ребенка" (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990).
2."Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ).
3.Федеральным законом от 24 июля 1998 г. № 124 –ФЗ ( в редакции от 17.12.2009) "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации".
4.Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 02.02.2011) "Об образовании".
5.Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 28.09.2010)"О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
6.Федеральный закон от 02.01.2000 N 29-ФЗ (ред. от 30.12.2008)"О качестве и безопасности пищевых продуктов».
7.Постановление Правительства РФ от 19.03.2001 N 196 (ред. от 10.03.2009) "Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении".
9.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 23.07.2008 N 45 «Об утверждении СанПиН 2.4.5.2409-08".
10.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от29.012.2010N 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
11.Приказ Минздрава РФ от 04.04.3003 № 139 «Об утверждении инструкции по внедрению оздоровительных технологий в деятельность образовательных учреждений».
12.Приказ Минобрнауки РФ от 28.12.2010 N 2106 "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников".
13.Закон Архангельской области от 03.04.1996 N 38-22-ОЗ (ред. от 19.11.2010) "Об образовании".
14.Распоряжение администрации Архангельской обл. от 19.02.1998 N 94р "О качестве и безопасности пищевых продуктов и продовольственного сырья".
15.Устав МОУ «СОШ № 7».
16.Письмо Минобразования РФ от 27.06.2003 N 28-51-513/16 «О Методических рекомендациях по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования».
Цели программы:
- Формирование знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
- Создание системы работы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни участников образовательного процесса.
- Повышение здоровьесберегающего потенциала ОУ.
Задачи программы:
- сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;
- научить обучающихся делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;
- научиться выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе ее использования самостоятельно поддерживать свое здоровье;
- сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;
- сформировать представление о рациональной организации режима дня, двигательной активности, научить ребенка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;
- дать представление о негативных факторах риска здоровью детей, о существовании и причинах возникновения зависимости от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;
- дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;
- обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
- сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;
- сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;
- сформировать потребность ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.
В соответствии с ФГОС Базовая модель организации работы образовательного учреждения формируется в два этапа.
Первый этап — анализ состояния и планирование работы ОУ по данному направлению, в том числе по:
- организации режима дня детей, их нагрузкам, питанию, физкультурно-оздоровительной работе, сформированности элементарных навыков гигиены, рационального питания и профилактике вредных привычек;
- организации просветительской работы ОУ с учащимися и родителями;
- выделению приоритетов в работе образовательного учреждения с учётом результатов проведённого анализа, а также возрастных особенностей обучающихся на ступени начального общего образования.
Второй этап — организация просветительской работы ОУ.
- Просветительско-воспитательная работа с обучающимися, направленная на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни. Внедрение в систему работы ОУ дополнительных программ:
- Лекции, беседы, консультации по проблемам сохранения и укрепления здоровья, профилактике вредных привычек;
- Проведение дней здоровья, конкурсов, праздников, направленных на пропаганду ЗОЖ;
- Создание общественного совета по здоровью, включающего представителей администрации, педагогов, специалистов, родителей.
- Просветительская и методическая работа с педагогами, специалистами и родителями, направленная на повышение квалификации работников ОУ и повышение уровня знаний родителей по проблемам охраны и укрепления здоровья детей:
- Проведение лекций, семинаров, круглых столов;
- Создание базы научно-методической литературы;
- Привлечение педагогов, родителей и учащихся к совместной работе по проведению оздоровительных мероприятий и спортивных соревнований.
Сроки реализации программы:
2016-2020 годы
Участники программы:
- Учащиеся 1-4 классов;
- родители (законные представители) обучающихся;
- педагогический коллектив: учителя, социальный педагог, психолог, логопед, педагоги дополнительного образования;
- фельдшер школы;
- общественные организации города.
Основные принципы программы:
Принцип участия - привлечение всех участников образовательного процесса, социума к непосредственному и сознательному участию в целенаправленной деятельности по оздоровлению своего организма, по формированию здоровых привычек, планированию оптимальной учебной нагрузки, своевременной диспансеризации детей.
Принцип социальной компенсации - обеспечение социальной и правовой защищенности учащихся, находящихся в семьях, требующих социальной поддержки.
Принцип гарантий - реализация конституционных прав детей на получение образования и медицинского обслуживания, выполнение государственных гарантий, направленных на укрепление здоровья подрастающего поколения.
Принцип комплексного сквозного подхода - заключается в преемственности между возрастными различиями и видами детской деятельности.
Принцип ценностной ориентации (аксиологичности) - формирование у учащихся устойчивых мировоззренческих представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни как необходимом условии реализации личных устремлений, уважения к человеку.
Принцип дифференцированности - дифференциация целей, задач, средств, планируемых результатов формирования здоровья учащихся во всех его проявлениях при обязательном охвате всех обучающихся.
Принцип многоаспектности - сочетание различных направлений целевой педагогической деятельности образовательного учреждения по формированию здоровья:
- социальный аспект, ориентированный на формирование позитивных моральных и нравственных ценностей, определяющих выбор здорового образа жизни
- психологический аспект, направленный на формирование стрессоустойчивых личностных установок учащихся, позитивно-когнитивных оценок себя и окружающей действительности, а также навыков поведения в трудных жизненных ситуациях
- образовательный аспект, формирующий систему представлений и знаний о здоровье и здоровом образе жизни как сложных социально-личностных и психофизических явлениях.
Принцип целостности (комплексности) - наличие единой программы формирования здоровья учащихся как целостного медико-психологического явления.
Основные направления программы:
- Организационно-управленческая и методическая деятельность по укреплению здоровья учащихся.
- Улучшение санитарно-гигиенических условий образовательного учреждения.
- Рациональная организация учебного процесса и здоровьесберегающие технологии в предметно-образовательных циклах.
- Медико-профилактическая работа.
- Физкультурно-оздоровительная работа.
- Организация воспитательной работы с учащимися по формированию ценности здоровья и навыков здорового образа жизни.
- Организация работы с родителями.
- Социально-психологическое сопровождение.
- Коррекционно-логопедическая работа.
Реализация основных направлений программы
- 1. Организационно-управленческая и методическая деятельность по укреплению здоровья учащихся
Задачи:
- Создание условий для формирования здоровьесберегающей среды в школе.
- Программно-методическое обеспечение педагогического процесса, соответствующего современным требованиям дидактики и возрастной психофизиологии обучающихся.
- Определение содержания педагогического процесса в школе, способствующего формированию культуры здоровья.
- Координация содержания учебных программ, совершенствование методов обучения и форм организации учебной деятельности с целью снижения перегрузки.
- Подготовка педагогических работников по вопросам оздоровления учащихся.
- Создание условий для совместной деятельности медицинских и педагогических работников школы в оздоровлении детей.
№ |
Мероприятия |
Сроки |
Ответственные |
Производственные совещания по формированию здоровьесберегающей среды в школе |
2 раза в год |
Зам. дир. по ОТ и З |
|
Совещания при директоре:
|
1 раз в год 1 раз в год |
Зам. дир. по ОТ и З |
|
Создание теоретического, методологического и научно-методического обеспечения педагогического процесса |
2016-2020 гг. |
Зам. дир. по ОТ и З, педагоги |
|
Организация методической учебы педагогов по проблеме «Здоровьесберегающие технологии», направленной на повышение их уровня знаний об эффективных здоровьесберегающих методах и технологиях |
В течение года |
Зам. дир. по ОТ и З |
|
Проведение семинаров по проблеме «Здоровьесберегающие технологии» |
1 раз в год |
Зам.дир. по ОТ и З |
|
Оформление социального паспорта школы |
Ежегодно на начало года |
Соц. педагог |
|
Осуществление мониторинга здоровья и личностного развития учащихся |
2016-2020 гг. |
Зам. дир. по ОТ и З, фельдшер школы |
|
Разработка на основании анкетирования комплекса мер (рекомендаций), направленных на укрепление здоровья учащихся |
2016-2020 гг |
Зам. дир. по ОТ и З, фельдшер школы, психолог |
|
Организация работы с родителями по проблеме сохранения и укрепления здоровья детей в целях оказания предупредительной помощи; вопросам ЗОЖ, физической культуры, естественных средств оздоровления |
2016-2020 гг |
Зам. дир. по ОТ и З |
|
Обеспечение условий для предупреждения травматизма в ОУ через соблюдение техники безопасности при организации учебно-воспитательного процесса |
Постоянно |
Администрация школы, педагоги |
|
Контроль за соблюдением гигиенических требований к организации учебно-воспитательного процесса, требований по охране труда |
Постоянно |
Администрация, Зам. дир. по ОТ и З |
|
Разработка инструкций и памяток, направленных на сохранение жизни и здоровья обучающихся |
В течение года |
Зам. дир. по ОТ и З |
- 2. Улучшение санитарно-гигиенических условий образовательного учреждения
Задачи:
- Соблюдение санитарно-гигиенических требований.
- Укрепление материально-технической базы образовательного учреждения с целью профилактики и укрепления здоровья учащихся.
- Создание оптимального режима функционирования образовательного учреждения.
- Совершенствование санитарно-оздоровительных мероприятий.
№ |
Мероприятия |
Сроки |
Ответственные |
Обеспечение санитарно-гигиенического режима образовательного учреждения (обеспечение работы всех систем жизнеобеспечения образовательного учреждения согласно санитарным правилам и нормам СанПиНа) |
Постоянно |
Зам. дир. по АХР; зам. дир. по ОТ и 3 |
|
Осуществление контроля за соблюдением санитарно-гигиенических требований согласно санитарным правилам и нормам СанПиНа |
Постоянно согласно плана контроля |
Зам. дир. по АХР; зам. дир. по ОТ и 3 |
|
Пополнение образовательного учреждения необходимой ростовой ученической мебелью, спортивным и медицинским оборудованием |
По мере финансирован. |
Администрация |
|
Проведение капитального ремонта школы:
|
По мере финансирован. |
Администрация |
|
Подготовка школы:
эстетическое оформление
|
Ежегодно к началу учебного года
Ежегодно в начале 2 четверти |
Зам. дир. по АХР; классные руководители; род. комитеты
|
|
Обеспечение учащихся горячим питанием |
Постоянно |
Зам. дир. по ОТ и 3 |
|
Организация контроля:
|
В течение года |
Зам. дир. по ОТ и 3 |
|
Организация питьевого режима в школе |
Постоянно |
Зам. дир. по ОТ и 3 |
|
Соблюдение календаря включения искусственного освещения |
Ежедневно |
Дежурный администратор |
|
Обеспечение безопасного подхода к зданиям школы (уборка пешеходных дорожек, крыльца в зимний период) |
Зимний период |
Зам. дир. по АХР |
|
Гигиеническая подготовка административно- хозяйственного персонала школы и педагогического коллектива |
1 раз в два года |
Зам. дир. по ОТ и 3 |
- 3. Рациональная организация учебного процесса и применение здоровьесберегающих технологий в предметно-образовательных циклах
Задачи:
- Организация учебного процесса в образовательном учреждении, направленного на сохранение здоровья обучающихся.
- Применение педагогами новых методов деятельности в процессе обучения школьников, использование технологий урока, сберегающих здоровье учащихся.
- Обеспечение психологического комфорта для всех участников образовательного процесса.
- Обеспечение условий для здоровьесбережения в учебном помещении в период учебного процесса.
№ |
Мероприятия |
Сроки |
Ответственные |
Правильное составление расписания уроков в соответствии с дневной и недельной динамикой умственной работоспособности |
Сентябрь |
Зам. дир. по УВР |
|
Правильное составление расписания государственной аттестации учащихся в соответствии с требованиями |
Март- апрель |
Зам. дир. по УВР |
|
Осуществление контроля за расписанием уроков в целях упорядочения нагрузки учащихся |
Сентябрь |
Зам. дир. по ОТ и 3 |
|
Соблюдение гигиенических нормативов объема учебной, внеучебной нагрузки и домашних заданий |
Постоянно |
Зам. дир. по ОТ и 3; учителя-предметники |
|
Осуществление контроля за соблюдением гигиенических нормативов объема учебной, внеучебной нагрузки и домашних заданий |
В течение года |
Зам. дир. по ОТ и 3, зам. дир. по УВР |
|
Рациональная организация учебной деятельности на уроках |
Постоянно |
Учителя |
|
Соответствие методик и технологий обучения возрастным возможностям учащихся |
Постоянно |
Учителя |
|
Применение личностно-ориентированного, индивидуального подхода в образовательном процессе, учитывающего психологические особенности, уровень развитая и состояние здоровья каждого ребенка |
Постоянно |
Учителя |
|
Использование технологий обучения на основе доступности содержания, вариативности, дифференциации и межпредметной интеграции |
Постоянно |
Учителя |
|
Использование активно-деятельностных форм организации учебного процесса, наглядности, групповых, проблемных, игровых, диалоговых форм работы |
Постоянно |
Учителя |
|
Формирование положительной мотивации учения, обеспечивающей самореализацию учащихся, рост их творческого потенциала |
Постоянно |
Учителя |
|
Соблюдение физиологических основ учебно- воспитательного режима (учет времени трудоспособности, утомляемости, учебной нагрузки) |
Постоянно |
Учителя |
|
Проведение гигиенической оценки условий и технологий обучения (воздушно-теплового режима, светового режима и организации учебно-воспитательного режима) |
Постоянно |
Зам. дир. по ОТ и 3; учителя |
|
Правильное определение ученического места (удаленность от окна, классной доски, чередование места посадки учащихся, выбор размера парты) |
Постоянно |
Классный руководитель |
|
Мероприятия по профилактике утомления, нарушения осанки, зрения (физкультминутки, гимнастика для глаз, динамические паузы, минутки релаксации, эмоциональные разрядки) |
На каждом уроке |
Учителя |
|
Создание здорового психологическою климата на уроке |
На каждом уроке |
Учителя и учащиеся |
|
Целенаправленная пропаганда здорового образа жизни через каждый учебный предмет и постоянное формирование у обучающихся культуры здоровья |
Регулярно |
Учителя |
|
Проведение тематического контроля «Организация урока с позиции здоровьесбережения» |
В течение года |
Зам. дир. по ОТ и 3 |
- 4. Медико-профилактическая работа
Задачи:
- 1. Контроль за соматическим здоровьем учащихся. Накопление банка данных.
- 2. Диагностика и своевременное проведение лечебно-оздоровительных мероприятий.
- 3. Профилактическая деятельность.
- 4. Просветительская работа.
№ |
Мероприятия |
Сроки |
Ответственные |
Проверка готовности школы к новому учебному году, в том числе пищеблока |
Август |
Фельдшер школы |
|
Подготовка медкабинета, пополнение аптечек |
Август-сентябрь |
Фельдшер школы; зам. дир. по ОТ и З |
|
Оформление листка здоровья в классных журналах и контроль правильности заполнения посадочного листа |
Сентябрь |
Фельдшер школы |
|
Составление картотеки на учащихся 1-х классов |
Сентябрь- октябрь |
Фельдшер школы |
|
Проведение осмотра учащихся на педикулез и кожные заболевания |
Начало учебного года и после каждых каникул |
Фельдшер школы |
|
Проведение профилактических прививок с учетом фактического здоровья учащихся |
В соответствии с планом |
Фельдшер школы |
|
Медицинский осмотр врачами-специалистами учащихся 1-4-х классов |
В соответствии с графиком |
Фельдшер школы; врачи-специалисты |
|
Комплексная оценка состояния здоровья учащихся по результатам медицинских осмотров |
По результатам мед.осмотров |
Фельдшер школы; зам. дир. по ОТ и З |
|
Анализ результатов медицинских осмотров. Информирование учителей и родителей |
По результатам мед.осмотров |
Фельдшер школы; зам. дир. по ОТ и З |
|
Постановка на «Д» учет детей с хроническими заболеваниями. Организация контроля за явками к врачам-специалистам |
В течение года |
Фельдшер школы |
|
Профилактика травматизма среди учащихся |
В течение года |
Фельдшер школы; зам. дир. по ОТ и 3 |
|
Контроль за пищеблоком (бракераж) |
В течение года |
Фельдшер школы; зам. дир. по ОТ и 3 |
|
Выявление и учет всех инфекционных заболеваний. Проведение комплекса противоэпидемиологических мероприятий |
Постоянно |
Фельдшер школы |
|
Контроль за санитарно-гигиеническими условиями учебно-воспитательного процесса (санитарное состояние помещений, освещение, тепловой режим) |
Постоянно |
Фельдшер школы; зам. дир. по ОТ и 3 |
|
Организация санитарно-просветительской работы среди учащихся, учителей и родителей |
В течение года |
Фельдшер школы; зам. дир. по ОТ и 3 |
|
Стоматологическая помощь школе |
В течение года |
Врач-стоматолог |
- 5. Физкультурно-оздоровительная работа
Задачи:
- 1. Обеспечение условий для сохранения, укрепления физического и психически здоровья детей в соответствии с их индивидуально-психофизиологическими возможностями.
- 2. Создание оздоровительного микроклимата, соответствующей предметной среды, стимулирующей двигательную активность учащихся.
- 3. Формирование у учащихся понимания необходимости заниматься физической культурой и спортом.
- 4. Создание хороших материально-технических условий для занятий спортом.
- 5. Предоставление альтернативы в виде занятий спортом учащимся пагубному влиянию вредных привычек.
№ |
Мероприятия |
Сроки |
Ответственные |
Организация уроков физической культуры с учетом мониторинга уровня физического здоровья и индивидуальных особенностей учащихся |
Постоянно |
Учителя физической культуры |
|
Индивидуализация спортивных нагрузок учащихся на занятиях по физической культуре в соответствии с их группами здоровья |
Постоянно |
Учителя физической культуры |
|
Мониторинг уровня физического здоровья детей с нарушением осанки и плоскостопия с биодинамическими особенностями |
Ежегодно |
Фельдшер школы; Учителя физической культуры |
|
Организация работы спецгруппы «А», «Б» для учащихся начальной школы |
Ежегодно |
Учителя физической культуры зам. дир. по ОТ и 3 |
|
Организация групп корригирующей гимнастки для детей с нарушением осанки |
Ежегодно |
Учителя физической культуры |
|
Экспертиза качества уроков физической культуры в условиях реализации концепции развития школы |
По плану контроля |
Зам. дир. по ОТ и 3 |
|
Организация работы спортивных секций
|
Постоянно |
Учителя физической культуры; педагог доп. образования |
|
Организация спортивно-массовой работы с учащимися:
|
В соответствии с календарем спортивно- массовых мероприятий и планом работы школы |
Учителя физической культуры; педагоги доп. образования |
|
Пропаганда опыта работы по организации активного досуга детей с родителями |
Постоянно |
Классн. руководители; педагог доп. образ. |
|
Проведение Дня здоровья |
2 раза в год |
Зам. дир. по BP и ОТ |
|
Создание хороших материально-технических условий для занятий спортом:
|
Ежегодно |
Администрация школы |
- 6. Организация воспитательной работы с учащимися по формированию ценности здоровья и навыков здорового образа жизни
Задачи:
- Формирование и развитие у детей представлений о здоровье, позитивной мотивации на здоровый образ жизни.
- Перенос медико-гигиенических знаний в повседневную жизнь учащихся.
- Воспитание осмысленного поведения и чувства ответственности за свое здоровье, предупреждение негативных явлений.
№ |
Мероприятия |
Сроки |
Ответственные |
Система проведения классных часов (разработка тематики классных часов и мероприятий) |
1 раз в месяц |
Клас. руководители; зам. дир. по BP |
|
Профилактика и предупреждение употребления наркотических и психотропных веществ |
В течение года |
Соц. педагог; класс, руководители |
|
Предупреждение дорожно-транспортного травматизма |
В соответствии с программой |
Зам. дир. по ОТи З; класс, руководители |
|
Обучение учащихся правилам пожарной безопасности |
В соответствии с программой |
Зам. дир. по ОТи З; класс, руководители |
|
Изучение правил и мер безопасности на воде |
В соответствии с программой |
Зам. дир. по ОТи З; класс, руководители |
|
Профилактика школьного травматизма |
Постоянно |
Зам. дир. по ОТи З; класс, руководители, дежурные учителя |
|
Организация работы отряда юных инспекторов дорожного движения |
В течение года |
Зам. дир. по ОТ и З |
|
Проведение дней здоровья |
2 раза в год |
Зам. дир. по ОТи З; класс, руководители |
|
Проведение месячника «Осторожно, дети!» |
Сентябрь, май |
Зам. дир. по ОТ и 3, классные руководители |
|
Проведение декады пожарной безопасности: «Чтобы не было беды» |
Ежегодно |
Зам. дир. по ОТ и 3 |
|
Проведение Всемирного дня здоровья |
Ежегодно |
Зам. дир. по ОТ и 3 |
|
Неделя психологии |
Ежегодно |
Психолог школы; класс, руководители |
|
Проведение акций против вредных привычек (курения, наркотиков и т.п.)________ |
Ежегодно |
Зам. дир. по ОТ и 3; соц. педагог |
|
Акция: «Время детей - насилию нет!» Тренинги: «Я говорю Вам нет» |
Ежегодно |
Психолог, зам. дир. по BP |
|
Конкурсы рисунков и плакатов по тематике:
|
В течение года |
Зам. дир. По ОТ и 3; учителя рисования; Клас. руководители
|
|
Выпуск тематических стенгазет и стендов: 2. Твое здоровье 3. Здоровое питание 4. Пожарная безопасность 5. Твоя безопасность 6. Мы, против курения 7. Вредным привычкам - нет! |
В течение года |
Зам. дир. по ОТ и 3; соц. педагог
|
|
Анкетирование «Твое здоровье» |
Апрель |
Класс, руководители; зам. дир. по ОТ и 3 |
|
Работа кинолектория |
В течение года |
Зам. дир. по ОТ и 3
|
|
Экологические акции:
|
Сентябрь, май |
Зам. дир. по BP; класс, руководители |
|
Участие в городских конкурсах и мероприятиях |
В соответствии с планом |
Назначаются по приказу директора |
- 7. Организация работы с родителями
Задачи:
- Просвещение родителей по вопросам сохранения здоровья ребенка в школе.
- Укрепление связи семьи и школы в интересах сохранения здоровья детей.
№ |
Мероприятия |
Сроки |
Ответственные |
Знакомство с нормативно-правовыми документами по вопросам охраны здоровья. |
По мере необходимости |
Класс. руководители; зам. дир. по ОТ и 3 |
|
Знакомство с санитарно-гигиеническими требованиями |
Начало учебного года |
Класс. руководители; зам. дир. по ОТ и 3 |
|
Знакомство с научно-популярной литературой, периодическими изданиями по вопросам здоровья детей |
Постоянно |
Зав. библиотекой |
|
Проведение родительских собраний по вопросам здоровьесбережения |
В течение года |
Зам. дир. по ОТ и 3; психолог школы |
|
Проведение собраний родителей детей «группы риска» (по вопросам вредных привычек) по результатам анкетирования и итогам акций |
В течение года |
Зам. дир. по ОТ и 3; соц. педагог |
|
Осуществление родительского контроля за организацией и соблюдением режима дня школьника (полноценное питание, количество и качество сна, активный отдых, время на выполнение домашнего задания) |
Постоянно |
Родители учащихся |
|
Консультации по вопросам психического здоровья детей с целью психокоррекции |
По мере необходимости |
Психолог школы |
|
Консультации логопеда по вопросам организации коррекционной работы с учащимися |
По результатам диагностики |
Логопед школы |
|
Привлечение родителей к участию в общешкольных мероприятиях (походы выходного дня, турслеты, спортивные соревнования и т.п.) |
В течение года |
Педагог доп. образования; учителя физ.культуры |
8. Социально-психологическое направление
а) Психолого-педагогическое сопровождение:
Задачи:
- Определение физиологической готовности к обучению и обеспечение адаптации к школе.
- Развитие познавательной и учебной мотивации, самостоятельности и самоорганизации, формирование желания и умения учиться, развитие творческих способностей.
- Развитие навыков сотрудничества в классном коллективе.
- Выявление и профилактика проблем развития ребенка в школе.
- Помощь ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации.
- Формирование жизненных навыков, профилактика вредных привычек.
- Развитие психолого-педагогической культуры (компетентности) учащихся, родителей и учителей.
№ |
Мероприятия |
Сроки |
Ответственные |
|
Выявление особенностей психолого-педагогического статуса учащихся (1-й, 4-й класс) |
Сентябрь, март |
Психолог школы |
|
Коррекционно-развивающие занятия с детьми, испытывающими трудности, направленные на развитие памяти, мышления, воображения, внимания и консультации родителей по выявленным проблемам |
В течение года |
Психолог, логопед, учителя |
|
Курсы: «Все цвета, кроме черного» «Полезные привычки» «Разговор о правильном питании» |
В течение года |
Классные руководители |
|
Диагностика детей и консультирование родителей будущих первоклассников |
В течение года |
Психолог, логопед, учителя |
|
Проведение родительских собраний по психолого-педагогическим проблемам |
В течение года |
Психолог, класс. руководители |
|
Лекторий «Укрепляй семейные связи» |
Октябрь-декабрь |
Психолог школы |
|
Проведение классных часов «Я скоро пятиклассник» |
2 полугодие |
Психолог школы |
|
Коррекционные программы |
В течение года |
Психолог школы |
б) Социально-педагогическое сопровождение:
Задачи:
- Предупреждение возможного неблагополучия в психологическом и личностном развитии учащегося.
- Помощь учащемуся в решении актуальных задач развития, обучения, социализации.
- Социальная защита семей и учащихся, детей-сирот, опекаемых.
№ |
Мероприятия |
Сроки |
Ответственные |
|
|
Социадиагностика класса. Составление социальной карты класса. |
Сентябрь |
Классные руководители |
|
|
Составление социального паспорта школы |
Сентябрь |
Соц.педагог |
|
|
Диагностика учащихся, корректировка списков: малообеспеченных семей, детей-сирот, инвалидов |
Сентябрь |
Соц.педагог |
|
|
Обследование условий жизни детей-сирот, опекаемых, детей «группы риска», составление актов обследования |
В течение года |
Соц.педагог, классные руководители |
|
|
Выявление интересов, потребностей, проблем учащихся, конфликтных ситуаций |
Постоянно |
Соц.педагог, класс. руководители |
|
|
Анкетирование учащихся по выявлению вредных привычек |
Ежегодно |
Соц.педагог, класс. руководители |
|
|
Оказание своевременной помощи учащимся, родителям с целью сохранения физического и психического здоровья, коррекция индивидуального развития |
Постоянно |
Соц педагог; психолог школы |
|
|
Работа совета профилактики правонарушений |
В течение года |
Соц. педагог |
|
|
Персональный контроль учащихся, состоящих на учете в КДН, ПДН, нуждающихся в соц. помощи |
Постоянно |
Соц педагог |
|
|
Организация мероприятий по профилактике правонарушений учащихся |
В течение года |
Соц. педагог совместно с сотруд. КДН |
|
|
Организация работы по профилактике вредных привычек и предупреждению употребления наркотических и психотропных веществ |
В течение года |
Класс, руководители; соц. педагог; зам. дир. по ОТ и 3 |
|
|
Организация горячего питания детей из малообеспеченных семей |
В течение года |
Соц. педагог |
|
|
Организация летнего отдыха детей-сирот и учащихся, состоящих на учете в КДН и ПДН |
Апрель-май |
Соц. педагог |
|
|
Трудоустройство подростков на работу в летний период |
Май-июнь |
Соц. педагог |
|
- 9. Коррекционно-логопедическая работа
Задачи:
- Создание оптимальных педагогических условий для детей с трудностями в обучении в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем развития, состоянием соматического и нервно-психического здоровья.
- Оказание целенаправленного содействия и повышения качества и эффективности учебно-воспитательного процесса.
№ |
Мероприятия |
Сроки |
Ответственные |
Диагностика: выявление и обследование учащихся, имеющих дефекты устной и письменной речи, трудности в обучении, школьной адаптации, с целью организации их развития и обучения в соответствии с индивидуальными возможностями:
|
Сентябрь Октябрь-ноябрь По полугодиям Декабрь, май |
Логопед Психолог, кл. рук. Учителя нач. кл. Логопед Психолог школы |
|
Формирование на базе школы специальных коррекционных классов 7 вида и групп продленного дня |
Август |
Зам. директора поУВР |
|
Организация групповых и индивидуальных занятий с учащимися на логопункте |
В течение года |
Логопед |
|
Консультации-практикумы для родителей и учащихся по коррекции устной и письменной речи |
В течение года |
Логопед |
|
Организация индивидуальных занятий с дезадаптантами |
В течение года |
Логопед, психолог |
|
Организация просветительской работы среди учащихся с целью пропаганды знаний в области логопедии |
В течение года |
Логопед, класс. руководители |
|
Индивидуальные консультации учителей и родителей в решении проблем, связанных с нарушением устной и письменной речи учащихся |
В течение года |
Логопед |
|
Родительский всеобуч:
|
В течение года |
Логопед, класс. руководители |
|
Формирование банка программ и рекомендаций для коррекции развития школьников |
В течение года |
Логопед, психолог, класс. руководители |
|
Подбор и разработка материала рекомендательного характера для обеспечения дифференцированного подхода к учащимся с учетом новейших здоровьесберегающих технологий |
В течение года |
Логопед, психолог, класс. руководители |
|
Организация работы психолого-педагогического консилиума |
В течение года |
Зам. дир. по УВР |
Ожидаемые результаты:
- Введение оптимального режима учебного труда и активного отдыха учащихся.
- Повышение уровня профилактической работы.
- Повышение уровня физического, психического и духовного здоровья учащихся.
- Осознанное отношение учеников и их родителей к состоянию здоровья как основному фактору успеха на последующих этапах жизни.
Темы |
Содержание |
Ожидаемый результат |
1 – 4 классы |
||
1. Знание своего тела |
Части тела, их функциональное назначение. Внутренние органы и их назначение. Рост и развитие человека. Здоровье и болезнь, гуманное отношение к физическим недостаткам. |
Ученик может назвать органы и части тела, их назначение. Умеет рассказать о своих ощущениях, объяснить чем отличается здоровье от болезни, о признаках своей усталости. |
2.Самопознание через ощущение, чувство и образ |
Чувства, ощущения, настроение, эмоциональные переживания, способы проявления эмоций и выражения чувств. |
Ученик умеет определять эмоции, объяснить их, выразить с помощью мимики и жестов, умеет словесно описать свои ощущения и обратиться за помощью в ситуациях страха. |
3.Правила межличностного общения |
Предупредительность, представление себя, приглашение, отказ от нежелательного общения. Дружба, взаимоотношения людей, способы разрешения конфликтов. Поведение на улице и в общественных местах. Правила поведения с незнакомыми людьми. Семья. Правила семейного общения. Права ребенка в семье. Правила групповой деятельности. |
Ученик должен знать правила коммуникации и уметь их применять, знать свои права и признавать обязанности в семье. Уметь соблюдать правила поведения в общественных местах, корректно отказаться от общения с незнакомыми людьми, работать в группе для достижения общей цели, соблюдать социальные нормы поведения в группе, различать признаки недружелюбной группы и уметь из нее выйти. |
4.Гигиена тела |
Кожа, ее функциональное назначение, уход за кожей, волосами и ногтями. |
Ученик должен уметь быть опрятным, правильно выбирать одежду и обувь, регулярно выполнять гигиенические процедуры. |
5.Гигиена полости рта |
Общее представление о ротовой полости, зубы, прикус, вредные привычки, уход за зубами. |
Должен иметь навыки правильной чистки зубов, привычку чистить зубы 2 раза в день, вовремя посещать стоматолога. |
6.Гигиена труда и отдыха |
Периоды изменения работоспособности, режим дня, утомление и его признаки, сон, активный и пассивный отдых, Гигиена органов зрения. |
Должен уметь составить режим дня, распознать признаки утомления, иметь навыки переключения на разные виды деятельности |
7.Профилактика инфекционных заболеваний |
Микробы, грибки, взаимодействие человека с микромиром, инфекционные заболевания, пассивная защита от болезни – мытье рук, одноразовые шприцы, иммунитет – активная защита. |
Ученик должен иметь сформированные навыки мытья рук перед приемом пищи, знать для чего делают прививки, к чему приводит контакт с больным человеком, способы передачи инфекции |
8.Питание – основа жизни |
Основные пищевые вещества, их значение для здоровья, пищеварение, режим питания, традиции приема пищи, правила поведения за столом. |
Ученик должен уметь соблюдать правила режима питания, уметь пользоваться столовыми приборами. |
9.Гигиена питания |
Обработка пищевых продуктов перед употреблением, хранение пищевых продуктов, правила ухода за посудой |
Должен уметь мыть посуду, знать правила хранения пищевых продуктов, навык обработки фруктов и овощей. |
10.Безопасное поведение на дорогах |
Закрытый обзор, отвлеченное внимание, середина проезжей части, правила перехода улиц |
Ученик должен уметь прогнозировать развитие ситуации на дороге, иметь навык наблюдения, сопротивления спешке |
11.Бытовой и уличный травматизм
|
Опасные факторы жилища, школы, игровой площадки, ожоги, электротравмы, опасность при игре с острыми предметами, падение с высоты, опасность открытого окна, катания на перилах, прыжков с крыш, правила катания на велосипеде, оказание первой помощи при ссадинах, царапинах. Укусах зверей, насекомых. |
Ученик должен уметь распознавать опасные зоны, предвидеть возможность падения, получения травмы, ожога и избегать их, уметь обесточить электроприбор, уметь оказать помощь себе и другим, уметь распознать негативные реакции животных и предотвратить их. |
12.Поведение в экстремальных ситуациях |
Экстремальные ситуации в городе, правила поведения при пожаре, вызов экстренной помощи 01, 02, 03,04, стихийные бедствия, катастрофы. |
Ученик должен освоить три модели поведения: зови на помощь, уходи из ситуации, принимай меры по самоспасению. Уметь обращаться за помощью в экстремальной ситуации, знать способы тушения огня, уметь эвакуироваться, владеть навыками самоспасения. |
13.Выбор медицинских услуг |
Поликлиника, вызов врача на дом, неотложная помощь, больница, правила поведения в ней. |
Ученик должен уважительно относиться к врачам и медицинским работникам, которые помогают ему сохранить здоровье, знать когда необходима экстренная помощь. |
14.Обращение с лекарственными препаратами |
Польза и вред медикаментов, осторожное обращение с лекарствами |
Ученик должен иметь навыки аккуратного обращения с лекарствами: хранить в упаковке, проверять срок годности, применять по назначению, не пробовать неизвестные лекарства. |
15.Предупреждение курения |
Вред табачного дыма, чем опасно курение, |
Ученик должен уметь избежать ситуации пассивного курения, понимать, что это трудно излечимая вредная привычка, уметь отказаться от предложенной сигареты. |