Программа клуба ЭРУДИТ

"Интеллект - это глобальная способность, действовать разумно, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами"

Векслер

I.                   Пояснительная записка

 

Настоящая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Данная программа представляет собой вариант организации внеурочной деятельности обучающихся 6 классов общеинтеллектуального направления. Она предназначена для реализации с группами, сформированными как из обучающихся одного класса, так и одной параллели.

Интеллектуальный клуб «Эрудит» - это добровольное объединение обучающихся с целью развития универсальных учебных действий, развития эрудиции, воображения, логики, творческих способностей. Клуб – это информационно-досуговое сообщество, особая форма организации учебно-творческой деятельности, а также особый стиль общения.

Учебные клубные занятия востребованы подростками, прежде всего потому, что удовлетворяют их запросам на

  • потребность в общении,
  • потребность в проявлении самостоятельности, самореализации,
  • потребность в творчестве,
  • потребность в разностороннем развитии,
  • потребность в отдыхе,
  • потребность в успехе, достижении.

Целью деятельности клуба «Эрудит» является: формирование устойчивых познавательных интересов, универсальных учебных действий в личностной, коммуникативной, познавательной, регулятивной сферах, обеспечивающих способность к самостоятельности в поисках способов решения поставленных задач, самообразованию и саморазвитию.

Деятельность клуба ориентирована на формирование культуры обучающихся через участие в различных интеллектуальных играх, конкурсах, олимпиадах, фестивалях как на уровне образовательного учреждения, так и города Челябинска.

 

Задачи:

Развивающие:

  • Продолжить развитие

- поисковых умений (умение самостоятельно вырабатывать идею исследовательского проекта, привлекая знания из различных областей; умение самостоятельно найти недостающую информацию; умение находить несколько вариантов решения проблемы);

-      коммуникативных умений (умение инициировать учебное взаимодействие, умение отстаивать свою точку зрения, вести диалог, участвовать в дискуссии);

-      практических умений и навыков (участие в проведении социологических опросов, классных часов и различных мероприятий по социально-правовым вопросам).

Обучающие:

 

  • Обучать ориентироваться в постоянно растущем потоке информации;
    • Способствовать расширению метапредметных знаний по базовым дисциплинам школьной программы;

Воспитательные:

 

  • Формировать готовность к выбору своей профессиональной деятельности в соответствии с личными интересами и индивидуальными способностями;
    • Формировать мотивацию к труду и потребность к приобретению определенной профессии;
    • Содействовать воспитанию обучающихся быть активными, сознательными гражданами общества, выполняющими многочисленные профессиональные, общественные, социальные функции;
    • Формировать                         сотруднические       умения   и   навыки                      (умения             коллективного планирования действий, оказывать взаимопомощь при решении общих задач).

Занятия проходят один раз в неделю по 40 минут. Всего в течение учебного года 34 занятия. Работа команды клуба «Эрудит» в течение одного учебного года предполагает как равномерное распределение этих часов по неделям и проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками, так и возможность организовывать занятия крупными блоками – «интенсивами» в соответствии с планом работы команды (для проведения интеллектуальных КВН, праздников, экскурсий). В ходе работы команды руководитель организует как часы консультирования, так и самостоятельной работы учащихся над заданиями при его непосредственном участии, наблюдении.

Процесс обучения в клубе направлен, в конечном счете, на то, чтобы подростки научились успешно выходить из любой жизненной ситуации, используя весь свой творческий потенциал, логику, воображение, интеллект и навыки общения с другими людьми.

Руководит работой команды клуба «Эрудит» педагог. К работе клуба привлекаются учителя-предметники, библиотекарь, психолог, неравнодушные родители и социальные партнеры школы. План занятий на учебный год составляет руководитель клуба с учетом традиционных мероприятий образовательной организации и города, а также пожелания обучающихся.

 

II.                Планируемые результаты

 

Предметные:

 

  • владение базовым понятийным аппаратом;
  • сформированность навыков критического мышления, анализа, синтеза;
    • владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;
    • сформированность мировоззренческой, ценностно-смысловой сфер обучающихся;
      • владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи объектов и процессов;
      • сформированность навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития.

Личностные:

 

  • сформированность мировоззрения, соответствующего современному развитию науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания;
  • осознание своего места в поликультурном мире;
    • сформированность гражданской позиции обучающегося как сознательного, активного и ответственного члена российского общества, осознающего и принимающего свою ответственность за благосостояние общества;
    • готовность к образованию и самообразованию;
      • сформированность основ саморазвития и самовоспитания на основе общечеловеческих нравственных ценностей;
      • готовность и способность к самостоятельной, ответственной деятельности;
        • сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уверенности в его великом будущем.

Метапредметные:

 

  • готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
  • умение ориентироваться в социально-экономических, культурных и экономических событиях, оценивать их последствия;
  • умение самостоятельно определять цели и составлять планы, осознавая приоритетные и второстепенные задачи;
    • владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
    • владение навыками познавательной рефлексии как осознание совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения;
    • владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем;
    • использовать различные ресурсы для достижения целей;
    • выбирать успешные стратегии в трудных ситуациях;
      • умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции другого (совместное целеполагание и планирование общих способов работы на основе прогнозирования, контроль, коррекция хода и результатов совместной деятельности), эффективно разрешать конфликты;
      • умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей.

Оценка достижений обучающихся                          осуществляется               посредством                       технологии портфолио.

  1. III.             Содержание и формы организации деятельности клуба

 

Содержание деятельности интеллектуального клуба не предусматривает сугубо теоретических знаний, а имеет деятельностно-практический характер. Система проведения заседаний клуба сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Основное содержание работы клуба «Эрудит»

  • Обучение учащихся работе с научной литературой, формирование культуры научного исследования. Познавательно-просветительскую работу среди членов клуба проводят: библиотекари, учителя и все те, кто неравнодушен к детям, занимающимся в клубе. Библиотекари учат работать с каталогом, научной литературой, развивают умения делать выписки, аннотации, собирать научную информацию и т.д. Педагоги развивают интеллектуальные умения и коммуникативную культуру ученика, чтобы ученики говорили по сути дела, умели аргументировать, дискутировать, доказывать свою правоту, вести дебаты, ставить вопросы, решать проблемные ситуации. Познавательно-коммуникативная работа с учащимися позволит сформировать у них коммуникативную культуру, разовьет речевые способности, научит осознавать значение коммуникативного сотрудничества. Учатся творчески и критически работать с информацией: целенаправленный сбор информации, её структурирование, анализ и обобщение из разных источников (в ходе выполнения информационных проектов — дайджестов, электронных и бумажных справочников, энциклопедий, каталогов с приложением карт, схем, фотографий и др.).
  • Включение в учебно-познавательную деятельность учащихся в соответствии с их интересами. Учебно-исследовательская деятельность предполагает задания экспериментального и исследовательского характера, которые выполняют учащиеся. Рецензирование работ учащихся при подготовке их к участию в конкурсах, олимпиадах и конференциях. Индивидуальное и групповое консультирование. Участвуют в олимпиадах по учебным предметам, изготавливают учебные пособия для школьных кабинетов, руководят познавательными играми обучающихся младших классов. Участвуют в

традиционных конкурсах: региональной конференции «Наследие», городской конференции «Интеллектуалы 21 века», городской научно-практической конференции «Человек на земле», интеллектуальном форуме молодежи «Шаг в будущее» и др.

  • Подготовка, организация и проведение игр, конкурсов, турниров. Творческая деятельность предполагает подготовку и проведение конкурсов знатоков науки или конкурсов интеллектуалов, викторин, игр, турниров и т.д. Такая деятельность клуба позволяет сделать участие каждого ученика значимым, стимулирует мотивацию участия в познавательной и творческой работе. Участвуют в подготовке и проведении предметных недель, конкурсов научно-фантастических проектов, вечеров неразгаданных тайн.
    • Профориентационная подготовка. Приобретают умения и навыки сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, взрослыми в ходе сюжетно-ролевых экономических игр, посредством создания игровых ситуаций по мотивам различных профессий. Участвуют в экскурсиях на промышленные предприятия, в научные организации, учреждения культуры, в ходе которых знакомятся с различными видами труда, с различными профессиями. Знакомятся с профессиональной деятельностью и жизненным путём своих родителей и прародителей, участвуют в организации и проведении презентаций «Труд нашей семьи».
    • Выпуск информационных бюллетеней клуба.

 

Основные формы организации занятий в клубе:

  • информационно-развлекательные игры,
  • интеллектуальный аукцион,
  • «мозговой штурм»,
  • конкурс научно-фантастических проектов,
  • тестирование,
  • экскурсии на предприятия города, в высшие учебные заведения,
  • турнир,
  • вечер неразгаданных тайн, вечер по следам детектива,
  • задания и упражнения на развитие логики, воображения, памяти,
  • предметные недели,
  • встречи с интересными людьми.

 

План работы

занятия

Тема занятия

кол-во часов

1

Организационное занятие. Игры на знакомство и адаптацию в коллективе.

1

2

Клубное самоуправление. Интеллектуальное казино.

1

3

Игровая презентация «Зачем нужны хвосты?»

1

4-13

Информационно-развлекательные игры. Игровая практика

(игровые тренировки в режиме реального времени).

Викторина с вариантами ответов и без.

Медиа-азбука. Правила и стратегия игры.

Гонка за лидером. Правила и стратегия игры.

Гонка без лидера. Правила и стратегия игры.

Своя игра. Правила и стратегия игры.

Взгляд. Правила и стратегия игры.

Перестрелка. Правила и стратегия игры.

Мозговой штурм. Правила и стратегия игры.

Брейн-ринг. Правила и стратегия игры.

Что? Где? Когда? Правила и стратегия игры.

 

 

10

14-18

Применение отдельных элементов "мозгового штурма" в командных интеллектуальных играх.

5

19

Игра «Брейн-ринг».

1

20

Игры на эрудицию. "Своя игра".

1

21-25

Игровое творчество народов мира

5

26

Понятие о корректности вопроса. Требования к корректному

вопросу. Вопросы разных уровней сложности.

1

27

Простейшие вопросы (на элементарные знания) Логические

вопросы.

1

28

Вопросы на догадку. "Неберущиеся" вопросы.

1

29-30

Создание стандартного (оптимального) вопроса. Правила

оформления вопроса.

2

31-34

Интеллектуальный аукцион (конкурс на лучший

интеллектуальный вопрос). Создание банка вопроса для игр. Представление портфолио.

4

 

 

 

 

Учебно-методическое обеспечение курса

 

  1. Учебно-методические пособия Агафонова, И. Н. Учимся думать: Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8– 11 лет/И. Н. Агафонова. – СПб.: МиМЭкспресс, 1996.
  2. Бойко, А. П. Логика: для учащихся школ, гимназий и лицеев/ А. П. Бойко. – М., 1993. Бондаренко, С. М. Учите детей сравнивать/С. М. Бондаренко. – М.: Знание, 1981.
  3. Вагурина, Л. Я начинаю учиться: Вып. 2. Логическое мышление/Л. Вагурина, А. Кряжева. – М.: Линор, 1995.
  4. Винокурова, Н. К. Магия интеллекта, или Книга о том, когда дети бывают умнее, быстрее, смышленее взрослых/Н. К. Винокурова. – М.: Эйдос, 1994.
  5. Володкевич, В. А. Сборник логических задач: для учащихся среднего и старшего возраста/В. А. Володкевич. – М.: ООО «Дом педагогики», 1996.
  6. И Ивин, А. А. Искусство правильно мыслить: кн. для учащихся/ А. А. Ивин. – М.: Просвещение, 1996.
  7. Перькова, О. И. Интеллектуальный тренинг: учебно-метод. пособие/О. И. Перькова, Л. И. Сазанова. – СПб.: Речь, 2002.
  8. Тихомирова, Л. Ф. Развитие логического мышления детей: популярное пособие для родителей и педагогов/Л. Ф. Тихомирова, А. В. Басов. – Ярославль: ТОО «Гринго», 1995. Тихомирова, Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей: популярное пособие для родителей и педагогов/Л. Ф. Тихомирова. – Ярославль: Академия развития, 1996.

 

    Записей не найдено.

Яндекс.Метрика
дизайн сайтов