Программа клуба Нотка

Пояснительная записка

 

Воспитание детей на вокальных традициях является одним из важнейших средств нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения. Песня – это эффективная форма работы с детьми различного возраста. Занятия в кружке пробуждают у ребят интерес к вокальному искусству, что дает возможность развивать его музыкальную культуру и художественную самодеятельность школы. Без должной вокально-хоровой подготовки невозможно  привить  любовь к  музыке. Вот почему сегодня со всей остротой встает вопрос об оптимальных связях между урочной и дополнительной музыкальной работой, которая проводится в кружковой работе. Музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие школьников  идут взаимосвязано и неразрывно, начиная с самых младших классов. Ведущее место в этом процессе принадлежит ансамблевому  пению и пению в сольном исполнении, что поможет приобщить ребят к вокальному искусству.

Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.

Данная модифицированная программа разработана на основе примерной программы по музыке для начального общего образования (2004 г)

 

Цель программы:

  • Заинтересовать детей музыкальным искусством как неотъемлемой частью жизни каждого человека;
  • Научить каждого кружковца  владеть певческим голосом.

Задачи программы:

 

Образовательные:

  • Углубить знания детей в области музыки: классической, народной, эстрадной;
  • Обучить детей  вокальным навыкам;

Воспитательные:

  • Привить навыки общения с музыкой: правильно воспринимать и исполнять ее;
  • Привить навыки сценического поведения;
  • Формировать чувство прекрасного на основе классического и современного музыкального материала;

Развивающие:

  • Развить музыкально-эстетический вкус;
  • Развить музыкальные способности детей;
  •  

Программа  клуба «Нотка» рассчитана на 1 год. Для успешного освоения программы занятия численность детей в группе кружка должна составлять не более 15 человек. Годовой курс программы рассчитан на 34 часа ( 1 занятие по 1 часу в неделю).

Группа формируется из детей в возрасте от 8-15 лет.

            Программа предусматривает межпредметные связи с музыкой, культурой, литературой, сценическим искусством, ритмикой.                                                                                             Программа примерно раскрывает содержание занятий, объединенных в тематические блоки, состоит из теоретической и практической частей.                                                                                Теоретическая часть включает в себя  работу с текстом, изучение нотного материала, индивидуального стиля  каждого композитора.                                                                    Практическая часть обучает практическим приемам вокального исполнения песен и музыкальных произведений.                                                                                                                  Музыкальную основу программы составляют произведения для детей.

Методы и приемы работы

Методы формирования сознания учащегося:

показ; объяснение; инструктаж; разъяснение;

Методы формирования деятельности и поведения учащегося: самостоятельная работа;  иллюстрация;

Методы стимулирования познания и деятельности: поощрение; контроль; самоконтроль; оценка; самооценка; вручение подарка; одобрение словом;

Методы поощрения: благодарность; благодарственное письмо родителям; устное одобрение.

Основы музыкального певческого аппарата точно определяются физиологией и медициной.

Детские  голоса имеют три основных градации – высокие, средние и низкие.

Чтобы стать певцом, необходимо установить характер своего голоса.

Правильное определение природы голосовых данных служит залогом дальнейшего их

 Организация занятий и содержание обучения

      Занятие является основной формой обучения и воспитания в кружке. Занятие условно можно разделить на две части:

    -вокальная гимнастика или вокальные упражнения;

    -работа над произведением.

Вокальная гимнастика, в свою очередь, делится на :

    -артикуляционную гимнастику;

    -дыхательные упражнения;

    -певческое распевание или вокально-интонационные упражнения.

 

Артикуляционная гимнастика

 

1.Массаж лицевых резонаторов.

2.Покусывание языка, сначала кончик языка, а затем левую и правую стороны языка. Все упражнения выполняются по 4 раза.

3. «Облизать губки с обратной стороны». Сделать языком круговое движение между губами и зубами с закрытым ртом. То же в противоположном движении.

4. «Прокалывать щечки». Упереться языком в верхнюю губу, в нижнюю губу, в левую щеку, в правую щеку, пытаясь как бы проткнуть их насквозь.

5. «Втягиваем щечки». Покусать нижнюю губу, верхнюю губу, втянуть щеки и закусить боковыми зубами их внутреннюю поверхность.

6.Пощелкать языком, изменяя форму рта. Обратить внимание на изменения щелкающего звука. Пытаться произвольно издавать более высокие и более низкие щелчки.

7.Вывернуть наружу нижнюю губу, обнажив десны и придать лицу обиженное выражение.

8.Приподнять верхнюю губу, обнажив десны и придать лицу подобие улыбки.

9.Чередовать два предыдущих упражнения в ускоряющемся темпе.

10.Поставить указательные пальцы горизонтально под глаза и попытаться приподнять пальцы мышцами лица, контролируя, таким образом, активность мышц.

11.Сделать нижней челюстью круговое движение вперед- вниз.

12.Сделать нижней челюстью круговое движение вперед-вправо-влево-вперед.

13.Соединить движение нижней челюсти вперед-вниз с оттопыриванием (выворачиванием) нижней губы с обнажением десен.

14. Соединить движение нижней челюсти вперед-вниз с поднятием верхней губы с обнажением десен.

15.Соединить движение челюсти вперед-вниз с выворачиванием нижней и верхней губ и обнажением десен.

    Исполнение упражнений, связанных с работой губ и открыванием рта, необходимо контролировать в зеркале. В дальнейшей работе также желателен постоянный визуальный контроль.

 

Дыхательные упражнения

 

    Упражнения для наработки навыков дыхания через нос.

1.Широко раздув ноздри, вдохнуть «в живот».  На выдохе, наоборот, снять напряжение с мускулатуры.

2.На выдохе тянуть звук «м» или «н».

3Широко открыть рот, дышать носом.

4.Рот открыт. Вдох через нос, ноздри расширены. Затем медленно выдыхать воздух через рот (небная занавеска поднята вверх).

5. «Паровоз»- работа носом: вдох- выдох. Постепенно ускоряя, подобно тому, как поезд набирает ход.

 

    Упражнения на работу мышц - вдыхателей, помогающие правильному регулированию дыхания.

1.Следует воспроизводить движения, имитирующие виды работ: работа с рубанком, косьба, подметание метлой.

Они помогают правильному регулированию дыхания, на губах ощущается теплый воздух.

Выдох должен быть без толчков, со звуком «ух», «ах», «эх».

2.Руки на нижнереберных мышцах. Подталкивать мышцы вперед, как бы качая воздух и произнося на одном звуке «ха-ха», «ух-ух», «эх-эх», «их-их».

3.Вдох носом быстрый. Наполниться дыханием, а освобождаясь от дыхания, слушать мышцы диафрагмы, которая опускается, как поршень, вниз.

На выдохе плавно пропевать одну из гласных А, У, О, И.

 

    Известный прием работы над плавным расходованием выходящего дыхания, предложенный Франческо Ламперти (1813-1892 г. г. педагог Миланской консерватории, написал свой труд «Искусство пения» ).

Дуть на горящую свечу, что формирует продолжительность и ровность выдоха.

 

 Учебно-тематический план

п\п

Тема занятий

Общее к-во часов

Из них

Теория

Практика

1.

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.

1

1

-

Вокально-хоровая работа.

2.

Прослушивание голосов.

1

-

1

3.

Певческая установка. Дыхание. Навыки «цепного» дыхания.

2

1

1

4.

Дирижерские жесты.

1

-

1

5.

Унисон. Умение чисто интонировать в унисон.

3

 

3

6.

Вокальная позиция.

4

1

3

7.

Работа над звуковедением. Работа над фразировкой и выразительным исполнением.

4

-

4

8.

Дикция. Работа над артикуляцией и дикцией.

2

-

2

9.

Двухголосие. Развитие навыков двухголосного исполнения. Работа над чистотой строя.

2

-

2

10.

Работа с солистами.

4

-

4

11.

Сводные репетиции.

2

-

2

Музыкально теоретическая подготовка

12.

Основы музыкальной грамоты

2

1

1

13.

Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти.

2

-

2

14.

Развитие чувства ритма.

2

-

2

Теоретико-аналитическая работа

15.

Беседа о гигиене певческого голоса

1

1

-

16.

Беседа о творчестве композиторов–классиков. Беседа о творчестве современных композиторов.

2

2

-

17.

Использование технических средств. Работа с микрофоном.

1

-

1

18.

Использование фонограммы (минус 1).

1

-

1

Концертно-исполнительская деятельность

19.

Открытый урок для родителей.

1

-

1

20.

Выступление на школьных и выездных концертах.

6

-

6

 

Всего:

34

7

27

 

Ожидаемые результаты программы:

Учащиеся должны знать:

  • что такое певческое дыхание:
  • вокально-певческая постановка корпуса,
  • звукообразование и звуковедение;
  • дикция и артикуляция;
  • знать о гигиене голоса.

Петь чисто и слажено в унисон (младшая группа) и с элементами

Владеть навыками дыхания, чистотой интонирования, дикцией и выразительностью исполнения.

Учащиеся должны уметь:

  • различать песни по жанрам;
  • проявлять исполнительское мастерство на сцепе.

Виды контроля:

Результатом работы кружка «Веселая нотка» является полученный детьми определенный объем знаний, умений навыков. Контроль вокального кружка может проводиться в форме:

зачетного занятия;

конкурсов:

участие в смотре художественной самодеятельности;

выступление на концертах, мероприятиях;

открытого занятия

 

Материально-техническое обеспечение

 

  Занятия проводятся в учебном кабинете № 39 и  в актовом зале школы. Кабинет и актовый зал достаточной площади, микроклимат кабинета и актового зала благоприятный.

  1. Акустическая система:
  2. Микрофоны;
  3. Клавишные инструменты;
  4. Компьютер;
  5. СD, DVD-диски;
  6. Программное обеспечение.

 

                                     Литература:

 

1.         Алексеева Л.Л. Музыка. Планируемые результаты. –М., 2013г.

2.         Емельянов.В.В. Развитие голоса. – Спб., 2010г.

3.         Кабалевский Д.Б. Как рассказать детям о музыке? –М., 2005г.

4.         Энциклопедия Кирилла и Мефодия. –М., 2011г.

5.         http://www.musicals.ru

6.         http://musofon.ru

    Записей не найдено.

Яндекс.Метрика
разработка сайтов