Программа кружка «Умелые руки»

Структура программы

 

I . Художественная обработка древесины

 II. Токарная обработка древесины

 

Пояснительная записка

 

Работа кружка направлена на трудовое, эстетическое, нравственное воспитание школьников. Программа рассчитана на учащихся 5-7 классов. Предусматривает групповые и индивидуальные занятия. Материал программы предусматривает теоретические и практические занятия. Особое место уделяется отработки практических навыков и умений школьников с использованием машиноведения (токарные станки, сверлильный станок, электролобзик). В процессе занятий уделяется особое внимание вопросам Т.Б. Коллективность выполнения отдельных изделий развивает у школьников чувства взаимопомощи и ответственности за общее дело.

Цели и задачи курса

1.  Закрепление умений и навыков, полученных на уроках «технологии».

2.  Развитие и раскрытие творческих способностей (индивидуальных) учащихся.

3.  Помочь ознакомиться с особенностями профессий, связанных с деревообработкой.

4.  Подготовка учащихся к семейной жизни, ведению домашнего хозяйства, ремонтным работам в быту.

5.  Воспитание гражданина России, гражданской ответственности, как будущего созидателя, труженика (трудовая деятельность).

 

Форма обучения

 

I  Групповая (работа в группе),

II  Индивидуальная (станочное оборудование)

III  Коллективная (выполнение общего изделия)

Основная   цель   программы:    воспитание   общественно-активной   творческой личности, способной приумножить национальную культуру.

 

Задачи программы:

■    обучить учащихся навыкам и приемам художественной и домовой резьбы по дереву;

■     расширять знания, полученные на уроках истории, русского языка, черчения, технологии, изобразительного искусства;

■    способствовать развитию понятийного аппарата;  выявить, учесть и развить творческие способности учащихся;

■     приобщить учащихся к многообразной творческой деятельности с выходом на конечный продукт;

■     развивать творческое воображение;

 формировать у учащихся целостное восприятие народного искусства, как

части культуры народа;     способствовать формированию умения планировать свою работу;

■     в процессе общественно-полезной деятельности развивать сотрудничество, как основной вид взаимодействия между учителем и учащимися;

•    способствовать становлению личности и ее профессиональной ориентации;

воспитывать чувство коллективизма и трудолюбия; воспитывать эстетический вкус;

■     воспитывать самостоятельность, усидчивость и аккуратность;

 

Условия реализации программы

Для успешной реализации программы требуется:

        Расходные материалы: фанера 5мм и  10 мм, лобзики, пилочки к лобзикам, копировальная бумага, кнопки, шлифовальная бумага, клей ПВА, лак мебельный;

Методика оценки полученных знаний и результатов

За период обучения в объединении учащиеся получат определенный объем знаний и умений, которых проверяется каждое полугодие. Для этой цели проводится промежуточный контроль – участие в выставках школьников художественно-эстетического цикла, сдача зачетов. Руководитель подводит итог всей учебно-воспитательной работы, делает анализ достижений детей.

Ожидаемые результаты

В конце первого года обучения дети должны уметь: выполнять выбор материала для изделия и его подготовку; переводить рисунок; самостоятельно подготавливать свое рабочее место; выполнять изделия с двумя деталями с соединением «в замок» (поднос, домик, деревья и др.); выполнять изделия с подвижным соединением деталей (велосипедист, пират, монстр и др.).

В конце второго года обучения дети должны уметь: выполнять отделку изделий выжиганием и росписью; самостоятельно подготавливать инструмент для работы; изготавливать несложные изделия с несколькими деталями, содержащими не сложные элементы (полки, подставка для книг, подставка для бумаг и др.); разрабатывать изделия из двух - трех деталей;

В конце третьего года обучения дети должны уметь: выполнять отделку изделий элементами накладной резьбы; изготавливать изделия с несколькими деталями, содержащими сложные элементы (шкатулки, светильники, ваза для конфет и др.); выполнять сканирование изображений и компьютерную обработку рисунков деталей; самостоятельно разрабатывать и изготавливать изделия из трех и более деталей;

 

 Учащиеся смогут овладеть навыками работы  с деревом и приемами резьбы по дереву;

будут выявлены склонности и развиты способности детей к художественной деятельности;

должно быть сформировано умение планировать свою работу; развить творческое воображение, эстетический вкус учащихся;

дети смогут ориентироваться в выборе профессии; будут заложены основы для самовоспитания личности

 

Литература:

 

В.Г. Буриков, В.Н. Власов Домовая резьба - М., 1997.

Г.Я. Федотов Волшебный мир дерева - М.,!987.

Э.В. Рихвак Мастерим из древесины - М.,1989

Справочник по трудовому обучению - 1991

Ю.В. Соколов Альбом для випиливания-М.,1991

 

 

 

 

 

Тема 1. Вводное занятие Знакомство с историей художественной обработкой древесины. Знакомство с искусством резьбы по дереву, обработкой и получением изделий из дерева ее историей. Беседа об искусстве домовой резьбы Показ иллюстраций и фотографий с изображением образцов домовой и художественной резьбы, используемой в оформлении жилых домов, ворот, колодцев производства мебели и т.д. Рассказ об искусстве ажурной резьбы по дереву. Знакомство с выставкой работ кружка резьбы по дереву и методической литературой. Практическое занятие: подготовка рабочего места.

Тема 2.. Основные сведения о древесине и ее свойствах. Рабочее место и его

оборудование.

Знакомство с природной текстурой древесины. Значение расположения и характера

рисунка волокон древесины при создании изделия из древесины. Свойства хвойных и

лиственных пород древесины по твердости. Недостатки древесины. Влажность и сушка.

Подготовка рабочего места для работы с деревом. Различные виды стамесок, клюкарзов,

лобзиков с различными по величине зубьев пилками, эл.дрель с различными сверлами и

насадками.

Эл.лобзик, приемы работы, ТБ. Устройство токарного станка СТД-120т.История токарного

станка. Резцы для токарного станка.

Практические занятия: знакомство с рабочим местом и его оснащением. Методы и формы

работы на СТД-120.Изучение правил по технике безопасности.

Тема 3. Измерительные и разметочные инструменты по работе с деревом. Приспособления

для закрепления заготовок. Подготовка инструментов к работе.

Ознакомление с измерительными и разметочными инструментами резчика по дереву -метр, рулетка, штангенциркуль, кронциркуль, угольник, линейки, циркули, шило, рейсмус, карандаши, резинки, различные шаблоны, лекала и трафареты, изготовленные ранее. Показ инструментов для с дереву - стамески различных типов, клюкарезы, ножи-косяки, лобзики и ножовки, наборы сверл и др., ознакомление с правилами их использования. Показ приспособлений для надежного закрепления заготовки на верстаке - державки (торцевые, угловые, фигурные, гнездовые, выносные и пр.), упорки, валеты или нажимы, а также струбцины. Практические занятия: изучение правил пользования измерительными инструментами. Знакомство с державками, упорками и другими приспособлениями для закрепления заготовок. Выбор инструмента для различных видов резьбы. Способы хранения инструментов. Правила безопасности при работе с инструментами. Освоение учащимися навыков правки инструмента.

Тема 4. Знакомство с основными понятиями композиции.

Понятие о центре композиции, ее уравновешенности и гармоничности. Понятие о контрасте и нюансе, как средствах достижения единства композиции. Симметрия, система осей и ритм. Композиционная связь деталей предмета. Значение текстуры древесины и украшений в композиции. Практические занятия: учащиеся выполняют упражнения по компановке фигур геометрического характера в единое гармоничное выразительное целое. Анализируют композициюизделий, замечая, что сила воздействия осей повышается с введением полной зеркальной симметрии.

Тема 5. Знакомство с основными элементами изделий.

Декоративные и технологические особенности сооружений и изделий. Порядок их разметки и последовательность исполнения. Практические занятия: подготовка деревянной основы под элементы объекта. Разметка резного поля на одиночные и двойные полосы под соответствующие элементы (каждый из,элементов повторяется многократно на протяжении всей полосы).

Тема 6. Украшение изделий.

Использование резной пластины с основными элементами геометрической резьбы и профильной резьбы. Возможные композиционные сочетания резных элементов. Приемы использования нескольких элементов. Зависимость выразительности композиции от глубины вырезания элементов. Практические занятия: изготовление изделий. Техника безопасности при с деревом.

Тема 7. Украшение изделий.

Приемы использования различных видов оформления. Использование шаблонов и трафаретов, а также выполненных ранее рисунков орнамента. Практические занятия: последовательность выполнения технических приемов плоскорельефной, углубленной, прорезной и накладной резьбы. Правила техники безопасности при выполнении работ по дереву.

Тема 7. Организация и проведение выставки творческих работ учащихся.

Обсуждение работ, отобранных на выставку, выбор варианта ее экспозиции. Оформление выставки творческих работ учащихся. Практические занятия: организация и проведение выставки работ учащихся. Обсуждение выставки с привлечением учащихся разных классов. Награждение учащихся.

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование

№ п/п

Тема занятия

Кол.час

дата

1,

Вводное занятие: Цели и задачи. ТБ.

1

 

2.

Рабочее место. Устройство лобзика.

1

 

3.

Древесина. Порода древесины. Фанера.

1

 

4.

Заправка полотна (пилка) в лобзик.

1

 

5.

Выбор темы, подготовка основы для выпиливания.

1

 

6.

Приемы выпиливания.

2

 

7.

Подготовка заготовок.

1

 

8.

Перевод рисунка на основу (разметка).

1

 

9.

Работа над объектом, выпиливание по внешнему контуру.

1

 

10.

Выпиливанию. по внутреннему контуру.

1

 

11.

Работа над объектом, выпиливание по внешнему контуру.

2

 

12.

Инструменты для создания отверстий, коловорот, сверлильный станок фрезерный станок. Приемы работы.

2

 

13.

Работа над объектом.

3

 

14.

Отделка, зачистка изделия, лакирование.

3

 

15.

Устройство Токарных станков. Основные узлы, приспособления, резцы. ТБ.

2

 

16.

Измерительные инструменты: штангенциркуль, линейка, циркуль, кронциркуль и т.д..

1

 

17.

Породы древесины. Выбор заготовок. Подготовка заготовок, припуски на обработку и точение.

1

 

18.

Составление эскиза технического рисунка и чертеж. Подготовка станков к работе. ТБ.

2

 

20.

Точение изделий. Шлифовка и отделка изделий. Коническое и фасонное точение. Отделка.

2

 

21.

Работа над объектом.

2

 

22.

Отделка, зачистка изделия. Оценка работы.

2

 

23.

Организация и проведение выставки

1

 

 

Итого

34ч.

 

    Записей не найдено.

Яндекс.Метрика
создание сайтов в Котласе