Программа В стране этикета

Пояснительная записка

 

Направленность программы

Программа «В стране этикета» имеет общекультурную направленность

Целенаправленная, систематическая работа по воспитанию навыков и привычек культурного поведения начинается с приходом детей в школу. Именно в начальных классах закладываются основы аккуратности и опрятности, вежливости, точности, прививаются хорошие манеры, умение культурно вести себя в школе, дома, на улице, в общественных местах. Если элементарные нормы культурного поведения не привиты детям с ранних лет, то позднее приходится восполнять этот пробел и нередко проводить более трудную работу: перевоспитывать школьников, у которых укоренились отрицательные привычки.

Необходимость преодолеть все недостатки ставит перед школой задачу: дать детям знания и навыки культурного поведения в определённой системе. А чтобы работа была систематической, её надо проводить как на уроках, так и во внеурочное время.


Актуальность программы

Содержание программы раскрывает правила нравственного поведения и тот внутренний механизм, который определяет их сущность (потребность выполнять правила на основе понимания их необходимости; мотивация поведения, поступка, т.е. желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятности).

 

Новизна программы

Программа общекультурного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования чрезвычайно важна,  потому что является ориентиром для формирования личностной, социальной, семейной культуры и базовых национальных ценностей.

 

Цель программы: формирование навыков общения и культуры поведения школьников, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности.

 

Задачи программы:

  • участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом;
    прививать  стремление к постоянному познанию, убеждать, что каждый может объявить войну своему невежеству;
  • способствовать формированию навыков поведения в обществе;
  • способствовать формированию этической культуры, дружелюбия и вежливости, уважения и чуткости по отношению к другим людям;
  • способствовать формированию осознанного стремления выполнять правила гигиены здоровья и вести здоровый образ жизни;
  • закрепить знания школьного и внешкольного этикета, правил общения и культуры внешнего вида;
  • формировать ценностное отношения к семье, её традициям;
  • воспитывать нравственные качества: гражданственность, патриотизм, уважение к правам, свободам и обязанностям человека.

 

Возраст обучающихся: программа рассчитана на обучение детей в возрасте 7-11 лет.

Сроки реализации программы: данная программа и составленное тематическое планирование рассчитано на 4 года обучения.

Формы и режим занятий: групповые занятия с детьми в количестве 26 человек. Программа предполагает групповые занятия с организацией индивидуальных форм работы внутри группы, в парах.

 

Формы и методы занятий

  1. Словесные (наблюдение и обсуждение в педагогически организованной ситуации различных поступков; беседа ситуативная, беседа-рассуждение, беседа-игра, беседа-размышление, посещение музейных экспозиций).
  2. Наглядные (просмотр кинофильмов, мультфильмов, презентаций, аудиофайлов, фрагментов кинофильмов, чтение художественных произведений,  сказок, притч).
  3. Практические (игровые практикумы).

 

Учебная нагрузка - 2 часа в неделю.

 

Содержание программы определено с учетом:

  • возрастных, психофизиологических  и индивидуальных особенностей обучающихся, интересов и потребностей обучающихся;
  • тенденции развития воспитания и образования.

 

Предполагаемые результаты обучения

К концу 1-го года обучения ребенок получит знания:

о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп.

К концу 1-го года обучения ребенок должен выйти на 1-й уровень воспитательных резуль­татов, а именно: приобрести социальные знания, понимание социальной реальности и по­вседневной жизни (знания о правилах групповой работы, способах самостоятельного поиска дополнительной информации).

            К концу 2-го года обучения обучающийся получит знания:

взаимоотношения на уровне класса, то есть  дружественной просоциальной среды, в которой каждый ребенок получает практическое подтверждение приобретенных знаний и начинает их ценить.

Обучающийся получит опыт взаимодействия со сверстниками, старшими  и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.

Научится:

  • организовать рабочее место и поддерживать на нем порядок во время работы;
  • улучшит свои коммуникативные способности и приобретет навыки работы в коллективе.

По результатам 2-го и 3-го года обучения обучающийся выйдет на 2-й уровень воспитатель­ных результатов, а именно: приобретет опыт позитивного отношения к истине, знаниям, учению.

К концу 3-го года обучения обучающийся научится:

взаимодействовать с представителями различных социальных субъектов, в том числе за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

К концу 4-го года обучения обучающийся научится:

  • будет знать школьный и внешкольный этикет, правила общения и культуры внешнего вида;
  • познакомится с общественными нормами, с устройством общества, с социально одобряемыми и не одобряемыми формами поведения в обществе (т.е.  социальные знания);
  • приобретет опыт самостоятельного общественного действия, который позволит ученику стать гражданином, социальным деятелем, свободным человеком;
  • приобретет опыт переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества;
  • получит первичное понимание социальной реальности и повседневной жизни, ценностное отношения к социальной реальности в целом.

        К концу 4-го года обучения обучающийся выйдет на 3-й уровень воспитательных результатов, а именно: приобретет опыт самостоятельного социального действия, т. е. опыта самоорга­низации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде.

 

В результате реализации настоящей программы могут быть достигнуты следующие воспитательные результаты:

  • начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения;
  • нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
  • неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
  • способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
  • уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим;
  • знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.

 

Содержание программы – 1 год обучения

1. Я среди людей – 16 часов.

            Понятия «я», «внешний вид», «имя», «фамилия», «отчество», «кличка», «прозвище», «верность слову», «честь».   Речь – важнейшее средство общения. Правила общения.

2. Речевой этикет – 16 часов.

Понятия «этика», «этикет». Специфика речевого общения. Речь и отношение человека к людям. Правила знакомства, представления, обращения, приветствия и прощания, извинения и просьбы, благодарности и отказа. Мимика и жесты.

3. Культура поведения – 27 часов.

Отношение к семье, родителям, старшим по возрасту людям, учителям, сверстникам, младшим. Правила поведения в общественных местах, гостях, дома.

4. В мире сказок – 6 часов.

Добро и зло, правда и ложь.

5. Итоговое занятие - 1 час.

Что мы узнали и чему научились за год.

 

Содержание программы – 2 год обучения

1. Что значит быть вежливым? – 5 часов.

Этикет и вежливость. История этикета. Правила этикета.

2. Правила жизни в обществе – 22 часа.

Формы приветствия и прощания, значение слова «здравствуй». Правила знакомства и прощания. Способы выражения благодарности. Формы извинений. Формулы привлечения внимания, обращения к незнакомому человеку. Общее и особенное для мальчиков и девочек. Язык жестов, правила произношения «трудных» слов (словарь), слова-паразиты.

3. Ты сам – 28 часов.

 История костюма. Гигиенические требования к одежде. Правила ухода за кожей, глазами, зубами. Принципы здорового питания, понятие о полезной пище. Понятие «личность». Способы самонастроя, отношение к окружающим. Вред курения, алкоголя, наркотиков. Взаимоотношения девочек и мальчиков.

4. Ты – ученик – 12 часов.

Отношение к учителю, учебе, отметке. Взаимоотношения между одноклассниками. Понятия «друг», «дружба». Культура спора. Правила поведения в школе и общественных местах.

5. Итоговое занятие - 1 час.

Что мы узнали и чему научились за год.

 

Содержание программы – 3 год обучения

  1. 1.      Правила жизни в обществе – 28 часов.

 Культура поведения на улице, отношение к окружающим, правила дорожного движения. Посещение больного. Правила поведения в общественных местах. Особенности этикета в разных странах мира. Культура разговора по телефону. Правила работы с электронной почтой.
            2. Дом и семья – 18 часов.

Интерес к своей родословной, к предкам, уважения к своей семье. Отношение к близким, права и обязанности членов семьи, людям старшего поколения, соседям. Семейного торжества, семейные традиции. Правила поведения за столом, традиции застолья у народов мира. Добрые слова. Забота и ответственность за жизнь и здоровье домашних животных.
            3. Гость – хозяину радость – 21 часа.

 Правила приема гостей. Традиции гостеприимства у разных народов. Правила посещения и поведения в гостях, внешний вид гостя, столовый этикет, пользование столовыми приборами. Правила выбора, получения и дарения, оформление подарков и открытки. Подбираем и дарим цветы, подарки. Комплименты. Белый танец.
            4. Итоговое занятие – 1 час.

На основании результатов итоговой диагностики, проведенной в конце 2 класса  и в соответствии с возрастными особенностями обучающихся, продолжить работу над формированием следующих УУД.

 

Содержание программы – 4 год обучения

 1. Введение – 4 часа.

История этикета.

2. Школьный и внешкольный этикет – 16 часов.

Нравственные нормы, правила, требования. Положительные привычки, основы культуры поведения, построения межличностных отношений;
            3. Правила общения. Культура внешнего вида – 32 часа.

Основные этические понятия и нормы речевого поведения. Культуры нравственного поведения. Ценностное отношение к здоровому образу жизни и привитие навыков ответственного отношения к нему. Профилактика вредных привычек.

            4. Семь наших «Я» - 15 часов.

Основы нравственного самовоспитания. Видеть, понимать и ценить самого себя. Умение  соотносить свое поведение с мнением окружающих, анализировать свое поведение. Трудолюбие, ответственное отношения к учению и труду. Потребность в выполнении поручений, обязанностей, посильной помощи.

5. Итоговое занятие – 1час.

Что мы узнали и чему научились.

 

 

Календарно-тематическое планирование – 1 год обучения

п/п

Содержание занятия

Кол-во часов

Дата проведения

Я среди людей – 16 часов

1-2

Кто я и как выгляжу?

2

 

3

Что в нашем имени?

1

 

4

Плохо одному.

1

 

5-6

Доброе слово что ясный день.

2

 

7-8

Товарищи и друзья.

2

 

9-10

Как завоевывать друзей.

2

 

11-12

Бескорыстие в дружбе.

2

 

13-14

Верность слову.

2

 

15

Когда идешь по улице.

1

 

16

Мы соберем большой хоровод.

1

 

Речевой этикет – 16 часов

17-18

Что такое этика и этикет.

2

 

19-20

Повседневный этикет.

2

 

21-22

Веселые правила хорошего тона.

2

 

23

Поиграем и подумаем.

1

 

24

Роль мимики, жестов и позы в общении.

1

 

25

О вежливых словах и их применении.

1

 

26-27

Правила знакомства, представления и обращения.

2

 

28

Правила приветствия и прощания.

1

 

29

Правила извинения и просьбы.

1

 

30

Правила благодарности и отказа.

1

 

31-32

Сказка об этикете.

2

 

Культура поведения – 27 часов

33

Отношение к старшим.

1

 

34

Отношение к учителю.

1

 

35

Отношение к малышам.

1

 

36-37

Мой класс – мои друзья

2

 

38

Самолюб никому не люб.

1

 

39

О дружбе мальчиков и девочек.

1

 

40-41

Как вести себя в школе, на переменах.

2

 

42

Правила поведения в столовой, за столом.

1

 

43

Правила поведения с гостями, в гостях, приглашение гостей.

1

 

44

Искусство делать подарки.

1

 

45-46

Как правильно разговаривать по телефону.

2

 

47-48

Правила поведения в общественном транспорте.

2

 

49-50

Как вести себя в общественных местах.

2

 

51-52

Правила поведения в театре и кино.

2

 

53-54

Поведение в библиотеке и музее.

2

 

55

Как вести себя в кафе.

1

 

56-57

 

Как вести себя с людьми с ограниченными возможностями.

2

 

58-59

Путешествие в мир добрых мыслей.

2

 

В мире сказок – 6 часа

60-61

Добро и зло в сказках.

2

 

62-63

Сказки – волшебство, чудо и правда.

2

 

64-65

Сказка – ложь, да в ней намек.

2

 

Итоговое занятие – 1 час

66

Что мы узнали и чему научились за год.

1

 

 

 

Календарно-тематическое планирование – 2 год обучения

п/п

Содержание занятия

Кол-во часов

Дата проведения

Что значит быть вежливым? – 5 часов

1-2

Этикет и вежливость. История этикета.

2

 

3-4

По правилам этикета.

2

 

5

В гостях у Вежи.

1

 

Правила жизни в обществе – 22 часа

6

Приветствие.

1

 

7-8

Давайте познакомимся…

2

 

9-10

Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались.

2

 

11-12

Советуем друг другу.

2

 

13

Прощание.

1

 

14

Благодарность.

1

 

15

Извинения.

1

 

16-17

Разговор в обществе.

2

 

18

Обращение к собеседнику. Наши имена.

1

 

19

Ты и Вы.

1

 

20-21

Общее и особенное для мальчиков и девочек.

2

 

22-23

Слова и жесты.

2

 

24-25

Внимание к собеседнику.

2

 

26-27

Вежливые слова. Решение этикетных задач

2

 

Ты сам – 28 часов

28-29

Твой внешний вид.

2

 

30-31

Уроки гигиены.

2

 

32-33

Кое-что о правильном питании.

2

 

34

Твое настроение.

1

 

35-36

Подари другому радость.

2

 

37

Не стесняйся доброты своей.

1

 

38-39

Цени доверие других.

2

 

40-41

Тайна моего «Я». Умение владеть собой.

2

 

42-43

Как мы видим друг друга.

2

 

44-45

Вредные и полезные привычки.

2

 

46-47

Одежда, костюм, мода.

2

 

48-49

Мода на Руси.

2

 

50-51

Не только платье красит человека.

2

 

52-53

Только о мальчиках. Только о девочках.

2

 

54-55

Решение этикетных задач.

2

 

Ты – ученик – 12 часов

56

Твое отношение к учебе и учителям.

1

 

57-58

Общение с одноклассниками.

2

 

59

О дружбе.

1

 

60-61

Добрым жить на белом свете радостно.

2

 

62

Добро творить – себя веселить.

1

 

63

Чего в другом не любишь, того и сам не делай.

1

 

64-65

Как решать конфликты.

2

 

66

Культура спора.

1

 

67

В библиотеке, в столовой, в гардеробе.

1

 

Итоговое занятие – 1 час

68

Смеемся вместе.

1

 

 

 

Календарно-тематическое планирование – 3 год обучения

п/п

Содержание занятия

Кол-во часов

Дата проведения

Правила жизни в обществе – 28 часов

1

Здравствуйте все!

1

 

2-3

Будем беречь друг друга.

2

 

4-5

Умеем общаться.

2

 

6-7

Когда рядом много людей.

2

 

8

На прогулке

1

 

9

В магазине.

1

 

10

В больнице. Врач и пациент.

1

 

11

В общественном транспорте.

1

 

12

В театре, в кино.

1

 

13

В музее.

1

 

14

На концерте, на стадионе.

1

 

15-17

Путешествия.

3

 

18

В гостинице.

1

 

19-21

Национальный этикет.

3

 

22

У меня зазвонил телефон…

1

 

23

Пишем письма.

1

 

24-26

Интернет и Этикет.

3

 

27-28

Решение этикетных задач.

2

 

Дом и семья – 18 часов

29-31

Портрет семьи.

3

 

32-33

У себя дома, что хочу, то и ворочу?

2

 

34

За столом.

1

 

35-37

Семейные праздники.

3

 

38-39

Доброе имя семьи.

2

 

40

Добрые слова. Слова утешения.

1

 

41

Разговор с младшим как разговор сильного со слабым.

1

 

42

Как решать семейные проблемы.

1

 

43-44

Любим добрые поступки.

2

 

45-56

Домашние питомцы.

2

 

Гость – хозяину радость - 21 час

47-48

Гостеприимство.

2

 

49-50

За столом с дедушкой Этикетом.

2

 

51-52

Мы идем в гости.

2

 

53

У нас сегодня праздник.

1

 

54-55

Приглашаем гостей.

2

 

56

У тебя в гостях друзья.

1

 

57

Прощание с гостем

1

 

58-59

Даты и торжества.

2

 

60-61

Поздравления. Приглашения.

2

 

62-63

О подарках.

2

 

64

Подарок другу.

1

 

65

Цветочный этикет.

1

 

66

О комплиментах.

1

 

67

Дама и кавалер. Потанцуем?

1

 

Итоговое занятие – 1 час

68

Что мы узнали и чему научились за год.

1

 

 

 

Календарно-тематическое планирование – 4 год обучения

п/п

Содержание занятия

Кол-во часов

Дата проведения

Введение – 4 часа

1-2

Перелистывая страницы 3 класса

2

 

3-4

Из истории этикета.

2

 

Школьный и внешкольный этикет – 16 часов

5-6

Как себя вести

2

 

7

Речевой этикет в школе.

1

 

8

Опоздание на урок.

1

 

9

Как обратить на себя внимание на уроке.

1

 

10

Вход и выход в дверь.

1

 

11-13

Праздники в жизни человека

3

 

14-15

Поездка в гости и прием приезжих гостей.

2

 

16

Коллективная поездка.

1

 

17-18

Поведение за столом во время банкета. Сервировка стола к праздничному обеду. Порядок подачи блюд.

2

 

19-20

Об этикете на официальных мероприятиях. Приемы.

2

 

Правила общения. Культура внешнего вида – 32 часа

21-22

Оглянись внимательно вокруг.

2

 

23-24

Расскажи мне обо мне.

2

 

25-26

Присмотритесь друг к другу.

2

 

27-28

Что значит быть вежливым.

2

 

29-30

Твой стиль поведения.

2

 

31-32

Критика в общении и этикет.

2

 

33

Правила этикета при обращении.

1

 

34

Правила этикета при представлении.

1

 

35

Общение с незнакомыми людьми.

1

 

36

Церемонии.

1

 

37

Искусство ведения беседы.

1

 

38-39

Правила беседы. Разговор по телефону. Культура спора.

2

 

40

Когда какое слово молвить.

1

 

41

Приглашение к зеркалу.

1

 

42-43

Этикетные выражения, мимика и жесты при извинении и прощении

2

 

44

Дуэли и современные способы реакций на оскорбление.

1

 

45-46

Достижение успеха при публичном выступлении.

2

 

47

Как не прослыть неприятным человеком.

1

 

48

Деловая и светская беседа.

1

 

49-50

Культура здорового образа жизни

2

 

51-52

Хорошие и плохие привычки.

2

 

Семь наших «Я» - 15 часов

53-54

Я- личность

2

 

55-56

Об отношении к старшим и младшим

2

 

57-58

О дружбе и товариществе.

2

 

59-60

Честен тот, кто работает на совесть

2

 

61-62

Вежда или невежда.

2

 

63-64

Ответственное поведение

2

 

65-66

Загляни в мамины глаза

2

 

67

О дружбе мальчиков и девочек.

1

 

Итоговое занятие – 1 час

68

Храни достоинство свое повсюду, человек!

1

 

 

              

 

Литература

Васильева-Гангус Л. «Азбука вежливости», М., 1984;

Камычек Я. «Вежливость на каждый день», М., 1975;

Смолка К., «Правила хорошего тона», М., 1980;

Максимовский М., «Этикет делового человека», М., 1994;

Дорохов А. «О культуре поведения», М., 1986;

Карнеги Д. «Как завоевывать друзей»;

Лаврентьева Л.И. «Школа и нравственное воспитание личности»,

Шорыгина Т.А. Вежливые сказки: Этикет для малышей. – М.: Книголюб, 2004. – 64с. (Развивающие сказки для детей.)

Ж. «Завуч начальной школы», № 5, 2004.

Интернет-ресурсы: http://sob.znate.ru/docs/233/index-11941.html

 

Яндекс.Метрика
создание сайтов в Котласе