Программа внеурочной деятельности «Алые паруса» по изобразительному искусству для учащихся 5-6 классов.

Разработчик программы: Куклина Ирина Анатольевна, учитель изо первой квалификационной категории

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2019 г.

 

г.Коряжма

 

Пояснительная записка.

Программа рассчитана для учащихся 5-7 классов. Срок реализации - 2 года. Программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.

Изобразительная деятельность занимает особое место в развитии и воспитании детей. Содействуя развитию воображения и фантазии, пространственного мышления, колористического восприятия, она способствует раскрытию творческого потенциала личности, вносит вклад в процесс формирования эстетической культуры ребенка, его эмоциональной отзывчивости. Приобретая практические умения и навыки в области художественного творчества, дети получают возможность удовлетворить потребность в созидании, реализовать желание создавать нечто новое своими силами. Занятия детей изобразительным искусством совершенствуют органы чувств, развивают умение наблюдать, анализировать, запоминать, учат понимать прекрасное, отличать искусство от дешевых подделок. Все это особенно важно в настоящее время, когда мир массовой культуры давит на неокрепшую психику ребенка, формирует привычку воспринимать и принимать всевозможные суррогаты культуры. С изучением лучших произведений искусства, художественное творчество пробуждает у детей интерес к искусству, любовь и уважение к культуре своего народа. Данная программа создает условия для формирования таких личностных качеств, как уверенность в себе, доброжелательное отношение к сверстникам, умение радоваться успехам товарищей, способность работать в группе и проявлять лидерские качества.

Ежедневно ребенок открывает для себя новое в окружающем его мире. Этими открытиями он делится с близкими. Зачастую он берет карандаш и на листе бумаги пытается показать увиденное. Поэтому, в системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.

           

Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики и ставит перед системой образования основную цель - воспитание творческого подхода к преобразованию окружающего мира, активности и самостоятельности мышления. Изобразительное искусство таит в себе огромные возможности для развития творческого потенциала, фантазии и интуиции.

                          Новизна программы состоит в том, что в процессе обучения учащиеся получают знания о закономерностях строения формы, о линейной и воздушной перспективе, цветоведении, композиции, декоративной стилизации форм, правилах лепки, рисования, аппликации, а также о наиболее выдающихся мастерах изобразительного искусства, красоте природы и человеческих чувств. 

            Не надо думать, что прекрасное находится только в музеях. Прекрасное всегда рядом. Очень часто мы этого не замечаем, но если заметили…Все это вызывает желание творить. Необходимо не просто научить ребенка приемам художественного изображения и декоративного рисования, а способствовать развитию у детей интереса к творческой деятельности, любознательности и воображения, превратить рисование в средство познания окружающего мира, где ребенок будет преобразователем. В процессе создания рисунка, поделки ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, созданному им, огорчается, если что-то не получается  в работе над своим произведением, приобретает различные знания: уточняются и углубляются его представления об окружающем мире. Ребенок чувствует себя творцом. Искусство помогает справиться со стрессом, учит управлять своими эмоциями, избавляет от страха и тревожности, развивает мелкую моторику…

 Занятия изобразительным искусством являются эффективным средством приобщения  детей к изучению народных традиций. Знания, умения, навыки  воспитанники демонстрируют своим сверстникам, выставляя свои работы.

              Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием высокого интеллекта духовности через мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого. Программа  направлена  на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству.

В ходе реализации программы дети приобщаются к искусству, приобретают практические навыки изобразительного творчества.

Основная  цель  программы: приобщение через изобразительное творчество к искусству, развитие эстетической отзывчивости, формирование творческой и созидающей личности, социальное и профессиональное самоопределение.

Поставленная цель раскрывается в триединстве следующих задач:

  • воспитательной – формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру через художественное творчество, восприятие духовного опыта человечества – как основу  приобретения личностного опыта и самосозидания;
  • художественно-творческой – развития творческих способностей, фантазии и воображения, образного мышления, используя игру  цвета и фактуры, нестандартных приемов и решений в реализации творческих идей;
  • технической – освоения практических приемов и навыков  изобразительного мастерства (рисунка, живописи и композиции).

                                 Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Обучаясь,  дети проходят путь от простого к сложному, с учётом возврата к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне.

              Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение обучающихся к активной познавательной и творческой работе. Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у школьников развиваются творческие начала.

            Методы:

Для качественного развития творческой деятельности юных художников программой предусмотрено:

· Предоставление обучающемуся свободы в выборе деятельности, в выборе способов работы, в выборе тем.

· Система постоянно усложняющихся заданий с разными  вариантами сложности позволяет  овладевать приемами творческой работы всеми обучающимися.

· В каждом задании предусматривается  исполнительский и творческий компонент.

· Создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий.

              · Создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности.

· Объекты творчества  обучающихся имеют значимость для них самих и для общества.

 

            Обучающимся предоставляется возможность выбора художественной формы, художественных средств выразительности. Они приобретают опыт художественной деятельности в графике, живописи. В любом деле нужна «золотая середина». Если развивать у ребенка только фантазию или учить только копировать, не связывая эти задания с грамотным выполнением работы, значит, в конце концов, загнать ученика в тупик. Поэтому, традиционно совмещаются правила рисования с элементами фантазии.

  Применяются такие методы, как репродуктивный  (воспроизводящий); иллюстративный  (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала); проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения); эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы её решения).

               Формы работы: беседа, объяснение, лекция, игра, конкурсы, выставки, праздники, эксперименты, а также групповые, комбинированные, чисто практические занятия.  Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы, где  стимулируется самостоятельное творчество.

 

Задачи программы:

          Обучающие:

- знакомство с жанрами изобразительного искусства;

- знакомство с различными художественными материалами и техниками изобразительной деятельности;

 - овладение основами перспективного построения фигур в зависимости от точки зрения;

- приобретение умения грамотно строить композицию с выделением композиционного центра.

          Развивающие:

 - развитие у детей чувственно-эмоциональных проявлений: внимания, памяти, фантазии, воображения; - развитие колористического видения;

 - развитие художественного вкуса, способности видеть и понимать прекрасное;

 - улучшение моторики, пластичности, гибкости рук и точности глазомера;

- развитие коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих совместную деятельность в группе, сотрудничество, общение (адекватно оценивать свои достижения и достижения других, оказывать помощь другим, разрешать конфликтные ситуации);

-формирование у детей устойчивого интереса к искусству и занятиям  художественным творчеством.

         Воспитательные:  - воспитание аккуратности.

 

            На занятиях дети  знакомятся с различными техниками выполнения работ, основными и дополнительными цветами, узнают больше об окружающем мире, учатся использовать различные материалы, создавать композиции, смешивать цвета…

                        Для выполнения творческих заданий учащиеся могут выбрать разнообразные художественные материалы и технику выполнения.

 Возможна перестановка тем или изменение заданий по необходимости, а также, возможно более глубокое изучение тем с изменением часов работы.

 Возраст обучающихся, участвующих в реализации данной образовательной программы – ученики 5-7 классов.

 

Учащиеся должны уметь:

  • самостоятельно выполнять различные учебные творческие рисунки и художественные поделки, используя основы изобразительной грамоты и добиваясь художественно-образной выразительности;
  • при выполнении рисунков применять различные средства художественной выразительности: оригинальное композиционное и цветовое решение, контрасты, светотени, технические приемы работы карандашом, акварелью и др.;
  • использовать приемы рисования карандашом, тушью, фломастерами, акварельными и гуашевыми красками;
  • учиться видеть, т.е. систематически наблюдать, сравнивать, запоминать увиденное и постоянно тренироваться, выполняя наброски и зарисовки предметов и явлений с натуры и по памяти;
  • работать с подручными материалами,
  • использовать полученные знания на практике.

 

К концу обучения учащиеся должны знать:

  • систему теоретических основ изобразительного искусства (законы и закономерности конструктивно го строения формы, перспективы, светотени, цветоведения, композиции);
  • последовательность ведения работы по любому виду художественно-творческой деятельности — по рисунку, живописи, тематической или декоративной композиции;
  • законы линейной и воздушной перспективы;
  • выяснить, от чего зависит выразительность изображаемых предметов и как влияет цветовое окружение на изменение их окраски;
  • иметь более полное представление о различных видах декоративных и графических работ: росписи, аппликации, витраже, гравюре…

 

Литература:

  • Серия книг «Школа рисования» Издательство Мир книги 2008 г.
  • В.П.Кокуев «Учим детей чувствовать и создавать прекрасное» Ярославль 2001 г.
  • А.С.Щипанов «Юным любителям кисти и резца» Москва «Просвещение» 1975 г.
  • Интернет-ресурсы.

 

 

Содержание программы:

1 год обучения

1.   Основы цветоведения: основные и дополнительные цвета. Рисование осеннего пейзажа «Природа Родного края».

2.   Знакомство с контрастными цветами. Золотая Осень. Воздушная перспектива в   композиции «Осенний парк»

3-4. Веточка рябины в осеннем натюрморте (2 ч.)

5-6. Подсолнухи. Объемная аппликация на цветном картоне (2 ч.)

7.    Картинки в лужах. Основано на личных наблюдениях детей.    

8-9.Красавица Осень. Знакомство с флористикой. Портрет Осени на А3.(2 ч.)

10. Рисование животных в графике. Выполнение набросков животных углем.

11. Рисование в красках «Бегущие звери» в технике правополушарного рисования.

12-13. Декоративное рисование черным фломастером «Рыба – обжора» (2 ч.)

14-17. Выполнение коллажа по сказкам А.С.Пушкина (4 ч.)  

18-19. Пластилинография «Жар – птица» (2 ч.)

20.  Рисование зимнего пейзажа в технике гризайль «Красота  северной природы».

21.  Рисование акварельного зимнего пейзажа «Зимний сад с беседкой».

22-23. Рисование гуашью «Новогодняя ночь» (2 ч.)     

24-25. Выполнение рисунка в технике граттаж «Фантастический лес» (2 ч.)

26.  Рисование по памяти на тему «Мой друг».  Пропорции лица.    

27.  Наброски портрета человека на тонированной бумаге углем и белым мелом. 

28-29. Тематическое рисование «Моя любимая сказка» (2 ч.)

30  Рисование животных «Мой четвероногий друг» в красках.

31-32. Декоративное рисование  на развитие фантазии «Сказочное животное» (2 ч.)

33-34. Знакомство с рисунками австралийских аборигенов (2 ч.)    

2 год обучения

35. На морском дне (частица моря в большом круге). Воспоминания о лете.           

36-37. Рисование человека «Зарубежный гость» (2 ч.)

38-39. Рисование на тему «Танцы народов мира» (2 ч.)

40-41. Тематическое рисование по произведению А.Грина «Алые паруса» (2 ч.)

42-43. Выполнение скульптуры «Сказочное животное»  (2 ч.)

44.  Использование смешанной техники в рисунке «Цветущее дерево».                                                45. 45.  Рисование натюрморта «Весенние цветы» в технике правополушарного рисования.

46-47. Создание портрета с элементами коллажа «Красавица Весна» (2 ч.)

48.  Рисование весеннего пейзажа «За моим окном».   

49-50. Аппликация «Страшная сказка» Ш.Перро «Красная шапочка» (2 ч.)

51.  Рисование на тему «Мой город» (пейзаж акварелью)

52.  Рисование картоном и гуашью «Волшебный замок»

53.  Аппликация в технике оригами «Весенние цветы»

54-55. Японская (индийская) кукла в технике оригами (2 ч.)

56.  Рисование портрета сухой кистью на А3.

57.  Натюрморт с натуры «Весенние цветы и фрукты»

58-59. Оформление выставки.

60.  Подведение итогов.

Итого - 68 часов, из них 8 часов – резерв.

 

Тематическое планирование

 

Тема

Задание

Техника выполнения

Материалы для работы

Дата

1

Основы цветоведения: основные и дополнительные цвета. Смешивание красок.

 Рисование осеннего пейзажа «Природа Родного края».

Живопись.

Гуашь

 

 

2

Знакомство с контрастными цветами. Золотая Осень. Воздушная перспектива в   композиции.

Рисование «Осенний парк». Создание картины в теплой цветовой гамме.

Живопись.

Акварель

 

3-4

Веточка рябины в осеннем натюрморте.

Рисование натюрморта с натуры «Дары природы»

Живопись

Гуашь

 

5-6

Подсолнухи.  

Выполнить аппликацию на основе своих наблюдений.

Объемная аппликация

Цветная бумага, клей, ножницы, цветной картон

 

7

Картинки в лужах.

Рисование по памяти и представлению отражений в осенних лужах

Живопись.

Гуашь, А3.

 

8-9

Красавица Осень. Знакомство с флористикой.

Выполнение портрета Осени.

Флористика.

Сухие листья, клей, А3, краски, фломастеры.

 

10

Рисование животных в графике.

Выполнение набросков животных углем.

Графика.

Уголь, тонированная бумага.

 

11

 «Бегущие звери»

Рисование в красках в технике правополушарного рисования.

Живопись.

Гуашь.

 

12-

13

Рыба - обжора

Завершение работы

Создание эскиза. Проработка элементов.

Графика.

Черный фломастер, А3.

 

14-

15-

16-

17

Выполнение коллажа по сказкам А.С.Пушкина на выбор.

 

Создание эскиза. Подбор материалов для работы. Выполнение фона  в красках.

Украшение работы сухими листьями, фантиками…

Коллаж.

А3,  краски, клей , ножницы, сухие листья, кусочки ткани, обоев…

 

18-

19

 «Жар – птица»

 

Живопись пластилином. Продумывание эскиза.

Пластилинография

Пластилин, цветной картон.

 

20

 «Красота  северной природы».

Рисование зимнего пейзажа в технике гризайль

Графика.

Черная и белая гуашь.

 

21

 «Зимний сад с беседкой».

Рисование акварельного зимнего пейзажа

Живопись

Акварель.

 

22-

23

 «Новогодняя ночь»

 

Рисование гуашью воспоминаний о Новом годе.

Живопись.

Гуашь.

 

24-

25

 «Фантастический лес»

 

Выполнение рисунка в технике «граттаж».

Графика.

Восковые мелки, черная гуашь, зубочистка.

 

26

 «Мой друг». 

Рисование по памяти и представлению. Пропорции лица

Графика.

Простой карандаш.

 

27

Портрет.

Наброски портрета человека на тонированной бумаге углем и белым мелом.           

Графика.

Тонированная бумага, мел, уголь.

 

28-

29

 «Моя любимая сказка»

 

Тематическое рисование: выполнить иллюстрацию.

Живопись.

Акварель, гуашь.

 

30

 «Мой четвероногий друг»

Рисование животных

Живопись

Акварель.

 

31-

32

 «Сказочное животное»

 

Нанесение контура на картон, прорисовка контуром деталей.

Декоративное рисование 

Контурный карандаш, гуашь

 

33-

34

Знакомство с рисунками австралийских аборигенов

Пропорции животных, создание картины.

Живопись, графика.

Гуашь.

 

35

На морском дне (частица моря в большом круге). Воспоминания о лете.

Рисование по памяти и представлению своих воспоминаний о лете.

Живопись.

Гуашь, фломастеры.

 

36-

37

 «Зарубежный гость»

 

Рисование человека. Пропорции фигуры.

Живопись.

Гуашь, акварель.

 

38-

39

 «Танцы народов мира».

Тематическое рисование: выбор страны, создание эскиза, завершение работы.

Живопись.

Гуашь, акварель.

 

40-

41

А.Грин «Алые паруса»

 

Тематическое рисование. Иллюстрирование произведения.

Живопись

Гуашь, акварель.

 

42-

43

 «Сказочное животное»

 

Выполнение скульптуры

Лепка.

Пластилин.

 

44

 «Цветущее дерево».                                               

Использование смешанной техники в рисунке

Живопись. Монотипия. Набрызг.

Гуашь, акварель.

 

45

 «Весенние цветы»

Рисование натюрморта в технике правополушарного рисования.

Правополушарное рисование.

Гуашь.

 

46-

47

 «Красавица Весна»

Создание портрета с элементами коллажа. Повторение пропорций портрета, продумывание эскиза.

Живопись, коллаж.

Акварель, фантики, клей, ножницы, салфетки.

 

48

 «За моим окном».

Рисование весеннего пейзажа

Живопись

Акварель, гуашь.

 

49-

50

Ш.Перро «Красная шапочка»

 Аппликация «Страшная сказка»

Аппликация

Цветная бумага, клей, ножницы.

 

51

 «Мой город»

Выполнение пейзажа.

Живопись.

Акварель.

 

52

 «Волшебный замок»

Рисование картоном и гуашью.

Рисование картоном..

Гуашь, полоски картона, А3.

 

53

«Весенние цветы»

Аппликация в технике оригами

Оригами.

Цветная бумага.

 

54-

55

Японская (индийская) кукла в технике оригами

 

Выполнение из цветной бумаги куклы.

Оригами.

Цветная бумага, фломастеры, ножницы.

 

56

Портрет.

Рисование портрета сухой кистью на А3.

 

Графика.

Черная гуашь, А3, плоская кисть.

 

57

«Весенние цветы и фрукты»

Натюрморт с натуры

Живопись.

Акварель.

 

58-

59

Оформление выставки

Выполнение паспарту для своих работ.

 

Белая бумага, линейка, клей, ножницы, фломастеры.

 

60

Подведение итогов работы

 

 

 

 

    Записей не найдено.

Яндекс.Метрика
дизайн сайтов