Программа «Волшебный мир театра»

Пояснительная записка

Личность современного ребенка складывается в атмосфере творческого созидания, поэтому актуальным является разнообразное использование 
театрального творчества школьников. Ведение кружка “Волшебный мир театра” способно эффективно повлиять на воспитательно-образовательный процесс, т.к. происходит сплочение коллектива, расширяется культурный диапазон учеников и учителя, повышается культура поведения. Знакомство с позицией актера – творца накапливает их эмоциональный, интеллектуальный, нравственный, трудовой опыт и развивает его.

Театральное творчество не только активизирует интерес школьника к искусству театра и искусству вообще, но и развивает фантазию, воображение, память, внимание и другие качества, воспитывает и улучшает психологическую атмосферу в коллективе. Занятия кружка учат учащихся общаться друг с другом, делиться мыслями, умениями, знаниями. Методы, формы и содержание театральных упражнений реализуют одновременно три цели: погружают детей в присущую им стихию игры, развивают психологические структуры (внимание, мышление, волю, память), придают учебному дню привлекательные для детей качества интересного и веселого труда. На занятиях юные артисты работают над своими ролями, со словом, его произнесением и звучанием, чистотой интонации, ясной артикуляцией, мимикой, точностью ритмического рисунка, находят нужные краски и 
средства выразительности для раскрытия художественного образа. Занятия кружка способствуют раскрытию и активизации своеобразия, самобытности, самостоятельности каждого ребенка. Этой задаче раскрытия “Я” личности учащегося служат игровые исполнительские задания, где могут быть разные варианты исполнения, и каждый ребенок может предложить свой вариант в соответствии со своим пониманием и выдумкой.

При отработке сценического движения большое внимание уделяется пластике, выразительности движений. Работа кружка предполагает знакомство с основами актерского мастерства, просмотр телеспектаклей, выезд в театр, постановки мини-спектаклей.

Программа кружка «Волшебный мир театра» предназначена для учащихся 5-8 классов, на занятия отводится 1 час в неделю.

Формой подведения итогов считать: выступление на школьных праздниках, торжественных и тематических линейках, участие в школьных мероприятиях, родительских собраниях, классных часах, участие в мероприятиях младших классов, инсценирование сказок. 

Основные цели занятий «Волшебный мир театра» следующие:

- приобщение учащихся к театральному искусству;

- обогащение духовных потребностей ребенка;

- развитие его творческой активности.

 

Основные задачи кружка следующие:

- пробудить эстетическое чувство и творческое начало;

- освоить необходимые навыки актерской техники;

- развить умение держаться на сцене и вызывать у зрителей живой эмоциональный отклик;

- развить природные детские способности учащихся: фантазию, воображение, внимание, контактность.

Тематическое планирование театрального кружка «Волшебный мир театра»

 

Тема

Цель

Содержание

1

Что такое театр.

Дать учащимся представление о театре.

Ознакомить с историей театра. Активизировать словарь учащихся терминами  сцена, занавес, спектакль, дублер, аплодисменты, актер, сценарий и др.

Беседа - диалог с показом иллюстраций, афиш, фотографий.

Музыкально-пластический этюд «Я кленовый листочек».

2

Театральные профессии. Костюмер.

Познакомить учащихся с профессиями людей, работающих в театре.

Беседа-диалог о театральных профессиях (актер, режиссер, художник, композитор и др). костюмер.

Создание эскиза костюма для любимого персонажа сказки.

Угадывание сказочных персонажей по костюмам.

3.

Театральные профессии. Художник-декоратор.

Активизировать познавательный интерес к профессии художника-декоратора.

Беседа-диалог о профессии художника декоратора с показом фотографий.

Просмотр фильма о создании декораций.

4.

Театральные профессии. Гример.

Знакомство учащихся с профессией гримера.

Продолжить развитие у учащихся воображения и творческих способностей.

Беседа-диалог о профессии гримера.

Просмотр видеозаписи о создании грима.

Конкурс юных гримеров.

5.

Театральные профессии. Сценарист.

Знакомство с работой сценариста. Тренировать умение учащихся следить за развитием событий.

Активизировать память и внимание учащихся.

Беседа-диалог о профессии сценариста. Работа со сценарием сказки. Знакомство с понятием ремарка. Написание собственного сценария по образцу.Игра «Буриме». Составление сюжета из пиктограмм.

6.

Театральные профессии. Актер.

Знакомство учащихся с актерской профессией.

Тренировка умений передавать знакомые эмоциональные состояния, используя импровизацию.

Беседа-диалог о профессии актера с демонстрацией фотографий и видеозаписи известных актеров театра.

Импровизированное разыгрывание различных ситуаций.Игровое упражнение «Догадайся кто я».

7.

Основы актерского мастерства. Мимика и жесты.

Активизировать использование в речи учащихся понятий мимика и жесты.Совершенствовать умение изображать ту или иную эмоцию с помощью мимики. Способствовать преодолению застенчивости, раскрепощению, и повышению самооценки учащихся.

Знакомство с понятиями «мимика» и «жесты».

Мимическая гимнастика.

И/у «Воздушный шар».

И/у «Улыбаемся, удивляемся».

Игра «Крокодил».

8.

Техника речи.

Отрабатывать интонационную выразительность речи, дикцию.

Развивать речевое дыхание.

Развивать речевое внимание и артикуляционный аппарат.

Артикуляционная гимнастика.

Игровые упражнения со свечой.

Скороговорки и чистоговорки.

Речевая игра «Узнай по голосу».

9.

Игровой стречинг.

Продолжать формирование у учащихся интереса к театрально-игровой деятельности. Побуждать учащихся к активному общению. Развивать воображение, память, речь и внимание учащихся.

Сюжетные игры «Интервью у зверей».

Создание собственной сказки по предложениям.

Музыкально-пластические игры и упражнения.

10.

Урок актерского мастерства.

Развивать умение импровизировать.

Развивать умение ритмично двигаться и соотносить движения с речью.

Разминка (артикуляционная и мимическая гимнастика).

Пластические этюды.

Игра «Крокодил»

И/у «Свет мой, зеркальце».

11.

Просмотр телеспектакля.

Воспитывать у учащихся устойчивый интерес к спектаклю.

Развивать у учащихся эстетические чувства.

Просмотр телеспектакля.

Его обсуждение.

12.

Составление сюжета на новый лад.

Учить пересказывать содержание знакомой сказки.

Развивать умение сочинять сказки.Развивать фантазию и воображение учащихся.

Закрепить умение логично излагать свои мысли.

Пересказ знакомой сказки «Курочка Ряба».

И/у «Придумай свои конец истории».

Написании сценария сказки «Курочка Ряба» на новогодний лад.

13.

Создание костюмов и декораций для новогодней сказки.

Совершенствовать всестороннее развитие творческих способностей учащихся. Развивать умение самостоятельно изготавливать атрибуты к сказке. Воспитывать аккуратность в работе.

Создание костюмов для персонажей сказки «Курочка Ряба».

Совместное изготовление декораций к сказке.

14.

Распределение ролей. Репетиционное занятие по технике речи. Мимические и сценические движения.

Учить передавать образы персонажей сказки в действиях. Воспитывать дружеские уважительные отношения между учащимися.

Развивать интерес к сценическому искусству.

Разминка.

Обсуждение главных героев.

Определение актеров на каждую роль.

Обыгрывание диалогов.

15.

Генеральная репетиция.

Совершенствование актерских навыков.

Разминка.

Репетиция спектакля в костюмах и декорациях.

16.

Премьера спектакля «Курочка Ряба» на новогодний лад.

Вызвать у учащихся положительные эмоции от игры на сцене.

17.

Игровой стречинг

Развивать умения передавать характерные качества роли мимикой, голосом, жестами.

Воспитывать у учащихся желание использовать в игровой деятельности элементы театра.

Способствовать развитию внимания, наблюдательности, памяти.

Разминка.

И/у «Чего не хватает».

Разгадывание загадок.

Игра «Ассоциации».

18.

Техника речи

Продолжать развивать технику речи.

Закреплять правильное произношение звуков.

Отрабатывать дикцию и интонационную выразительность учащихся.

1. Артикуляционная гимнастика.

2. Скороговорки.

3. И/у «Расскажи стихотворение с разными интонациями».

4.Музакальная игра

«Спой как …..»

5.И/у «В эфире новости»

19.

Игровая программа «Пойми меня»

Развитие диалогической и монологической речи учащихся.

Развивать связную речь учащихся, воображение, мышление и умение рассуждать.

Развитие коммуникативных навыков учащихся.

Игровая программа.

20.

Подготовка ко Дню Защитника Отечества.

Побуждать учащихся к диалогу со сверстниками, к игровому и речевому взаимодействию с ними.

Разминка.

Выбор этюдов для выступления на празднике и их обсуждение.

Распределение ролей

21.

Совершенствование актерских навыков.

Работа над сценическими движениями, выразительностью и темпом речи, силой голоса.

Разминка.

Отработка диалогов.

Объединенная репетиция этюдов.

21.

Репетиционное занятие.

Совершенствование актерских навыков.

Работа над сценическими движениями, выразительностью и темпом речи, силой голоса.

Разминка.

Отработка диалогов.

Объединенная репетиция этюдов.

22.

Выступление с театрализованными этюдами на празднике, посвященном Дню Защитника Отечества.

23.

Ритмопластика.

Развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки учащихся.

Создать положительный эмоциональный настрой.

Разминка.

Пластические этюды на тему «В мире животных»

Репетиция танца посвященного Международному женскому Дню.

 

24.

Игровой стречинг «В мире цветов».

Разнообразить творческую деятельность учащихся.

Поддерживать у учащихся познавательный интерес.

Учить составлять короткие описания, используя образные слова и выражения.

Учить определять отдельные черты характера.

Знакомство с художественными произведениями о цветах.

Отгадывание кроссворда цветы.

Сочинение загадок о цветах.

М/у «Цветы».

Изготовление цветов из бросового материала.

Игра «Ассоциации».

25.

Посещение театра.

Продолжать формировать у учащихся интерес к театральной деятельности.

Просмотр спектакля и его обсуждение.

26.

Музыкально-пластические игры и упражнения.

Совершенствование умений учащихся передавать мимикой, позой, жестом, движением основные эмоции и чувства.

27.

Игровой стречинг.

Развитие навыков импровизации и творческой инициативы.

Создать положительный эмоциональный настрой.

Воспитывать необходимых соблюдения некоторых норм и правил поведения.

Способствовать развитию у учащихся чувства правды и веры в вымысел.

Разминка.

И/ ситуация «В ресторане».

И/с «В библиотеке».

И/с «В транспорте».

И/у «Правда, ложь».

28.

Гости к куклам.

Создать у детей познавательный интерес к кукольному театру.

Познакомить учащихся с видами театральных кукол.

Беседа-диалог о разновидностях театральных кукол.

Показ основных приемов руководства куклами.

Работа каждого учащихся с куклой.

29.

Изготовление кукол.

Совершенствовать самостоятельность учащихся в организации театральной деятельности.

Воспитание аккуратности в работе.

Воспитание умения работать в коллективе.

Разминка.

Определение основных черт персонажей сказки «Колобок».

Изготовление кукол для инсценирования сказки «Колобок».

30.

Урок актерского мастерства.

Тренировать навыки управления куклами на ширме.

Отработать интонационную выразительность речи и сценические движения.

Разминка.

Отработка диалогов.

Игровые этюды на ширме.

31.

Репетиционное занятие. Создание афиши.

Совершенствование навыка управления куклами.

Совершенствование техники речи и выразительных средств.

Объединенная репетиция кукольного спектакля «Колобок» в декорациях.

Создание афиши.

32.

Премьера кукольного спектакля колобок для учащихся начальных классов.

Сформировать у учащихся младших классов интерес к кукольному театру.

33.

Посещение кукольного театра.

Продолжать формировать у учащихся интерес к театральному искусству.

Просмотр спектакля и его обсуждение.

34-35.

Игровой стречинг.

Создать положительную атмосферу в коллективе.

Способствовать раскрепощению учащихся и развитию их творческого потенциала.

Игровые упражнения и ситуации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

  1. Агапова И.А. Школьный театр. Создание, организация, пьесы для постановок: 5-11 классы. – М.: ВАКО, 2006. – 272 с.
  2. Богданов Г.Ф. Работа над музыкально-танцевальной формой хореографического произведения: Учебно-методическое пособие. Вып. 1. - М.: ВЦХТ (“Я вхожу в мир искусств”), 2008. - 144с.
  3. Гурков А.Н. Школьный театр.- Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 320 с.
  4. Каришнев-Лубоцкий М.А. Театрализованные представления для детей школьного возраста. - М.: Гуманитар.изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 280 с.
  5. Колчеев Ю.В., Колчеева Н.М. Театрализованные игры в школе. – М.: Школьная пресса.. – 2000. – 96 с.
  6. Основы актерского мастерства по методике З.Я.Корогодского. - М.: ВЦХТ (“Я вхожу в мир искусств”), 2008. - 192 с.

Рекомендованный список литературы для детей

1. Я познаю мир: Театр: Дет. энцикл./ И.А.Андриянова-Голицина. – М.: ООО «Издательство АСТ». –2002. – 445с.

2. Харченко Т.Е. Утренняя гимнастика. Упражнения для детей 5-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 96 с.

3. Генералова И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования. 2, 3,4 класс. – М.: Баласс, 2004. – 48 с.

4. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияния на людей: Пер. с англ. – М.: Литература, 1998. – 816 с.

 

 

 

 

 

    Записей не найдено.

Яндекс.Метрика
дизайн сайтов