Программа Юные друзья полиции

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

 

«Юные друзья полиции»

 

 

 

 

Количество часов на год

4 «А»- 17 часов в неделю – 0,5 час.

 

Программа составлена на основе:        Правовое воспитание учащихся: (Из опыта работы) / Сост. Г.П. Давыдов, А.Ф. Никитин, В.М. Обухов. – М.: Просвещение, 2014

 

Программу составил: Щекина Елена Николаевна, учитель начальных классов, Петухова Елена Григорьевна, учитель начальных классов

 

 

 

 

 

2018-2019 учебный год

г.Коряжма

 

 

 

Пояснительная записка

 

Значительное место в общей структуре правонарушений занимает преступность несовершеннолетних. Уровень подростковой преступности растет, что в значительной мере предопределяет будущую криминогенную ситуацию в России. Растет число подростков неуспевающих в учебе, употребляющих алкоголь, наркотики,  курящих, совершающих уголовные проступки и уголовные преступления. И все это заставляет задуматься, ведь от того, чем занимается подросток в свободное время, как организовывает свой досуг, зависит дальнейшее формирование его личностных качеств, потребностей, ценностных ориентаций, мировоззренческих установок, а в целом предопределяет его положение в обществе.

Актуальность. Вопросам правовой культуры  всегда уделялось большое внимание. Пропаганда правонарушений и преступлений  — это целенаправленная деятельность по распространению знаний правовой культуры, разъяснению законодательства, правовых норм, в целях предупреждения правонарушений и преступлений.

Пропаганда правонарушений и преступлений занимает важное место в деятельности отряда и является неотъемлемой частью данной группы. На сегодня сложилось несколько основных направлений в области пропаганды. Одно из них — это разъяснение действующих норм и правил, целей и задач. Другое направление — это снижение уровня и тяжести правонарушений и преступлений подростками.

По программе «Юные друзья полиции» ребята сначала ознакомятся с планом работы на весь учебный год. Будут проведены несколько конкурсов по правилам дорожного движения. Так же ребята узнают и изучат законы РФ, основные права ребенка. С ребятами проведут викторины и беседы о здоровом образе жизни. Члены отряда встретятся с инспектором по делам несовершеннолетних и с инспектором ГАИ.

Школа – это одна большая семья – в которой живут дети, их родители, педагоги, работники школы и очень важно поддерживать климат и порядок в этом большом доме для осуществления одной главной цели – воспитания.

Профилактика правонарушений и преступлений является одним из основных направлений деятельности. Работа по профилактике правонарушений и преступлений должна проводиться на основании учёта и анализа нарушений правовой культуры  с участием детей и строиться с учётом особенностей восприятия информации, младшими школьниками и подростками.

Цель отряда «ЮДП»: духовно-нравственное воспитание обучающихся на традициях осознанного правопослушного поведения, привлечения подростков к пропаганде основ безопасности, коллективизма, долга, патриотизма, оказание помощи инспектору по делам несовершеннолетних в поддержании общественного порядка в общеобразовательном учреждении, профилактика безопасности и правонарушений среди обучающихся, требующих самостоятельного сознанного выбора поведения и ответственности за него, правовое воспитание подростков, подготовка их к работе в правоохранительных органах.

Задачи:

Обучающие:

  • просветительская работа среди обучающихся по правовым вопросам, снижение «правового нигилизма» обучающихся;
  • создание системы стимулов для ведения законопослушного образа жизни;
  • активная пропаганда правового просвещения обучающихся.

Развивающие:

  • содействовать формированию у обучающихся правовой культуры, свободного и ответственного самоопределения в сфере правовых отношений с обществом;
  • формирование гуманистического мировоззрения, способного к осознанию своих прав и прав другого, способности к нравственному саморазвитию;
  • обучение решению задач правового воспитания, связанных с проблемой морального саморазвития и самосовершенствования.

Воспитывающие:

  • наблюдение за правопорядком в своём учебном заведении;
  • повысить уровень доверия населения к правоохранительным органам;
  • предупреждение правонарушений и преступлений детьми и подростками в школе.

Внеурочная деятельность рассчитана на 0,5 час в неделю, 17 часов в год.

Структура программы

Программа отряда «Юные друзья полиции» основана на следующих концептуальных принципах:

Принцип успеха.  Каждый ребенок должен чувствовать успех в какой-либо сфере деятельности. Это ведет к формированию позитивной «Я-концепции» и признанию себя как уникальной составляющей окружающего мира.

Принцип динамики. Предоставить ребёнку возможность активного поиска и освоения объектов интереса, собственного места в отряде и распределение обязанностей.

Принцип демократии. Добровольная ориентация на получение знаний конкретно выбранной деятельности; обсуждение выбора совместной деятельности в коллективе на предстоящий учебный год.

Принцип доступности. Обучение и воспитание строится с учетом возрастных и индивидуальных  возможностей подростков, без интеллектуальных, физических и моральных перегрузок.

Принцип наглядности. В  учебной деятельности используются разнообразные иллюстрации, видеофильмы и презентации.

Принцип систематичности и последовательности. Систематичность и последовательность осуществляется как в проведении занятий, так в самостоятельной работе  воспитанников. Этот принцип позволяет за меньшее время добиться больших результатов.
         Программа включает следующие разделы

1. Изучение правовых основ

2. Предупреждение правонарушений и преступлений детьми и подростками в школе в форме агитбригады

3. Проведение викторин, игр, соревнований обучающихся по праву

Занятия в отряде «Юные друзья полиции» состоят из теоретической и практической частей.

Теоретическая часть включает изучение правовых основ, формирование у обучающихся правовой культуры и ответственности.

Практическая часть работы направлена на предупреждение правонарушений и преступлений детьми и подростками и наблюдение за правопорядком в школе, а также проведение викторин и конкурсов по данной проблематике.

Формы занятий – в основном групповые занятия для изучения правовых основ, выступления в агитбригаде для формирования у обучающихся правовой культуры и ответственности, но бывают и индивидуальные занятия для отработки выступления на классных часах с целью профилактики по предупреждению правонарушений в подростковой среде.

       Основными формами проведения занятий являются:

ü  профилактические беседы;

ü  просмотр наглядных материалов;

ü  выступление в агитбригаде;

ü  викторины и конкурсы.

Методы работы

Продвигаясь от простого к сложному, ребята смогут изучить все правовые основы, необходимые каждому человеку, приобретут опыт публичного выступления и творческой работы, что немало важно для гармоничного развития личности. Важно, что в отряде  «ЮДП» дети учатся коллективной работе, работе с партнёром, учатся общаться со зрителями при выступлении в агитбригаде. Дети привносят в работу элементы своих идей, предлагают свои конкурсы и викторины.

Планируемые результаты освоения программы

Обучающиеся должны знать:

  • правовые нормы, правила поведения, правила дорожного движения и другие основные правовые акты, регламентирующие поведение детей и подростков;
  • основы проведения профилактических и разъяснительных работ, ответственности за совершение противоправных действий среди сверстников;
  • куда  и к кому обратиться за помощью, знать номера телефонов (полиции, скорой помощи и других служб города);
  • как осуществлять правовую пропаганду среди детей и подростков в школе;
  • основы конфликтологии и пути разрешения конфликтов.

Обучающиеся должны уметь:

  • соблюдать общепринятые нормы и правила поведения;
  • воспитать чувства честности, справедливости,  принципиальности, требовательности к себе и окружающим;
  • провести пропаганду правового просвещения обучающихся;
  • наблюдать за правопорядком в своём учебном заведении;
  • провести профилактическую работу по предупреждению правонарушений в подростковой среде;
  • разрешать конфликты среди школьников;
  • проводить тематические дни, соревнования, конкурсы и викторины, закрепляющие знания по правовым вопросам.

Предполагаемые результаты реализации программы

Воспитательные результаты работы по данной программе внеурочной деятель­ности  можно оценить  по трём уровням.

Результаты первого уровня (Приобретение школьниками правовых знаний):  изучение правовых норм, правил поведения, правил дорожного движения и других основных правовых актов, регламентирующих поведение детей и подростков; предупреждение нарушений прав окружающих людей в школе.

Результаты второго уровня (Приобретение школьником социальных знаний): овладение способами самопознания, рефлексии, самовоспитания и самообразования;  приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия; развитие актёрских способностей.

Результаты третьего уровня (Получение школь­ником опыта самостоятельного общественного  действия): участники отряда «ЮДП» могут приобрести опыт общения с представителями других социаль­ных групп, других поколений, опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде; нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами. В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы УУД.

Личностные результаты.

У учеников будут сформированы:

  • осознание значимости соблюдения правовых основ в школе и обществе;
  • потребность сотрудничества с одноклассниками,  доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение,  стремление прислушиваться к мнению других людей;
    • чувства честности, справедливости,  принципиальности, требовательности к себе и окружающим;
  • уважительное отношение к правоохранительным органам.

 

Учебно-тематический план работы отряда юных друзей полиции

на 2018-2019 учебный год

№ п/п

Содержание работы

Всего часов

1

Вводное занятие. Общий сбор членов отряда ЮДП, цели и задачи работы и выборы штаба отряда, распределение обязанностей

1

2

Основные права и обязанности участников образовательного процесса

3

3

Профилактические беседы по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних

10

4

Конкурс рисунков «Полицейский в школе», «Личная безопасность»

1

5

Проведение викторин и подведение итогов

1

6

Заключительное занятие. Подведение итогов за учебный год.

1

 

Итого:

17

 

Содержание программы (34 часа)

     Занятия в кружке ведутся по программе, включающей несколько разделов.

      1 раздел. (1 час)  Вводное занятие. 

 На первом вводном занятии знакомство с коллективом проходит в игре «Снежный ком». Руководитель отряда ЮДП знакомит ребят с программой кружка, правилами поведения в кружке, с инструкциями по охране труда. Определение целей и задачей работы отряда ЮДП, выборы штаба отряда и распределение обязанностей.

2 раздел. (3 часа)  Изучение правовых основ.  Изучение основных прав и обязанностей участников образовательного процесса.

Задачи учителя.  Познакомить детей с правовыми основами; с основными законами и правами человека, воспитать патриотизм, чувства честности, справедливости,  принципиальности, требовательности к себе и окружающим. Внушить участникам отряда «ЮДП» осознание значимости соблюдения правовых основ в школе и обществе.

3 раздел. (10 часов) Профилактические беседы. Профилактические беседы по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних. Объяснить необходимость соблюдения общепринятых норм и правил поведения; провести пропаганду правового просвещения обучающихся; провести профилактическую работу по предупреждению правонарушений в подростковой среде.

Задачи учителя.  Обучить основам конфликтологии и способам разрешения конфликтов, а также научить участников отряда «ЮДП» ораторскому искусству и выступлению на публике.

4 раздел. (1 час)  Конкурс рисунков. Провести конкурс рисунков «Полицейский в школе» и «Личная безопасность» среди обучающихся 3-х – 4-х классов. Подвести итоги конкурса и наградить обучающихся за лучшие рисунки.

Задачи учителя. Организовать проведение конкурса рисунков и подвести итоги с отрядом «ЮДП» и членами жюри.

5 раздел. (1 часа) Проведение викторины, конкурсов. Проведение викторин, тематического дня, круглого стола и подведение итогов по правовым основам. Награждение участников, ответивших правильно на большинство вопросов.

Задачи учителя. Научить участников отряда «ЮДП» ораторскому искусству и выступлению на публике. Организовать проведение викторин  и подвести итоги с отрядом «ЮДП» и членами жюри.

            6 раздел. (1 час) Заключительное занятие. Подведение итогов за 2018-2019 учебный год.

Календарно – тематическое планирование кружка «Юные друзья полиции»

на 2018-2019 уч. г. (17 часов)

 

 

 

Тема

 

Кол-во часов

1

Вводное занятие.

1

 

2

«Права человека. Что мы знаем об этом?» Изучение Конвенции по правам ребенка.

 

1

3

Права и обязанности участников образовательного процесса

1

 

4

«История российской полиции»

1

 

5

Беседа "Мои права"

Административная  и уголовная  ответственность за правонарушение и преступление, совершенными несовершеннолетними

 

1

 

5

Беседа "Поведение в общественных местах"

1

 

6

Профилактическая беседа по профилактике безнадзорности и правонарушений среди подростков

1

 

7

Беседа о ПАВ

1

 

8

Беседа «Употребление табака: психологические и физиологические аспекты».

Конкурс рисунков "Мы за здоровый образ жизни!"

 

1

 

9

Беседа «Употребление табака: психологические и физиологические аспекты».

Конкурс рисунков "Мы за здоровый образ жизни!"

 

1

 

10

Беседа «Экстремизм. Терроризм.» 

Взрывоопасные предметы и вещества. Правила поведения с незнакомыми предметами. Правила поведения при захвате в заложники.

 Правила поведения в толпе

1

 

11

Законы улиц и дорог.          Ознакомить с историей появления автомобиля и ПДД. 

1

 

12

Игра-диспут. Дорога, ее элементы и правила поведения на ней           

1

 

13

Причины дорожно – транспортных происшествий

1

 

14

Ролевая игра по ситуациям Скрытые опасности на дороге

1

 

15

Игра – викторина “Дорожная азбука”

1

 

16

Беседа. Соблюдение мер безопасности в каникулы

1

 

17

Заключительное занятие

1

 

 

 

Литература

  1. Человек.  Учеб. пособие для общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Дрофа, 2012. – 336 с.: ил.
  2. Правовое воспитание учащихся: (Из опыта работы) / Сост. Г.П. Давыдов, А.Ф. Никитин, В.М. Обухов. – М.: Просвещение, 2014. - 159 с.
  3. Школьная энциклопедия «Руссика». История России. 20 век. – М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2011. – 554с., ил.
  4. 4.                  Использование ресурсов интернета. 

    Записей не найдено.

Яндекс.Метрика
разработка сайтов