Мастер-класс по произведению Г.Х.Андерсена «Гадкий утенок»
Автор: Кондакова Татьяна Николаевна, учитель начальных классов первой квалификационной категории МОУ «СОШ №7 г. Коряжмы»
Древние римляне считали, что корень учения горек, но когда учитель призывает в союзники интерес, когда дети «заражаются» жаждой знаний и стремлением к активному умственному труду, корень учения меняет вкус и вызывает у детей вполне здоровый аппетит. Как же привить детям интерес к предмету?
Педагогическая мастерская — это такая форма обучения детей и взрослых, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия. Основой открытия в любой сфере знаний, включая самопознание, в мастерской является творческая деятельность каждого и осознание закономерностей этой деятельности. В мастерской построения знаний она может быть представлена так: творческий процесс — творческий продукт — осознание его закономерностей — соотнесение полученного с достижениями культуры — коррекция своей деятельности — новый продукт.
Сущность опыта: способствовать становлению коллективного интеллекта; приобщать ребенка к радости творчества, законам открытия нового, к самостоятельной исследовательской деятельности.
Актуальность: не учитель указывает путь к истине, а сам работающий субъект (класс) идет по пути открытия. Ценность успешности мастерской измеряется не длиной и скоростью пути к истине, а причастностью каждого ученика к выбору своего пути и прохождения им этого пути.
Новизна:
- равенство всех участников процесса;
- анализ движения собственной мысли, чувств;
- все способны к творчеству;
- создание комфортной обстановки.
Результативность:
- данная технология предполагает включение воображения, новых отношений между учителем и учеником;
- создается атмосфера творчества;
- формируется потребность творческого самовыражения;
- развиваются коммуникативные качества;
- работоспособность всех учащихся.
Уровни применения мастерских:
- как педагогическая технология в процессе обучения учащихся;
- как модель для изучения практического значения и теоретических основ мастерской;
- как форма повышения квалификации в курсовой переподготовке педагогов;
- как способ принятия управленческих решений на этапе перехода школы в режим развития.
Принципы работы в мастерской:
- Мастер создает атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества;
- включает эмоциональную сферу ребенка, обращается к его чувствам, будит личную заинтересованность ученика в изучении проблемы;
- Мастер равен ученику в поиске знания, работает вместе со всеми;
- Мастер не торопится отвечать на вопросы;
- необходимую информацию он подает малыми дозами, обнаружив потребность в ней у учащихся;
- исключает официальное оценивание работы учеников, но через социализацию, афиширование работ дает возможность проявления самооценки учащегося и ее изменения, самокоррекции.
Тема: Г.Х.Андерсен «Гадкий утенок»
Цель:
- Создать условия для осознания и усвоения новой учебной информации, способствовать осмыслению произведения.
- Способствовать формированию аналитического мышления и эмоционального потенциала.
- Способствовать процессу духовного развития.
Структура мастерской:
Этапы мастерской: |
Задачи учителя: |
1 индуктор |
психологический настрой |
2 деконструкция |
работа со словосочетанием |
3 интеллектуальный разрыв |
возникновение проблем осознание неполноты своего старого знания - новому |
4 социализация |
обсуждение в группе |
5 афиширование |
представление карты путешествия |
6 рефлексия |
самоанализ |
Прогнозируемый результат: приблизиться к миру образов Г.Х.Андерсена, попытаться понять сказочника и самих себя, получить радость от приобщения художественной литературы. Работая в группе, представить результат своего труда, дать самооценку и провести самокоррекцию.
Ход мастерской.
- Перед вами игрушка утенок. Рассмотрите её. Какая она для вас?
Передавая игрушку из рук в руки назвать свое слово.
- Напишите, какие мысли у вас возникли, когда вы прочитали словосочетание гадкий утенок. Общее мнение от группы.
Объявление темы урока.
Отношение автора к утенку. (Мастер записывает мнения на доске)
Вход на птичий двор. (Выбор слов для описания птичьего двора).
- Представить себя в роли утенка.
- Что вы чувствуете?
- Что чувствует утенок?
Составление карты путешествий (заглавия частей).
Превращение утенка в лебедя. Почувствовать его мир, его ощущения.
Авторское отношение.
- О ком это стихотворение?
Безобразным
утенком он слыл,
В
камышах от пинков укрывался,
В
мире глаз утешенья и сил
Для
борьбы с тьмой и злом набирался.
У!
Как злобно вопил птичий хор!
Ведь
ни гуси, и утки не знали,
Что
покинет утиный он хор
И
исчезнет в сияющей дали!
Что
не даром к чужим берегам
Лебедь
гордый полет свой направит,
Что
он славой покроется сам
И
родной уголок свой прославит!
Открытие - это история жизни писателя Г.Х.Андерсена.
Слово о писателе.
Рефлексия. Простая история птичьего двора поведала мне о…
Афиширование.