Методическая разработка мероприятия, посвящённого Дню Победы в Великой Отечественной войне «И помнить страшно и забыть нельзя»

Автор: Гладкова Татьяна Алексеевна, учитель географии МОУ «СОШ №7», первая квалификационная категория.

Данное мероприятие разработано для проведения в рамках подготовки класса к участию в ежегодной игре «Зарница», можно использовать данную разработку для проведения мероприятия, посвящённого 70 годовщине Победы в Великой Отечественной войне

Цель мероприятия: воспитывать непримиримое отношение к фашизму и неофашизму; способствовать формированию гордости за людей, которые сумели выстоять и победить в годы Великой Отечественной войны.

Задачи мероприятия:

1) проанализировать материалы о ВОВ.

2) попробовать определить цели фашистских захватчиков и наших соотечественников

3) попробовать определить причины нашей победы в ВОВ

4) определить значение нашей победы

5) продолжить формировать активную жизненную позицию

Во время мероприятия класс делится на 5 команд по 5 человек, которые совместно работают над предложенными материалами, предлагают свои варианты ответов на вопросы, высказывают общее мнение группы.

Всё мероприятие состоит из 4 этапов:

  1. Определение значения Победы в ВОВ.
  2. Определение целей, которых добивались фашистские захватчики и войска сопротивляющейся коалиции
  3. Обозначение причин Победы советских войск.
  4. Обозначение Долга памяти перед победителями.

Тип мероприятия: диспут – состязание

Ход мероприятия:

Совместное чтение стихотворение Мусы Джалиля «Варварство»

Каждый в классе читает вслух отрывок стихотворения – это создаёт необходимый мероприятию эмоциональный настрой и вызывает чувство единения.

Стихотворение может быть напечатано отрывками на слайдах.

 «В чем значение Победы в Великой Отечественной войне для страны, мира, нашей современной жизни?»

 «мозговой штурм» команд – участников диспута

Задание 1.

Учитель ставит перед командами вопросы:

Вспомните события из истории России, которые  без споров и разногласий называют великими?                                                                                              Почему именно Великая Отечественная война названа в качестве великого события в истории нашей страны?

Какова роль нашей Победы в истории человечества?

Почему через 70 лет после завершения войны мы мысленно постоянно возвращаемся к ней?

 

При обсуждении вопросов целесообразно использовать информацию о роли Восточного фронта в разгроме фашизма, людских и материальных потерях, понесенных нашей страной в ходе Великой Отечественной войны (см. приложения).

Важно коллективными усилиями класса выйти на центральную идею:

Великая Отечественная – освободительная война, в ходе которой наша страна отстояла национальную независимость и территориальную целостность, вместе с союзниками спасла мир от фашистского режима. Народ ценой огромных потерь отстоял наше право на жизнь.

Задание 2. 

Назовите самые значимые события Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Кратко объясните, почему именно эти события вы так оценили?

Основные этапы и события Великой Отечественной войны:

(написаны на доске или слайде)

Первый – начальный

Второй –

коренной перелом

Третий – завершающий, победный

22 июня 1941 г.-

ноябрь 1942 г.

 

19 ноября 1942 г.- декабрь 1943 г.

1944 г. - 9 мая 1945 г.

Битва за Москву (30 сентября – 5-6 декабря 1941 г.) – срыв план молниеносной войны.

Сталинградская битва  (началась 25 августа 1942 г.):

19 ноября 1942 г. – контрнаступление Красной Армии;                                          2 февраля 1943 г. – окружение и разгром армии противника – начало коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны.

 

Курская битва (июль-август 1943 г.).

 

Битва за Днепр и освобождение Киева

6 ноября 1943 г. – завершение коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны.

Снятие блокады Ленинграда (14-27 января 1944 г.).

 

Освобождение территории СССР

(январь-сентябрь 1944 г.).

 

Берлинская операция       

(16 апреля-8 мая 1945 г.)

(1мая взят Берлин);

 

Подписание акта о безоговорочной капитуляции Германии

(8 мая 1945 г.).

 

Освобождение Праги  (9 мая 1945 г.).

 

9 мая 1945 г. – День Победы советского народа над фашисткой Германией.

2) Определение целей войны для гитлеровской Германии  и  сопротивляющейся коалиции

Задание 3. 

Используя источники, определите цели гитлеровский Германии и  СССР в Великой Отечественной войне. 

Каждой команде выдаётся набор текстов для прочтения и определяется время размышлений. Затем представители команд озвучивают выводы к которым они пришли.

 

«Памятку фашистскому воину», которая содержалась в обращении немецко-гитлеровского командования к солдатам:                                                                                                 

 «У тебя нет сердца, нервов. На войне они не нужны. Уничтожай в себе жалость и сочувствие, убивая всякого русского, советского. Не останавливайся, если перед тобой старик или женщина, девочка или мальчик! Убивай! Этим ты спасешь себя от гибели, обеспечишь будущее своей семьи и прославишься на века.

 

 Из дневника Ф. Гальдера (до 1942 г. начальник генштаба сухопутных войск Германии).

30.03.1941 г.

 

11.00 – Большое совещание у фюрера. Почти 2.5 – часовая речь…

Наши задачи в отношении России – разгромить ее вооруженные силы, уничтожить государство…

…Колониальные задачи!

Борьба двух идеологий: уничтожающий приговор большевизму не означает социального преступления… речь идет о борьбе на уничтожение… Мы ведем войну не для того, чтобы законсервировать своего противника. Будущая картина политической карты России: Северная Россия отойдет к Финляндии; протектораты в Прибалтике, на Украине, в Белоруссии. Борьба против России: уничтожение большевистских комиссаров и коммунистической интеллигенции.

Эта война будет резко отличаться от войны на Западе. На Востоке сама жестокость – благо для будущего.

 

Из замечаний  и  предложений  по  генеральному плану «Ост» рейхсфюрера войск СС  Г.Гиммлера, начало 1941 г.

 

Речь идет не только о разгроме государства с центром в Мо­скве. Достижение этой исторической цели никогда не означа­ло бы полного решения проблемы. Дело заключается, скорее всего, в том, чтобы разгромить русских как народ, разобщить их...

 

Из выступления по радио У. Черчилля. 22.06.1941 г.

 

У {нацистского режима} нет никаких устоев и принципов, кроме алчности и стремления к расовому господству. По своей жестокости и яростной агрессивности он превосходит все формы человеческой испорченности. За последние 25 лет никто не был более последовательным противником коммунизма, чем я. Я не возьму обратно ни одного слова, которое я сказал о нем. Но все это бледнеет перед развертывающимся сейчас зрелищем. Прошлое с его преступлениями, безумствами и трагедиями исчезает. Я вижу русских солдат, стоящих на пороге своей родной земли, охраняющих поля, которые их отцы обрабатывали с незапамятных времен.  Я вижу их охраняющими свои дома, где их матери и жены молятся – да, ибо бывают времена, когда молятся все, - о безопасности своих близких, о возвращении своего кормильца, своего защитника и опоры…  Я вижу, как на все это надвигается гнусная нацистская военная машина с ее щеголеватыми, бряцающими шпорами прусскими офицерами, с ее искусными агентами, только что усмирившими и связавшими по рукам и ногам десяток стран. Я вижу также серую вымуштрованную,  послушную массу свирепой гуннской солдатни, надвигающейся подобно тучам ползущей саранчи…

Мы полны решимости уничтожить Гитлера и все следы нацистского режима…Отсюда следует, что мы окажем России и русскому народу всю помощь, какую только сможем…

Это не классовая война, а война, в которую втянуты вся Британская империя и Содружество наций без различия расы, вероисповедания или партии.

Поэтому опасность, угрожающая России, - это опасность, грозящая нам и Соединенным штатам, точно так же, как дело каждого русского, сражающегося за свой очаг и дом, - это дело свободных людей и свободных народов во всех уголках земного шара. Усвоим же уроки, уже преподанные нам столь горьким опытом. Удвоим свои усилия и будем бороться сообща, сколько хватит сил и жизни.

 

Из выступления по радио И.В. Сталина. 03.07.1941 г.

 

Товарищи! Граждане!

Братья и сестры!

Бойцы нашей армии и флота!

К вам обращаюсь я,  друзья мои!

Вероломное военное нападение гитлеровской Германии на нашу Родину, начатое 22 июня, продолжается…

Враг жесток и неутомим. Дело идет… о жизни и смерти народов СССР, о том – быть народам Советского Союза свободными или впасть в порабощение. Нужно, чтобы советские люди поняли это и перестали быть беззаботными, чтобы они мобилизовали себя и перестроили всю свою работу на новый, военный лад, не знающий пощады врагу…

Войну с фашистской Германией нельзя считать войной обычной. Она является не только войной между двумя армиями. Она является вместе с тем великой войной всего советского народа против немецко – фашистских войск.

Целью этой всенародной отечественной войны против фашистских угнетателей является не только ликвидация опасности,  нависшей над нашей страной, но и помощь всем народам Европы, стонущим под игом германского фашизма… В этой освободительной войне мы не будем одиноки… Наша война за свободу нашего Отечества сольется с борьбой народов Европы и Америки  за их независимость, за демократические свободы. Это будет единый фронт народов, стоящих за свободу против порабощения и угрозы порабощения со стороны фашистских армий Гитлера…

Все силы народа – на разгром врага!

Вперед за нашу победу!

 

3) Определение причин Победы нашего народа в Великой Отечественной войне

 

Эпиграфом к этому этапу урока могут быть строки: «Нам нужна одна Победа – одна на всех, мы за ценой не постоим» (Булат Окуджава).

 

   Истоки Победы которые могут быть названы ребятами во время высказываний записываются на доску

  • мужество, героизм, стойкость, самоотверженность советских людей, которые понимали, что борьба с врагом и победа над ним – единственная возможность сохранить жизнь своим родным и любимым, своей Родине;
  • единение народов Советского Союза, представителей различных концессий в борьбе с фашизмом;
  • превосходство советской экономики в обеспечении фронта(см. приложение), героическая работа тыла;
  • превосходство советского военного искусства;
  • партизанское движение как составная часть движения Сопротивления;
  • создание и  деятельность антифашистской коалиции.

Великая победа, главным источником которой были стойкость и героизм народов СССР, изменила социально – психологическую атмосферу в обществе, сознание людей. Патриотизм, готовность отдать жизнь за родину были осознанным выбором. Формировались такие качества личности, как инициативность и ответственность, готовность принимать самостоятельные решения. 

Фронтовики мечтали о послевоенной жизни, в которой не будет места репрессиям и несправедливости – об этом ярок говорят строки письма из действующей армии:

«Знаешь, родная, я часто думаю о том, как будут жить люди после войны, - мне кажется, что за это время все так научились ценить жизнь – даже в самых простых ее проявлениях, что каждая минута ее будет радостна и каждое движение благостно» (из письма В.Л. Занадворова жене, 19.10.1942 г.)

Задание 4. 

На основании источника выделите упомянутые автором факторы победы СССР в войне. Какой фактор автор считает главным? Согласны ли вы с его мнением об источниках победы? Аргументируйте свою точку зрения. 

 

Из рецензии майора Л. Хатингса на книгу У. купи и П. Муратова «Русские кампании 1941 – 1943 годов». 1945 г.

 

Всем известно, что огромные просторы России, русская весенняя и осенняя распутица, жестокие морозы зимой всегда являлись препятствиями на пути иноземных захватчиков. Однако ни в коем случае не следует преувеличивать, когда говоришь о значении этих факторов, и. в результате, недооценивать колоссальные успехи, … выдающиеся достоинства Красной армии и е молодых военачальников…

Одна из главных ошибок немцев заключается  тем, что они обманулись в своих расчетах на отсутствие сплоченности многонационального Советского государства, и недооценили патриотической готовности русских драться за свою родину.

Крупнейшие просчеты были допущены немцами также в оценке профессиональных военных качеств советского военного командования и технических успехов, достигнутых всеми родами советского оружия, а в особенности мощной артиллерией. Очевидно также, что, подобно большинству наблюдателей, германский генеральный штаб не имел представления о масштабах, а в отдельных случаях – о расположении огромных промышленных ресурсов России, появившихся в последнее время…

Но причины поражения определяются не одними материальными факторами…. Главный урок русских кампаний состоит в том, что все военное искусство и блестящие технические качества германской армии сошли на нет именно потому, что стратегическое предвидение русских,  их стратегическая мысль оказались гораздо более глубокими и дальновидными, чем стратегия, которой руководствовалась германская армия. Превосходство русского командования является несомненным фактом.             

4) В чём вы видите наш долг перед соотечественниками – победителями фашизма? 

Выскажите свое мнение о том, в чем заключается Долг памяти? В каких делах вы можете проявить себя?

При обсуждении ответов  учитель напоминает об акциях посвященных 70-летию Великой Победы, об Интернет – проекте «Они защищали Родину», который начался 5 лет назад в период празднования 65-летия Великой Победы. Проект посвящался ветеранам Великой Отечественной  войны и труженикам тыла СССР.

Задание 5.

Ученикам предлагается прочитать обращение организаторов и определить цели проведения этого проекта и возможности своего сегодняшнего участия в нём.

Организаторы пишут:   

«Целью проекта является сбор мемуаров ныне здравствующих ветеранов войны и тех, кто в эти годы трудился в тылу. Пока ветераны еще не покинули нас (а каждый день их становится на 2000 меньше), необходимо собрать и сохранить их свидетельства: о том, что они совершили, как жили, как сражались, как работали, во что верили и на что надеялись. Речь идет об их интервьюировании, сборе и архивировании документальных свидетельств, которыми они владеют (фотографии, письма, документы, справки и т.п.). Эти воспоминания, сохраненные в местах их проживания, не только помогут следующим поколениям понимать какими были те, кто жил на их или на соседней улице, в соседнем подъезде, в соседней квартире, но и делать правильные выводы об истории XX века (а к этому периоду истории люди будут возвращаться всегда). Это также наш долг перед ними.

Главной проблемой ветеранов является, конечно, здоровье. Но не только. Они думают не только о себе – они озабочены будущим своих детей и внуков, думают о том, что будет с  Россией –  ведь они защитили ее ценой огромных личных лишений и ценой жизни своих друзей и родных. И мы знаем, что для них самым большим удовлетворением будет вера  в то, что и отданные жизни, и все лишения не были напрасны, что Россия жива и процветает. А самой большой наградой для них за это будет ПАМЯТЬ о них – мы это знаем достоверно из встреч с ветеранами. Это еще одна причина – пока наши ветераны еще живы и относительно здоровы – почему мы предлагаем реализовать проект по сбору и сохранению их воспоминаний.

Мы обращаемся ко всем, кто неравнодушен к судьбе России, к памяти тех, кто сохранял ее ценой своей жизни.

Время не ждет – ветераны покидают нас».

 

Подводя итоги мероприятия, учитель  обращается к итогам опроса фонда «Общественное мнение». Участники опроса – граждане России – самым важным событием ХХ века, оказавшим влияние на Россию, назвали Великую Отечественную войну 1941 – 1945 гг.

Уходят из жизни участники военных событий. Но память об их подвиге, о Великой Победе остается в сердцах россиян.

Материалы к заданиям

Задание 1

Великая Отечественная война в статистических данных

1) Роль Восточного фронта во Второй мировой войне

Дата

Всего войск у Германии

(дивизии)

На советско-герман-ском фронте

В

%%

На других фронтах

В %%

На купи-рованных землях

В %%

22.06. 1941

217

153

69,6

2

0,9

62

29,5

01.07. 1942

241

184

76,3

3

1,2

54

22,5

01.07. 1943

296

196

66,0

8

2,7

92

31,3

01.07. 1944

334

172

51,8

98

28,8

64

19,2

01.01. 1945

300

179

60,5

107

34,9

14

4,5

Всего на советско-германском фронте было разгромлено не менее 2/3 сухопутных сил Германии. Здесь вермахт потерял свыше 73% своего личного состава, около 75% танков, артиллерии и минометов, свыше 75% авиации.

2) Соотношение военно-экономических потенциалов СССР и Германии, включая ее союзников в Европе и ресурсы оккупированных Германией территорий 

Наименование продукции

СССР

Германия

1941-1945

В среднем за год

1941-1945

В среднем за год

Чугун (млн т)

31,5

7,9

98,1

24,5

Сталь (млн т)

45,4

11,3

133,7

33,4

Электроэнергия (млрд кВт/ч)

147,3

36,8

334,0

83,5

Количество танков и САУ (тыс.)

95,1

23,8

53,8

13,5

Количество боевых самолетов (тыс.)

108,0

27,0

78,9

19,7

Количество орудий (без минометов) (тыс.)

188,1

47,9

102,1

25,5

3) Разрушения, нанесенные в ходе Великой Отечественной войны на территории СССР 

  • Полностью разрешено 1710 городов и поселков.
  • Более 25 млн чел. Лишились крова.
  • Вышли из строя 32 тыс. крупных и средних промышленных предприятий.
  • Разрешено 48 тыс. км железных дорог, 1870 мостов.
  • Разграблено 1670 церквей.
  • Общий ущерб, нанесенный экономике СССР, примерно в 20 раз превышал национальный доход страны за 1940 г.

4) Людские потери СССР во Второй мировой войне 

Общие потери – 27 млн погибших.

  • Потери Красной Армии (в т.ч. в войне с Японией 1945 г.) – 12 млн чел.
  • 5,2 млн – учтенные боевые потери;
  • 1,1 млн – умершие от ран в госпиталях;
  • 0,6 млн – погибшие от болезней;
  • 5,1 млн – пропавшие без вести и попавшие в плен (известно, что 3,3 млн погибли в немецких лагерях для военнопленных).
  • Ранение и ожоги получили 15,2 млн чел.
  • Инвалидами стали 2,6 млн чел.
  • От бомбежек, репрессий, голода и болезней на оккупированной территории погибло 13 млн чел.
  • Угнано в Германию 5,3 млн чел.
  • 2,2 млн умерло на работах в Германии от плохого питания и жестокого обращения.
  • 0,5 млн, так или иначе служивших оккупационным властям и отступивших на запад с войсками вермахта, не вернулись в СССР.

Задание 3

«Памятку фашистскому воину», которая содержалась в обращении немецко-гитлеровского командования к солдатам:                                                                                                

 «У тебя нет сердца, нервов. На войне они не нужны. Уничтожай в себе жалость и сочувствие, убивая всякого русского, советского. Не останавливайся, если перед тобой старик или женщина, девочка или мальчик! Убивай! Этим ты спасешь себя от гибели, обеспечишь будущее своей семьи и прославишься на века.

 

 Из дневника Ф. Гальдера (до 1942 г. начальник генштаба сухопутных войск Германии).

30.03.1941 г.

 

11.00 – Большое совещание у фюрера. Почти 2.5 – часовая речь…

Наши задачи в отношении России – разгромить ее вооруженные силы, уничтожить государство…

…Колониальные задачи!

Борьба двух идеологий: уничтожающий приговор большевизму не означает социального преступления… речь идет о борьбе на уничтожение… Мы ведем войну не для того, чтобы законсервировать своего противника. Будущая картина политической карты России: Северная Россия отойдет к Финляндии; протектораты в Прибалтике, на Украине, в Белоруссии. Борьба против России: уничтожение большевистских комиссаров и коммунистической интеллигенции.

Эта война будет резко отличаться от войны на Западе. На Востоке сама жестокость – благо для будущего.

 

Из замечаний  и  предложений  по  генеральному плану «Ост» рейхсфюрера войск СС  Г.Гиммлера, начало 1941 г.

 

Речь идет не только о разгроме государства с центром в Мо­скве. Достижение этой исторической цели никогда не означа­ло бы полного решения проблемы. Дело заключается, скорее всего, в том, чтобы разгромить русских как народ, разобщить их…

 

 Из выступления по радио У. Черчилля. 22.06.1941 г.

 

У {нацистского режима} нет никаких устоев и принципов, кроме алчности и стремления к расовому господству. По своей жестокости и яростной агрессивности он превосходит все формы человеческой испорченности. За последние 25 лет никто не был более последовательным противником коммунизма, чем я. Я не возьму обратно ни одного слова, которое я сказал о нем. Но все это бледнеет перед развертывающимся сейчас зрелищем. Прошлое с его преступлениями, безумствами и трагедиями исчезает. Я вижу русских солдат, стоящих на пороге своей родной земли, охраняющих поля, которые их отцы обрабатывали с незапамятных времен.  Я вижу их охраняющими свои дома, где их матери и жены молятся – да, ибо бывают времена, когда молятся все, - о безопасности своих близких, о возвращении своего кормильца, своего защитника и опоры…  Я вижу, как на все это надвигается гнусная нацистская военная машина с ее щеголеватыми, бряцающими шпорами прусскими офицерами, с ее искусными агентами, только что усмирившими и связавшими по рукам и ногам десяток стран. Я вижу также серую вымуштрованную,  послушную массу свирепой гуннской солдатни, надвигающейся подобно тучам ползущей саранчи…

Мы полны решимости уничтожить Гитлера и все следы нацистского режима…Отсюда следует, что мы окажем России и русскому народу всю помощь, какую только сможем…

Это не классовая война, а война, в которую втянуты вся Британская империя и Содружество наций без различия расы, вероисповедания или партии.

Поэтому опасность, угрожающая России, - это опасность, грозящая нам и Соединенным штатам, точно так же, как дело каждого русского, сражающегося за свой очаг и дом, - это дело свободных людей и свободных народов во всех уголках земного шара. Усвоим же уроки, уже преподанные нам столь горьким опытом. Удвоим свои усилия и будем бороться сообща, сколько хватит сил и жизни.

 

Из выступления по радио И.В. Сталина. 03.07.1941 г.

 

Товарищи! Граждане!

Братья и сестры!

Бойцы нашей армии и флота!

К вам обращаюсь я,  друзья мои!

Вероломное военное нападение гитлеровской Германии на нашу Родину, начатое 22 июня, продолжается…

Враг жесток и неутомим. Дело идет… о жизни и смерти народов СССР, о том – быть народам Советского Союза свободными или впасть в порабощение. Нужно, чтобы советские люди поняли это и перестали быть беззаботными, чтобы они мобилизовали себя и перестроили всю свою работу на новый, военный лад, не знающий пощады врагу…

Войну с фашистской Германией нельзя считать войной обычной. Она является не только войной между двумя армиями. Она является вместе с тем великой войной всего советского народа против немецко – фашистских войск.

Целью этой всенародной отечественной войны против фашистских угнетателей является не только ликвидация опасности,  нависшей над нашей страной, но и помощь всем народам Европы, стонущим под игом германского фашизма… В этой освободительной войне мы не будем одиноки… Наша война за свободу нашего Отечества сольется с борьбой народов Европы и Америки  за их независимость, за демократические свободы. Это будет единый фронт народов, стоящих за свободу против порабощения и угрозы порабощения со стороны фашистских армий Гитлера…

Все силы народа – на разгром врага!

Вперед за нашу победу!

Задание 4

Из рецензии майора Л. Хатингса на книгу У. Аллена и П. Муратова «Русские кампании 1941 – 1943 годов». 1945 г.

Всем известно, что огромные просторы России, русская весенняя и осенняя распутица, жестокие морозы зимой всегда являлись препятствиями на пути иноземных захватчиков. Однако ни в коем случае не следует преувеличивать, когда говоришь о значении этих факторов, и. в результате, недооценивать колоссальные успехи, … выдающиеся достоинства Красной армии и е молодых военачальников…

Одна из главных ошибок немцев заключается  тем, что они обманулись в своих расчетах на отсутствие сплоченности многонационального Советского государства, и недооценили патриотической готовности русских драться за свою родину.

Крупнейшие просчеты были допущены немцами также в оценке профессиональных военных качеств советского военного командования и технических успехов, достигнутых всеми родами советского оружия, а в особенности мощной артиллерией. Очевидно также, что, подобно большинству наблюдателей, германский генеральный штаб не имел представления о масштабах, а в отдельных случаях – о расположении огромных промышленных ресурсов России, появившихся в последнее время…

Но причины поражения определяются не одними материальными факторами…. Главный урок русских кампаний состоит в том, что все военное искусство и блестящие технические качества германской армии сошли на нет именно потому, что стратегическое предвидение русских,  их стратегическая мысль оказались гораздо более глубокими и дальновидными, чем стратегия, которой руководствовалась германская армия. Превосходство русского командования является несомненным фактом.

Задание 5

Организаторы пишут:   

«Целью проекта является сбор мемуаров ныне здравствующих ветеранов войны и тех, кто в эти годы трудился в тылу. Пока ветераны еще не покинули нас (а каждый день их становится на 2000 меньше), необходимо собрать и сохранить их свидетельства: о том, что они совершили, как жили, как сражались, как работали, во что верили и на что надеялись. Речь идет об их интервьюировании, сборе и архивировании документальных свидетельств, которыми они владеют (фотографии, письма, документы, справки и т.п.). Эти воспоминания, сохраненные в местах их проживания, не только помогут следующим поколениям понимать какими были те, кто жил на их или на соседней улице, в соседнем подъезде, в соседней квартире, но и делать правильные выводы об истории XX века (а к этому периоду истории люди будут возвращаться всегда). Это также наш долг перед ними.

Главной проблемой ветеранов является, конечно, здоровье. Но не только. Они думают не только о себе – они озабочены будущим своих детей и внуков, думают о том, что будет с  Россией –  ведь они защитили ее ценой огромных личных лишений и ценой жизни своих друзей и родных. И мы знаем, что для них самым большим удовлетворением будет вера  в то, что и отданные жизни, и все лишения не были напрасны, что Россия жива и процветает. А самой большой наградой для них за это будет ПАМЯТЬ о них – мы это знаем достоверно из встреч с ветеранами. Это еще одна причина – пока наши ветераны еще живы и относительно здоровы – почему мы предлагаем реализовать проект по сбору и сохранению их воспоминаний.

Мы обращаемся ко всем, кто неравнодушен к судьбе России, к памяти тех, кто сохранял ее ценой своей жизни.

Время не ждет – ветераны покидают нас».

М. ДЖАЛИЛЬ «ВАРВАРСТВО».

Они с детьми погнали матерей
И яму рыть заставили, а сами
Они стояли, кучка дикарей,
И хриплыми смеялись голосами.


У края бездны выстроили в ряд
Бессильных женщин, худеньких ребят.
Пришел хмельной майор и медными глазами
Окинул обреченных...

 

Мутный дождь
Гудел в листве соседних рощ
И на полях, одетых мглою,
И тучи опустились над землею,
Друг друга с бешенством гоня...
Нет, этого я не забуду дня,


Я не забуду никогда, вовеки!
Я видел: плакали, как дети, реки,
И в ярости рыдала мать-земля.
Своими видел я глазами,
Как солнце скорбное, омытое слезами,
Сквозь тучу вышло на поля,
В последний раз детей поцеловало,
В последний раз...


Шумел осенний лес. Казалось, что сейчас
Он обезумел. Гневно бушевала
Его листва. Сгущалась мгла вокруг.
Я слышал: мощный дуб свалился вдруг,
Он падал, издавая вздох тяжелый.


Детей внезапно охватил испуг,--
Прижались к матерям, цепляясь за подолы.
И выстрела раздался резкий звук,
Прервав проклятье,
Что вырвалось у женщины одной.


Ребенок, мальчуган больной,
Головку спрятал в складках платья
Еще не старой женщины. Она
Смотрела, ужаса полна.
Как не лишиться ей рассудка!


Все понял, понял все малютка.
Спрячь, мамочка, меня! Не надо умирать!
Он плачет и, как лист, сдержать не может дрожи.


Дитя, что ей всего дороже,
Нагнувшись, подняла двумя руками мать,
Прижала к сердцу, против дула прямо...


-- Я, мама, жить хочу. Не надо, мама!
Пусти меня, пусти! Чего ты ждешь? --
И хочет вырваться из рук ребенок,
И страшен плач, и голос тонок,
И в сердце он вонзается, как нож.


 Не бойся, мальчик мой. Сейчас вздохнешь ты
вольно.
Закрой глаза, но голову не прячь,
Чтобы тебя живым не закопал палач.
Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет больно.


И он закрыл глаза. И заалела кровь,
По шее лентой красной извиваясь.
Две жизни наземь падают, сливаясь,
Две жизни и одна любовь!


Гром грянул. Ветер свистнул в тучах.
Заплакала земля в тоске глухой,
О, сколько слез, горячих и горючих!
Земля моя, скажи мне, что с тобой?


Ты часто горе видела людское,
Ты миллионы лет цвела для нас,
Но испытала ль ты хотя бы раз
Такой позор и варварство такое?


Страна моя, враги тебе грозят,
Но выше подними великой правды знамя,
Омой его земли кровавыми слезами,
И пусть его лучи пронзят,


Пусть уничтожат беспощадно
Тех варваров, тех дикарей,
Что кровь детей глотают жадно,
Кровь наших матерей...

 

Яндекс.Метрика
создание сайтов в Котласе