Открытый урок химии в 8 классе на тему «Типы химических реакций»

Автор: Нагишева Ольга Викторовна, учитель химии МОУ «СОШ №7».

Цели урока:

деятельностная: сформировать познавательные универсальные учебные действия при изучении типов химических реакций.

предметно-дидактическая: сформировать понятия: реакции соединения, реакции разложения, реакции замещения, реакции обмена; сформировать знание о признаках химических реакций, научить определять тип реакции по  числу и составу продуктов и реагентов реакции.

Планируемые образовательные результаты урока

личностные: убеждаются в познаваемости мира.

метапредметные: 

регулятивные: умение планировать и регулировать свою деятельность, владение основами самоконтроля и самооценки;

коммуникативные: готовность получать необходимую информацию, продуктивно взаимодействовать со своими партнерами и учителем;

познавательные: умение определять понятия, устанавливать аналогии, строить логические   рассуждения и делать выводы, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

предметные: знать определения  «типы химических реакций», «признаки классификации реакций», «реакции соединения, разложения, замещения, обмена», «закон сохранения массы веществ».

Тип урока:

1. По ведущей дидактической цели: урок изучения нового материала, последовательного изучения ключевых вопросов темы.

  1.  По способу организации: синтетический урок
  2.  По ведущему методу обучения: проблемный урок

Метод обучения: самостоятельная работа, работа с карточками, взаимоконтроль

Основные вопросы урока:

  1.  Типы химических реакций по числу и составу продуктов и реагентов
  2.  Реакции соединения.
  3.  Реакции разложения.
  4.  Реакции замещения.
  5.  Реакции обмена.

Оборудование: учебник, карточки, презентация

Ход урока:

Организационный момент

-- Добрый день! Всё, что нас окружает, состоит из веществ. Кажется, что они живут своей жизнью, таинственной и непостижимой. Взаимодействуя, они изменяют свои свойства и состав. И задача человека, изучив этот мир, постараться использовать полученные знания во благо.

-- Сегодня мы продолжим знакомство с этим удивительным и волшебным миром.

-О чем же пойдет речь на сегодняшнем уроке?

-Чтобы ответить на этот вопрос, попробуйте отгадать загадку: " Она идет, она прошла, никто не скажет, что пришла. Она (химическая реакция).

 

Актуализация

На доске корзина “Химические реакции”

-- Ребята, чтобы отправиться дальше в страну знаний, нам с вами необходимо взять с собой багаж. На доске перед вами корзина «Химические реакции». Она пуста. Давайте заполним ее.

-Что мы знаем о химических реакциях? (говорят мнения, учитель прикрепляет над корзиной таблички с вариантами ответов:

-- Итак, что такое химические реакции - это превращение одного или нескольких исходных веществ (реагентов) в отличающиеся от них по химическому составу или строению вещества (продукты реакции).

-- Как мы можем отразить химическую реакцию на письме? (с помощью химического уравнения)

-- А что такое химическое уравнение? В чем отличие от реакции? (запись химической реакции с помощью формул и математических знаков)

-- Какой закон мы используем при составлении химического уравнения? (закон сохранения массы веществ)

-- Сформулируйте этот закон (Масса веществ вступивших в химическую реакцию равна массе веществ, образовавшихся в результате ее)

-- Кто открыл закон сохранения массы веществ? (М.В.Ломоносов в 1748г)

-- Как закон сохранения массы отображается в уравнении? (уравниваем с помощью коэффициентов)

-- Скажите, какими признаками сопровождаются химические реакции? (образование осадка или газа, изменение цвета, выделение или поглощение теплоты, появление запаха)

-- Ребята, мы с вами разобрали понятие химические реакции.  

-- Сегодня, по мере выполнения заданий, баллы за правильные ответы вы заносите в оценочные листы . В конце урока, мы подсчитаем сумму баллов, и вы получите отметки за работу на уроке. Напишите фамилию и имя на листах.

Работа у доски

На доске написаны реакции. Учитель вызывает к доске 2 учащихся и предлагает выполнить задание.

-- Вспомним, как реализуется закон сохранения массы веществ в химических реакциях.

Задание. Расставить коэффициенты и объяснить.

  1.  Al + CuCl2 → AlCl3 + Cu
  2.  N2 + O→ NO
  3.  P + O→ P2O5
  4.  NaOH + H3PO4 → Na3PO4 + H2O
  5.  H2O  →  H2  +  O2
  6.  Al2O3 + HCl→ AlCl3 + H2O
  7.  KOH +H2SO4 → K2SO+ H2O
  8.  Al  +  O2  →  Al2O3

2 ученика работают у доски, уравнивая по 4 реакции

-- Остальным учащимся предлагаю выполнить задание на карточке №1, ответив вопрос:

Карточка №1

Выполняется ли закон сохранения массы в следующих схемах химических реакций? (Нужно ответить ДА или НЕТ)

Схемы химических реакций

Да/Нет

1. Ca + Cl2→ CaCl2

2. 2C + O2 → 2CO

3. Fe(OH)2 → FeO + H2O

4. CaCO3 → CaO + CO2 

5. 2Zn + HCl → ZnCl2 + H2

6. Fe + CuCl2 → Cu + FeCl2

7. АgNO3 + NaCl → AgCl + NaNO3

8. Na2SO4 + BaCl2 → NaCl + BaSO4

Учитель проверяет выполненные задания. Ответы на карточку №1 написаны на слайде.

Учащиеся сверяют свои ответы с эталоном (ответы «да» или «нет»)

-- У всех совпало с ответом?

-- Почему в некоторых уравнениях закон не сохраняется? (учитель выводит на экран схемы с коэффициентами, учащиеся определяют ошибки)

-- Посчитайте количество правильных ответов и занесите в лист. 1 уравнение – 1 балл (максимально – 4 баллов)

-- Посмотрите, пожалуйста, на уравнения реакций на доске. Найдите ошибки, если есть.

 

Изучение нового материала

Учитель предлагает решить проблему: почему в срезанных вечером зеленных культурах (салат, петрушка, укроп и др.) содержится больше питательных веществ, чем в срезанных их в утреннее время? (Зная условия протекания реакций фотосинтеза. Можно утверждать, что к вечеру происходит максимальное накопление углеводов в листьях, а к утру они частично расходуются на процесс дыхания. Вечерняя зелень полезнее утренней.)

- В природе существует огромное число реакций. Как же удержать в памяти всё это многообразие и ориентироваться в нем?

Учитель  напоминает  учащимся о многообразии живых организмов, о разнообразии видов растений и животных

Вопрос классу: как поступали ученые - биологи в подобном случае? (Ученики вместе с учителем вспоминают основы классификации и систематики видов животных и растений. Приводят примеры.)

ΙΙ. – Итак, в любой науке применяется метод классификации, позволяющей по общим признакам разделить всё множество объектов на группы. (Учащиеся вспоминают, что им известно о классификации простых веществ по свойствам на металлы и неметаллы)

  1. 1.      Что может помочь нам в изучении многообразия химических реакций? (Классификация химических реакций)
  2. 2.      Что такое классификация? (Деление на группы)
  3. 3.      Верно. Так что же будет являться целью нашего сегодняшнего урока? (Изучение типов химических реакций и их классификация)

Учитель. Используя эти знания, мы сегодня продолжим изучать химические реакции и познакомимся с типами химических реакций и их классификацией.

Запишите тему урока в тетрадь (открывается тема урока)

 (учащиеся записывают это в тетрадях.)

На экране появляется, на котором представлены несколько химических реакций:

2H2 + O2 -> 2H2O;      CaO + H2O -> Ca(OH)2   Cu(OH)2 -> CuO + H2O;  2HgO -> 2Hg + O2

- можно ли выделить признак, по которому эти реакции, возможно, разделить на группы?

- различаются ли между собой реакции одной группы?

В ходе обсуждения учащиеся приходят к выводу, что одним из признаков, по которому можно классифицировать химические реакции является число и состав вступающих и образующихся в результате реакции веществ.

Введение понятия реакции соединения.

Обсуждаются вопросы:

- что объединяет все эти реакции?  - в чём их отличие?

- как одним словом мы можем назвать процесс, который протекает?

Учащиеся приходят к выводу, что идет процесс соединения веществ (реакции соединения), но в первом и втором случаях вступают в реакцию простые вещества, в третьем и четвертом - сложные вещества. Во всех реакциях образуется одно сложное вещество.

Учитель предлагает учащимся попытаться вывести определение этого типа реакций (наиболее подготовленные учащиеся делают это легко) и, используя буквы А, В, С, вывести уравнение реакции соединения в общем виде:

A + B -> AB        AB + CB -> AB2C

Введение понятий реакции разложения, замещения, обмена.

По такой же схеме, как и реакции соединения, изучаются реакции разложения, замещения, обмена. 

После изучения всех типов реакций проводится обобщение материалаИтак, мы узнали, как классифицируют химические реакции.

соединения    разложения    замещения   обмена

 

-- А сейчас откройте учебник на стр.41. (Схема «Типы химических реакций»). Посмотрите, пожалуйста, на схему. В ней описаны типы химических реакций, написаны примеры уравнений каждого типа. На протяжении урока вы будете работать с этой таблицей.

Закрепление

1.1.. Работают с уравнениями реакции предложенными учителем( у всех групп одинаковые), каждая группа работает по принципу оформления своих уравнений на листах при помощи картинок или рисунков и записи  уравнений, предложенных учителем.

 

Допишите практически осуществимые уравнения реакций, расставьте коэффициенты, укажите типы реакций

Карточка №2

Тип реакции

Уравнение реакции

а)

а) CuCl2 + Zn →

б)

б) Cu(OH)2  →

в)

в) KI + Pb(NO3)2 →

г)

г) Ca + O2  →

1.2. Презентация работ учащимися

1.3. Оценивание группами по очереди друг друга.

Раздает и поясняет задания, помогает, группам справиться с работой

Если определили правильно, то ставим себе 8 баллов (4 –за написание 4-х уравнений, 4 –за схемы).

2. Найдите ошибки в предложенных реакциях, укажите их количество и исправьте (работа индивидуальная)

а)  H2 + O2 = H2O – реакция соединения

б) 2KCl + AgNO3 = KNO3 + AgCl↓ – реакция обмена

в) Mg(OH)2 + HNO3 = Mg(NO3)2 + 2H2O – реакция обмена

г) Cu + HCl = CuCl2 + H2 – реакция замещения

д) FeCl3 + 3NaOH = Fe(OH)3 +3NaCl – реакция замещения

е) Na2O + H2O  = 2NaOH - реакция замещения

-- Обменяйтесь карточками, проверьте ответы одноклассников по образцу. Посчитайте баллы 1 уравнение – 1 балл ( всего -6 баллов)

-- Занесите баллы в оценочный лист и подсчитайте общую сумму баллов и определите отметки за урок.

Учитель выводит критерии отметок:

18-15 баллов – отметка «5»

14-11 баллов – отметка «4»

10-7 баллов – отметка «3»

-- Поднимите руку, у кого «5». А «4» есть?

Подведение итога и рефлексия

Учитель подводит итог урока

-- Ребята, как вы думаете, достигли ли мы цели урока?

-- Сможете ли вы по числу и составу реагентов и продуктов определить тип химической реакции?

-- Сейчас еще раз проверим. О каких реакциях идет речь?

Зачитываются загадки.

Ты было сложным, я простым, мы встретились однажды,

В тебе я атом заместил, мы подружились даже.

И сразу изменился мир: я сложным стал, а ты простым. (замещения)

Нас было много, мы соединились,

В одно большое вместе превратились.

Такое процесс объединения – реакция … (соединения)

Когда два сложных вещества в реакцию вступают,

Меняются фрагментами (себя не обижают),

И происходят с ними тут простые перемены

Такой процесс мы назовем реакцией … (обмена)

Домашнее задание: п.16 –всем,

На оценку «5» - из учебника выписать по 3 примера на каждый тип реакции,

на оценку «4» - из учебника выписать по 2примера на каждый тип реакции,

на оценку «3» - из учебника выписать 1 пример на каждый тип реакции

Перед уходом детей учитель предлагает учащимся проанализировать свое эмоциональное состояние:

- Сдайте, пожалуйста, оценочные листы.

 

- Спасибо за работу на уроке!

Яндекс.Метрика
дизайн сайтов