Программа «Основы православной культуры» на 2015-2016 учебный год

Пояснительная записка

        Рабочая программа разработана на основе авторской программы курса «Основы религиозных культур и светской этике. Основы православной культуры»» (автор А.В. Бородина).

      Данный методический комплект вошёл в Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях 2015-2016 учебный год. 

     Данный курс  «Основы православной  культуры» используется в рамках комплексного предмета «Основы религиозной культуры и светской этики». С согласия  родителей обучающегося (законных представителей) выбран модуль «Основы православной  культуры». УМК входит в Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации.

 Обучение по данному курсу безотметочное (по решению педсовета № 4 от 11.03.13 г.).

Объектом оценивания становится нравственная и культурологическая компетентность обучающихся. Поэтому для оценивания на уроках по данному курсу используется вербальное поощрение, похвала, одобрение.

                

Цель: формирование у младших школьников мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Задачи:

  • дать учащимся самые общие представления о возникновении и развитии православия в России, его событиях, традициях;
  • сформировать у обучающихся нравственный идеал православной веры;

показать особую роль православия в истории России, в  становлении и развитии её духовности и культуры;

  • воспитать у обучающихся уважение к религиозным традициям православной культуры;
  • развивать представления младших школьников о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
  • обобщить знания, понятия и представления о духовной культуре и морали, полученные в начальной школе, сформировать ценностно-смысловые мировоззренческие основы, обеспечивающие целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении и дальнейшем, на ступени основной школы;
  • развивать способности младших школьников к обобщению в полиэтнической и многоконфессиональной социальной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Ценностные ориентиры содержания

  Предмет  в целом характеризуется,  как культурологический и направлен на развитие у школьников представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих, а также своей сопричастности им.

  Курс «Основы православной культуры» должен сыграть свою роль в расширении образовательного кругозора учащегося и в воспитании порядочного, честного и достойного гражданина.

Методы

Наиболее эффективным и удобным общепедагогическим методом является метод сотрудничества.

В качестве основных обучающих методов на уроках рекомендуются следующие:

  • рассказ учителя
  • рассказ – беседа
  • беседа с учащимися
  • ответы на вопросы учителя с использованием фрагментов текста учебника
  • комментированное чтение
  • викторины
  • заочные экскурсии, путешествия
  • творческие работы
  • разгадывание и составление крестословиц
  • просмотр фрагментов фильмов и др.

 

 

Место курса в учебном плане

Курс «Основы православной  культуры» рассчитан на 1 год обучения в 4 классе, на 34 часа учебного времени из расчёта один час в неделю.

Планируемые результаты

Личностные результаты

  • Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости  за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной  принадлежности; становление гуманистических и демократических ценностей ориентации;
  • формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
  • формирование интереса к духовной культуре истории Отечества;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, формирование умений не создавать конфликтов и находить выходы  из спорных ситуаций; формирование осознанной установки на миротворческое отношение в социуме;
  • формирование уважительного отношения к иным мнениям, убеждениям (в том числе религиозным), к истории и культуре других регионов;
  • наличие мотивации к получению знаний, труду, познавательной деятельности, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
  • воспитание эстетических чувств, формирование эстетических потребностей и ценностей;
  • приобщение к культурным отечественным традициям;
  • формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни;
  • овладение начальными навыками адаптации в постоянно изменяющемся мире и культурного потребления информации;
  • воспитание уважения к семье как личной и общественной ценности;

 

Метапредметные результаты

  • Овладение учащимися способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности и находить средства её существования;
  • освоение разных способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять и выбирать наиболее эффективные способы достижения результата;
  • формирование аналитических способностей, понимание причин успеха или неуспеха учебной деятельности, формирование способности конструктивно действовать в ситуации неуспеха;
  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  • формирование умений использования знаково-символических средств информации;
  • формирование способностей активного адекватного использования речевых средств и средств информационных коммуникативных технологий ля решения коммуникативных и познавательных задач;
  • формирование умений и навыков использования различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с задачами учебного предмета и нормами информационной избирательности, этики и этикета (подготовка сообщений, рефератов, выступлений с аудио-, видео-, и графическим сопровождением, участие в диспутах);
  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникаций;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, выводов, установления причинно-следственных связей, построения рассуждения, отнесения к известным понятиям;
  • формирование умения высказывать свое мнение, обосновывать свою позицию;
  • готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и прав каждого человека иметь свою; корректно в соответствии со своими убеждениями излагать и аргументировать свою точку зрения и оценку событий, явлений культуры и т.п.;
  • готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интереса сторон и сотрудничества.

 

Предметные результаты

  • Овладение ценностными установками и знаниевыми основаниями для осознанной мотивации к нравственному совершенствованию и духовному саморазвитию; готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
  • знакомство  с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; знание нравственных, духовных идеалов, хранимых  в культурных традициях России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;
  • понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества;
  • формирование первоначальных общих представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в развитии культуры, в истории и современности России;
  • формирование представлений о православии и его роли в культуре Отечества и истории российской  государственности;
  • знакомство и формирование навыков понимания духовно – нравственного    смысла народной мудрости;
  • формирование внутренней установки личности поступать согласной своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
  • осознание ценности человеческой жизни;
  • овладение основными понятиями религиозной культуры;
  • овладение основными понятиями православной культуры;
  • знания об особенностях и традициях православия и их понимание;
  • ознакомление в общих чертах с понятиями христианства и православия, с историей христианства и историей православия в России;
  • формирование общего представления о Священном Писании и Священном Предании, о содержании Библии как Священном Писании  христиан;
  • овладение духовной и историко-культурологической лексики в объеме, предусмотренном требованиями Федерального государственного образовательного стандарта;
  • ознакомление с главными православными праздниками, их происхождением и особенностями празднования;
  • формирование представлений о Русской Православной Церкви, Таинствах Церкви;
  • понимание религиозного и исторического основания православной культуры;
  • формирование умений описывать различные явления религиозных традиций  и культур;
  •  устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей;
  • излагать сове мнение по поводу значения религиозной культуры (культур) в жизни людей и общества;
  • соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры;
  • строить уважительные отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций.

 

Содержание курса

 

Обязательный минимум содержания учебного курса «Основы православной культуры» как модуля комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики», утверждённый Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 января 2012 г. N 69, включает следующие темы:

Россия — наша Родина. Любовь и уважение к Отечеству.  Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Христианская семья и её ценности.

Содержание охватывает 29 тем, 4 урока отводится в качестве дополнительного времени для  изучения учебного материала по темам, 1 – на итоговое занятие.

 

Перечень учебно-методического обеспечения

Программа обеспечена следующим методическим комплектом:

Литература для учащихся:

Бородина А.В. основы религиозных культур и светской этики: основы православной культуры: учебник для 4 класса М., 2014.

Методическая литература для учителя:

  1. Бородина А.В. Рабочая программа к учебнику «Основы религиозных культур и светской этики: основы православной культуры». 4 класс
  2. Программа курса «Основы религиозных культур и светской этики: основы православной культуры». 4 класс/авт.-сост. А.В. Бородина. М. 

Урочно- тематическое  планирование

№ темы

                      Тема

Количество часов

Виды учебной деятельности

Вид контроля

1-2

Россия – наша  Родина

2

Подготовка выставки «Наша Родина». Беседа о красоте нашей Родины. Слушание рассказа учителя о географическом положении, богатствах России, разнообразии её природы.

Текущий

3-4

Православная духовная традиция

2

Слушание рассказа учителя по новой теме с просмотром  слайдов, икон, репродукций.  Рассматривание фотографий, альбомов, иллюстраций в учебнике. Самостоятельная работа в тетради.

Текущий

5

Что такое христианство?

1

Постановка проблемы совместного исследования. Работа с плакатом «Рождество Христово и новая эра»

текущий

6

Особенности восточного христианства

1

Вопросы, задаваемые последовательно для формирования представления об  учебно-поисковой проблеме. Постепенное раскрытие учителем проблемы с использованием учебника, его иллюстраций, демонстрационных материалов, слайдов презентаций учителя.

Текущий

7

Культура и религия

1

Проверка первичных знаний, их уточнение и закрепление с помощью текстов учебника. Самостоятельная работа в тетради. Начало нового проекта «Религия в нашей жизни».

Текущий

8

Добро и зло в православной традиции

1

Викторина на закрепление и повторение пройденного материала. Самостоятельная работа в тетради.

Текущий

9

Во что верят православные христиане

1

Постепенное раскрытие учителем темы урока с использованием учебника, его иллюстраций, демонстрационных материалов, слайдов презентации учителя.

Текущий

10

Золотое правило нравственности

1

Обсуждение , иллюстраций из жизни по теме. Проверка первичных знаний, их уточнение и закрепление в беседе и с помощью текстов учебника. Начало нового проекта «Полезные цитаты»

Текущий

11

Любовь к ближнему

1

Рассказ учебника по теме. Чтение учащимися притчи из учебника.  Рассмотрение иллюстраций к теме в учебнике, просмотр слайдов – других художественных изобразительных работ, посвященных притче о  добром самарянине. Самостоятельная работа в тетради.

Текущий

12

Милосердие и сострадание

1

Рассказ учителя. Рассмотрение иллюстрации к теме в учебнике, просмотр слайдов презентаций учителя к уроку. Начало нового проекта «Учимся милосердию и состраданию».

Текущий

13

Отношение к труду

1

Чтение учебного и библейского текстов в учебнике. Анализ текста. Рассмотрение иллюстрации к теме в учебнике, просмотр слайдов презентации учителя к уроку. Самостоятельная работа в тетради. Начало новых проектов: «Что можно сделать во славу Божию»; «Учимся владычествовать над миром».

Текущий

14

Долг и ответственность

1

Осмысление понятий долга и ответственности через прочтение и анализ текстов Священного Писания. Беседа для проверки первичных знаний, их уточнение и закрепление с помощью текстов учебника. Самостоятельная работа в тетради.

Текущий

15

Защита Отечества

1

Рассказ учителя. Чтение учебного текста и иллюстрирующих цитат в учебнике. Анализ текста. Рассмотрение иллюстрации к теме в учебнике, просмотр слайдов презентации учителя к уроку. Начало нового проекта: «Готовимся к защите Отечества со школьной скамьи».

Текущий

16

Десять заповедей Божиих

1

Рассказ учителя. Комментированное чтение заповедей Божиих, рассмотрение иллюстраций учебника, плаката демонстрационных материалов и слайдов презентации учителя. Самостоятельная работа в тетради. Начало нового проекта «Образ пророка Моисея в искусстве»

Текущий

17

Заповеди блаженства

1

Комментированное чтение заповедей блаженства, рассмотрение  иллюстраций учебника, плаката демонстрационных материалов. Беседа для проверки первичных знаний, их уточнение и закрепление с помощью текстов учебника. Самостоятельная работа в тетради

Текущий

18-19

Православие в России

2

Постановка вопросов для мотивации получения нового материала. Рассказ учителя. Беседа для проверки первичных знаний. Начало новых проектов: «Как Русь стала православной: говорят литературные источники», «Как Русь стала православной: говорят произведения изобразительного искусства»

Текущий

20-21

Православный храм и другие святыни

2

Рассказ учителя: заочная экскурсия в храм. Чтение учебника, рассмотрение иллюстраций учебника, плаката демонстрационных материалов по теме урока и слайдов презентации учителя. Самостоятельная работа в тетради.

Текущий

22

Таинства Православной Церкви

1

Чтение учебника, рассмотрение иллюстраций учебника, слайдов презентации учителя. Самостоятельная работа в тетради. Начало нового проекта «Православный храм»

Текущий

23

Древнейшие чудотворные иконы

1

Рассказ учителя. Беседа для проверки первичных знаний, их уточнение и закрепление с помощью текстов учебника. Начало нового проекта «Чудотворные иконы России»

Текущий

24

Молитва

1

Викторина  на закрепление и повторение пройденного материала. Самостоятельная работа по тетради

Текущий

25

Православные монастыри

1

Постановка вопросов для мотивации получения нового материала

Текущий

26

Почитание святых в православной культуре

1

Ответы школьников на вопросы в учебнике по теме. Беседа для проверки первичных знаний.

Текущий

27

Символический язык православной культуры: храм

1

Формирование мотивации изучения учебной проблемы для повторения и обобщения изученного материала

Текущий

28

Икона, фреска, картина.

1

Чтение учебника, рассматривание  иллюстраций  учебника, слайдов презентации учителя.

Текущий

29

Колокольные звоны и церковное пение

1

Проверка выполнения  заданий в рабочей тетради, просмотр детских презентаций, чтение учебника, слушание фрагментов колокольных звонов, рассматривание иллюстраций учебника.

Текущий

30

Прикладное искусство

1

Беседа для проверки первичных знаний, их уточнение и закрепление с помощью текстов учебника

Текущий

31

Православные праздники

1

Проверка выполнения заданий  в рабочей тетради, просмотр детских презентаций.

Текущий

32

Православный календарь

1

Формирование мотивации изучения темы урока6 постановка учебной проблемы для повторения предыдущей темы и её расширения с помощью дополнения содержания

Текущий

33

Христианская  семья  и её ценности

1

Проверка выполнения  заданий в рабочей тетради, просмотр детских презентаций, чтение учебника, слушание фрагментов колокольных звонов, рассматривание иллюстраций учебника.

Текущий

34

Итоговое повторение                                                                        

1

Просмотр выставки лучших творческих работ, выполненных школьниками в течение года.  Комментарии детей к их работам. Демонстрация проектов.

Текущий

Яндекс.Метрика
дизайн сайтов