Программа «Основы православной культуры» на 2015-2016 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе авторской программы курса «Основы религиозных культур и светской этике. Основы православной культуры»» (автор А.В. Бородина).
Данный методический комплект вошёл в Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях 2015-2016 учебный год.
Данный курс «Основы православной культуры» используется в рамках комплексного предмета «Основы религиозной культуры и светской этики». С согласия родителей обучающегося (законных представителей) выбран модуль «Основы православной культуры». УМК входит в Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации.
Обучение по данному курсу безотметочное (по решению педсовета № 4 от 11.03.13 г.).
Объектом оценивания становится нравственная и культурологическая компетентность обучающихся. Поэтому для оценивания на уроках по данному курсу используется вербальное поощрение, похвала, одобрение.
Цель: формирование у младших школьников мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи:
- дать учащимся самые общие представления о возникновении и развитии православия в России, его событиях, традициях;
- сформировать у обучающихся нравственный идеал православной веры;
показать особую роль православия в истории России, в становлении и развитии её духовности и культуры;
- воспитать у обучающихся уважение к религиозным традициям православной культуры;
- развивать представления младших школьников о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
- обобщить знания, понятия и представления о духовной культуре и морали, полученные в начальной школе, сформировать ценностно-смысловые мировоззренческие основы, обеспечивающие целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении и дальнейшем, на ступени основной школы;
- развивать способности младших школьников к обобщению в полиэтнической и многоконфессиональной социальной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Ценностные ориентиры содержания
Предмет в целом характеризуется, как культурологический и направлен на развитие у школьников представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих, а также своей сопричастности им.
Курс «Основы православной культуры» должен сыграть свою роль в расширении образовательного кругозора учащегося и в воспитании порядочного, честного и достойного гражданина.
Методы
Наиболее эффективным и удобным общепедагогическим методом является метод сотрудничества.
В качестве основных обучающих методов на уроках рекомендуются следующие:
- рассказ учителя
- рассказ – беседа
- беседа с учащимися
- ответы на вопросы учителя с использованием фрагментов текста учебника
- комментированное чтение
- викторины
- заочные экскурсии, путешествия
- творческие работы
- разгадывание и составление крестословиц
- просмотр фрагментов фильмов и др.
Место курса в учебном плане
Курс «Основы православной культуры» рассчитан на 1 год обучения в 4 классе, на 34 часа учебного времени из расчёта один час в неделю.
Планируемые результаты
Личностные результаты
- Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности; становление гуманистических и демократических ценностей ориентации;
- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
- формирование интереса к духовной культуре истории Отечества;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, формирование умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; формирование осознанной установки на миротворческое отношение в социуме;
- формирование уважительного отношения к иным мнениям, убеждениям (в том числе религиозным), к истории и культуре других регионов;
- наличие мотивации к получению знаний, труду, познавательной деятельности, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
- воспитание эстетических чувств, формирование эстетических потребностей и ценностей;
- приобщение к культурным отечественным традициям;
- формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни;
- овладение начальными навыками адаптации в постоянно изменяющемся мире и культурного потребления информации;
- воспитание уважения к семье как личной и общественной ценности;
Метапредметные результаты
- Овладение учащимися способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности и находить средства её существования;
- освоение разных способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять и выбирать наиболее эффективные способы достижения результата;
- формирование аналитических способностей, понимание причин успеха или неуспеха учебной деятельности, формирование способности конструктивно действовать в ситуации неуспеха;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- формирование умений использования знаково-символических средств информации;
- формирование способностей активного адекватного использования речевых средств и средств информационных коммуникативных технологий ля решения коммуникативных и познавательных задач;
- формирование умений и навыков использования различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с задачами учебного предмета и нормами информационной избирательности, этики и этикета (подготовка сообщений, рефератов, выступлений с аудио-, видео-, и графическим сопровождением, участие в диспутах);
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникаций;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, выводов, установления причинно-следственных связей, построения рассуждения, отнесения к известным понятиям;
- формирование умения высказывать свое мнение, обосновывать свою позицию;
- готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и прав каждого человека иметь свою; корректно в соответствии со своими убеждениями излагать и аргументировать свою точку зрения и оценку событий, явлений культуры и т.п.;
- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интереса сторон и сотрудничества.
Предметные результаты
- Овладение ценностными установками и знаниевыми основаниями для осознанной мотивации к нравственному совершенствованию и духовному саморазвитию; готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
- знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; знание нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;
- понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества;
- формирование первоначальных общих представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в развитии культуры, в истории и современности России;
- формирование представлений о православии и его роли в культуре Отечества и истории российской государственности;
- знакомство и формирование навыков понимания духовно – нравственного смысла народной мудрости;
- формирование внутренней установки личности поступать согласной своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
- осознание ценности человеческой жизни;
- овладение основными понятиями религиозной культуры;
- овладение основными понятиями православной культуры;
- знания об особенностях и традициях православия и их понимание;
- ознакомление в общих чертах с понятиями христианства и православия, с историей христианства и историей православия в России;
- формирование общего представления о Священном Писании и Священном Предании, о содержании Библии как Священном Писании христиан;
- овладение духовной и историко-культурологической лексики в объеме, предусмотренном требованиями Федерального государственного образовательного стандарта;
- ознакомление с главными православными праздниками, их происхождением и особенностями празднования;
- формирование представлений о Русской Православной Церкви, Таинствах Церкви;
- понимание религиозного и исторического основания православной культуры;
- формирование умений описывать различные явления религиозных традиций и культур;
- устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей;
- излагать сове мнение по поводу значения религиозной культуры (культур) в жизни людей и общества;
- соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры;
- строить уважительные отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций.
Содержание курса
Обязательный минимум содержания учебного курса «Основы православной культуры» как модуля комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики», утверждённый Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 января
Россия — наша Родина. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Христианская семья и её ценности.
Содержание охватывает 29 тем, 4 урока отводится в качестве дополнительного времени для изучения учебного материала по темам, 1 – на итоговое занятие.
Перечень учебно-методического обеспечения
Программа обеспечена следующим методическим комплектом:
Литература для учащихся:
Бородина А.В. основы религиозных культур и светской этики: основы православной культуры: учебник для 4 класса М., 2014.
Методическая литература для учителя:
- Бородина А.В. Рабочая программа к учебнику «Основы религиозных культур и светской этики: основы православной культуры». 4 класс
- Программа курса «Основы религиозных культур и светской этики: основы православной культуры». 4 класс/авт.-сост. А.В. Бородина. М.
Урочно- тематическое планирование
№ темы |
Тема |
Количество часов |
Виды учебной деятельности |
Вид контроля |
1-2 |
Россия – наша Родина |
2 |
Подготовка выставки «Наша Родина». Беседа о красоте нашей Родины. Слушание рассказа учителя о географическом положении, богатствах России, разнообразии её природы. |
Текущий |
3-4 |
Православная духовная традиция |
2 |
Слушание рассказа учителя по новой теме с просмотром слайдов, икон, репродукций. Рассматривание фотографий, альбомов, иллюстраций в учебнике. Самостоятельная работа в тетради. |
Текущий |
5 |
Что такое христианство? |
1 |
Постановка проблемы совместного исследования. Работа с плакатом «Рождество Христово и новая эра» |
текущий |
6 |
Особенности восточного христианства |
1 |
Вопросы, задаваемые последовательно для формирования представления об учебно-поисковой проблеме. Постепенное раскрытие учителем проблемы с использованием учебника, его иллюстраций, демонстрационных материалов, слайдов презентаций учителя. |
Текущий |
7 |
Культура и религия |
1 |
Проверка первичных знаний, их уточнение и закрепление с помощью текстов учебника. Самостоятельная работа в тетради. Начало нового проекта «Религия в нашей жизни». |
Текущий |
8 |
Добро и зло в православной традиции |
1 |
Викторина на закрепление и повторение пройденного материала. Самостоятельная работа в тетради. |
Текущий |
9 |
Во что верят православные христиане |
1 |
Постепенное раскрытие учителем темы урока с использованием учебника, его иллюстраций, демонстрационных материалов, слайдов презентации учителя. |
Текущий |
10 |
Золотое правило нравственности |
1 |
Обсуждение , иллюстраций из жизни по теме. Проверка первичных знаний, их уточнение и закрепление в беседе и с помощью текстов учебника. Начало нового проекта «Полезные цитаты» |
Текущий |
11 |
Любовь к ближнему |
1 |
Рассказ учебника по теме. Чтение учащимися притчи из учебника. Рассмотрение иллюстраций к теме в учебнике, просмотр слайдов – других художественных изобразительных работ, посвященных притче о добром самарянине. Самостоятельная работа в тетради. |
Текущий |
12 |
Милосердие и сострадание |
1 |
Рассказ учителя. Рассмотрение иллюстрации к теме в учебнике, просмотр слайдов презентаций учителя к уроку. Начало нового проекта «Учимся милосердию и состраданию». |
Текущий |
13 |
Отношение к труду |
1 |
Чтение учебного и библейского текстов в учебнике. Анализ текста. Рассмотрение иллюстрации к теме в учебнике, просмотр слайдов презентации учителя к уроку. Самостоятельная работа в тетради. Начало новых проектов: «Что можно сделать во славу Божию»; «Учимся владычествовать над миром». |
Текущий |
14 |
Долг и ответственность |
1 |
Осмысление понятий долга и ответственности через прочтение и анализ текстов Священного Писания. Беседа для проверки первичных знаний, их уточнение и закрепление с помощью текстов учебника. Самостоятельная работа в тетради. |
Текущий |
15 |
Защита Отечества |
1 |
Рассказ учителя. Чтение учебного текста и иллюстрирующих цитат в учебнике. Анализ текста. Рассмотрение иллюстрации к теме в учебнике, просмотр слайдов презентации учителя к уроку. Начало нового проекта: «Готовимся к защите Отечества со школьной скамьи». |
Текущий |
16 |
Десять заповедей Божиих |
1 |
Рассказ учителя. Комментированное чтение заповедей Божиих, рассмотрение иллюстраций учебника, плаката демонстрационных материалов и слайдов презентации учителя. Самостоятельная работа в тетради. Начало нового проекта «Образ пророка Моисея в искусстве» |
Текущий |
17 |
Заповеди блаженства |
1 |
Комментированное чтение заповедей блаженства, рассмотрение иллюстраций учебника, плаката демонстрационных материалов. Беседа для проверки первичных знаний, их уточнение и закрепление с помощью текстов учебника. Самостоятельная работа в тетради |
Текущий |
18-19 |
Православие в России |
2 |
Постановка вопросов для мотивации получения нового материала. Рассказ учителя. Беседа для проверки первичных знаний. Начало новых проектов: «Как Русь стала православной: говорят литературные источники», «Как Русь стала православной: говорят произведения изобразительного искусства» |
Текущий |
20-21 |
Православный храм и другие святыни |
2 |
Рассказ учителя: заочная экскурсия в храм. Чтение учебника, рассмотрение иллюстраций учебника, плаката демонстрационных материалов по теме урока и слайдов презентации учителя. Самостоятельная работа в тетради. |
Текущий |
22 |
Таинства Православной Церкви |
1 |
Чтение учебника, рассмотрение иллюстраций учебника, слайдов презентации учителя. Самостоятельная работа в тетради. Начало нового проекта «Православный храм» |
Текущий |
23 |
Древнейшие чудотворные иконы |
1 |
Рассказ учителя. Беседа для проверки первичных знаний, их уточнение и закрепление с помощью текстов учебника. Начало нового проекта «Чудотворные иконы России» |
Текущий |
24 |
Молитва |
1 |
Викторина на закрепление и повторение пройденного материала. Самостоятельная работа по тетради |
Текущий |
25 |
Православные монастыри |
1 |
Постановка вопросов для мотивации получения нового материала |
Текущий |
26 |
Почитание святых в православной культуре |
1 |
Ответы школьников на вопросы в учебнике по теме. Беседа для проверки первичных знаний. |
Текущий |
27 |
Символический язык православной культуры: храм |
1 |
Формирование мотивации изучения учебной проблемы для повторения и обобщения изученного материала |
Текущий |
28 |
Икона, фреска, картина. |
1 |
Чтение учебника, рассматривание иллюстраций учебника, слайдов презентации учителя. |
Текущий |
29 |
Колокольные звоны и церковное пение |
1 |
Проверка выполнения заданий в рабочей тетради, просмотр детских презентаций, чтение учебника, слушание фрагментов колокольных звонов, рассматривание иллюстраций учебника. |
Текущий |
30 |
Прикладное искусство |
1 |
Беседа для проверки первичных знаний, их уточнение и закрепление с помощью текстов учебника |
Текущий |
31 |
Православные праздники |
1 |
Проверка выполнения заданий в рабочей тетради, просмотр детских презентаций. |
Текущий |
32 |
Православный календарь |
1 |
Формирование мотивации изучения темы урока6 постановка учебной проблемы для повторения предыдущей темы и её расширения с помощью дополнения содержания |
Текущий |
33 |
Христианская семья и её ценности |
1 |
Проверка выполнения заданий в рабочей тетради, просмотр детских презентаций, чтение учебника, слушание фрагментов колокольных звонов, рассматривание иллюстраций учебника. |
Текущий |
34 |
Итоговое повторение |
1 |
Просмотр выставки лучших творческих работ, выполненных школьниками в течение года. Комментарии детей к их работам. Демонстрация проектов. |
Текущий |