Программа социализации
Паспорт программы
Наименование документа |
Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования |
Наименование ОУ |
Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 7 г.Коряжмы» |
Цель программы |
воспитание и развитие функционально грамотной личности, культурного, порядочного, компетентного гражданина, осознающего собственную ответственность за судьбу Отечества и способного в соответствии с личными интересами и способностями планировать свою настоящую и будущую деятельность в социуме |
Задачи программы |
|
Сроки реализации программы |
2015-2020 годы |
Ожидаемые результаты |
формирование у детей навыков самостоятельности: самоанализа, самооценки, умение анализировать свою деятельность, принимать самостоятельно решение, отвечать за свои поступки, передавать свой опыт своим сверстникам. |
Программа воспитания и социализации обучающихся
на ступени основного общего образования
- Пояснительная записка
1.1. Актуальность программы.
1.2. Нормативно-правовая и документальная основа программы.
- Цель и задачи программы.
- Основные принципы организации воспитания.
- Основные направления и содержание программы.
- Обеспечение реализации программы
5.1. Механизмы реализации программы.
5.2. Управление воспитательной программой.
5.3. Взаимодействие с ведомствами и общественными организациями.
5.4. Мониторинг воспитательной работы.
- Ожидаемые результаты реализации программы – модель выпускника.
- 1. Пояснительная записка
1.1.Актуальность программы
Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования построена на основе базовых национальных ценностей российского общества, таких, как патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд, творчество, наука, традиционные религии России, искусство, природа, человечество, и направлена на развитие и воспитание компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа России.
Программа направлена на:
– освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности данного возраста, норм и правил общественного поведения;
- формирование готовности обучающихся к выбору направлениясвоей профессиональной деятельности в соответствии с личными интересами, индивидуальными особенностями и способностями, с учётом потребностей рынка труда;
– формирование и развитие знаний, установок, личностных ориентиров и норм здорового и безопасного образа жизни с целью сохранения и укрепления физического, психологического и социального здоровья обучающихся как одной из ценностных составляющих личности обучающегося и ориентированной на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования;
– формирование экологической культуры.
Программа обеспечивает:
– формирование уклада школьной жизни, обеспечивающего создание социальной среды развития обучающихся, включающего урочную, внеурочную и общественно значимую деятельность, систему воспитательных мероприятий, культурных и социальных практик, основанного на системе базовых национальных ценностей российского общества, учитывающего историко-культурную и этническую специфику региона, потребности обучающихся и их родителей (законных представителей);
– усвоение обучающимися нравственных ценностей, приобретение начального опыта нравственной, общественно значимой деятельности, конструктивного социального поведения, мотивации и способности к духовно-нравственному развитию; приобщение обучающихсяк культурным ценностям своего народа, своей этнической или социокультурной группы, базовым национальным ценностям российскогообщества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования уних российской гражданской идентичности; социальную самоидентификацию обучающихся посредством личностно значимой и общественно приемлемой деятельности; формирование у обучающихся личностных качеств, необходимых для конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе с учётом правовых норм, установленных российским законодательством; приобретение знаний онормах и правилах поведения в обществе, социальных ролях человека; формирование позитивной самооценки, самоуважения, конструктивных способов самореализации;
– приобщение обучающихся к общественной деятельности ишкольным традициям, участие в детско-юношеских организациях идвижениях, школьных и внешкольных организациях (спортивныесекции, творческие клубы и объединения по интересам, сетевыесообщества, библиотечная сеть, краеведческая работа), в ученическом самоуправлении, военно-патриотических объединениях, в проведении акций и праздников (региональных, государственных, международных);
– участие обучающихся в деятельности производственных, творческих объединений, благотворительных организаций; в экологическом просвещении сверстников, родителей, населения; в благоустройстве школы, класса, города;
– формирование способности противостоять негативным воздействиям социальной среды, факторам микросоциальной среды;
– развитие педагогической компетентности родителей (законныхпредставителей) в целях содействия социализации обучающихся всемье;
– учёт индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся, культурных и социальных потребностей их семей;
– формирование у обучающихся мотивации к труду, потребности к приобретению профессии; овладение способами и приёмами поиска информации, связанной с профессиональным образованием и профессиональной деятельностью, поиском вакансий на рынке труда и работой служб занятости населения;
– развитие собственных представлений о перспективах своего профессионального образования и будущей профессиональной деятельности;
– приобретение практического опыта, соответствующего интересам и способностям обучающихся;
– создание условий для профессиональной ориентации обучающихся через систему работы педагогов, психологов, социальныхпедагогов;
– сотрудничество с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального образования, центрами профориентационной работы; совместную деятельность обучающихся с родителями (законными представителями);
– информирование обучающихся об особенностях различных сферпрофессиональной деятельности, социальных и финансовых составляющих различных профессий, особенностях местного, регионального, российского и международного спроса на различные виды трудовой деятельности;
– использование средств психолого-педагогической поддержкиобучающихся и развитие консультационной помощи в их профессиональной ориентации, включающей диагностику профессиональныхсклонностей и профессионального потенциала обучающихся, их способностей и компетенций, необходимых для продолжения образования и выбора профессии (в том числе компьютерного профессионального тестирования и тренинга в специализированных центрах);
– осознание обучающимися ценности экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни;
– формирование установки на систематические занятия физической культурой и спортом, готовности к выбору индивидуальныхрежимов двигательной активности на основе осознания собственныхвозможностей;
– осознанное отношение обучающихся к выбору индивидуальногорациона здорового питания;
– формирование знаний о современных угрозах для жизни и здоровья людей, в том числе экологических и транспортных, готовностиактивно им противостоять;
-овладение современными оздоровительными технологиями, в том числе на основе навыков личной гигиены;
– формирование готовности обучающихся к социальному взаимодействию по вопросам улучшения экологического качества окружающей среды, устойчивого развития территории, экологического здоровьесберегающего просвещения населения, профилактики употребления наркотиков и других психоактивных веществ, профилактики
инфекционных заболеваний; убеждённости в выборе здорового образа жизни и вреде употребления алкоголя и табакокурения;
– осознание обучающимися взаимной связи здоровья человека иэкологического состояния окружающей его среды, роли экологической культуры в обеспечении личного и общественного здоровья ибезопасности; необходимости следования принципу предосторожности при выборе варианта поведения.
Настоящая Программа ориентирована на воспитание и социализацию подростков (11–15 лет), психологические особенности которых свидетельствуют о личностной нестабильности, особой форме самосознания, углублении в свой собственный внутренний мир, стремлении самореализоваться и складывающихся этических нормах поведения, поэтому воспитание общей культуры личности обучающегося вовсех её проявлениях будет способствовать развитию социализацииличности; формированию социальной самоидентификации и личностных качеств, необходимых для конструктивного и достойногоповедения человека в коллективе, обществе; профессиональной ориентации; развитию у подростка личностных ориентиров и норм здорового и безопасного образа жизни; ответственности за свои поступки, за настоящее и будущее своей страны.
Социализация личности – сложное социальное явление, котороедлится в течение всей жизни конкретного человека и которое рассматривается учёными как процесс, и отношение, и способ, и результатличностного развития человека в социуме, общении и деятельности.
1.2. Нормативно-правовой базой и методологической основой программы воспитания и социализации учащихся являются:
- Конституция РФ.
- Конвенция о правах ребёнка.
- Закон РФ "Об образовании".
- Закон РФ "Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации".
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
- Устав МОУ «СОШ № 7» г.Коряжмы.
Программа разработана с учетом опыта реализации комплексно-целевых программ МОУ «СОШ № 7 города Коряжмы» «Школа успеха», «Профилактика безнадзорности и правонарушений», «Семья и школа», «Здоровье».
- 2. Цель и задачи программы.
Воспитание – это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс.
Социализация – это становление личности, процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в данном обществе.
Таким образом, целью воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся является развитие и воспитание компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа России.
На ступени основного общего образования для достижения поставленной цели воспитания и социализации обучающихся решаются следующие задачи:
• освоение обучающимися ценностно-нормативного и деятельностно-практического аспекта отношений человека с человеком, патриота с Родиной, гражданина с правовым государством и гражданским обществом, человека с природой, с искусством и т.д.;
• вовлечение обучающегося в процессы самопознания, само-понимания, содействие обучающимся в соотнесении представлений о собственных возможностях, интересах, ограничениях с запросами и требованиями окружающих людей, общества, государства, помощь в личностном самоопределении, проектировании индивидуальных образовательных траекторий и образа будущей профессиональной деятельности, поддержка деятельности обучающегося по саморазвитию;
• овладение обучающимся социальными, регулятивными и коммуникативными компетенциями, обеспечивающими им индивидуальную успешность в общении с окружающими, результативность в социальных практиках, процессе в сотрудничества со сверстниками, старшими и младшими.
Базовые национальные ценности российского общества определяются положениями Конституции Российской Федерации:
«Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления» (Гл. I, ст. 1);
«Человек, его права и свободы являются высшей ценностью» (Гл. I, ст. 2);
«Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» (Гл. I, ст. 7);
«В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности» (Гл. I, ст. 8);
«В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц» (Гл. I, ст. 17).
Базовые национальные ценности российского общества применительно к системе образования определены положениями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г.): патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, наука, традиционные религии России, искусство, природа, человечество.
- 3. Основные принципы развития воспитательной системы в школе.
Принцип социальной активности способствует формированию внутренней и внешней культуры человека, планетарности мышления, альтруистических и демократических убеждений.
Принцип мотивированности - готовность к восприятию той информации, которую готовит для него взрослый, при этом не только воспринимать, но и сопереживать происходящему, принимать решения, ставить вопрос и самостоятельно давать на него ответ.
Принцип проблемности должен разбудить любознательность ученика, желание самостоятельно дойти до истины, а также научить их ставить вопросы.
Принцип индивидуализации предполагает воспитание учащихся не по шаблону, а с учетом индивидуальных возможностей, способностей каждой конкретной личности.
Принцип социального творчества. Действие, которое совершает ученик, должно быть им прожито, продуманно и осмысленно, совершено не под давлением взрослого или сверстников.
Принцип взаимодействия личности и коллектива - равноправного отношения к взрослым и детям в коллективе, к их мнению, аргументации их поступков и действий. Жизнь детского коллектива - не игра взрослых, а значимая и нужная деятельность самих детей.
Принцип развивающего воспитания предполагает формирование у ученика активной жизненной позиции. Зона ближайшего развития для личностного становления ученика - его коллектив.
Принцип целостности воспитательного процесса. Каждое мероприятие несет в себе элементы этики, эстетики, трудовых усилий и т.д. Дело, которое проводится в классе, может и должно быть многонаправленным.
Принцип единства образовательной и воспитательной среды - включение всех ее участников в непосредственное активное взаимодействие, а не в пассивное созерцание и наблюдение за процессом воспитания.
Принцип опоры на ведущую деятельность. Воспитательный процесс обязан учитывать ведущую деятельность каждого возрастного этапа развития ребенка.
Соблюдение этих принципов в процессе образования, воспитания и развития школы позволит максимально эффективно воплотить в реальное воспитательное пространство идею школы успеха, реализовать на практике сочетание: «успешный ученик – успешный учитель – успешная школа».
- 4. Основные направления и содержание программы воспитания и социализации обучающихся.
Выше обозначенные положения позволяют выделить базовые направления развития социализации и культуры личности учащегося основной школы в преемственности с начальной школой.
Нравственное воспитание -"Дорога к человечности» (воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания) |
|
цель |
воспитание осознанного отношения к своей жизни в обществе, к своему месту в системе гражданских отношений; формирование качества не только гражданина РФ, но и Человека. |
задачи |
Показать значение основных жизненных ценностей через призму гражданских прав и обязанностей; Формировать социально ценностные установки поведения; Формировать и развивать такие качества характера, как благородство, выдержка, трудолюбие, умение ладить с людьми и др. |
ценности |
нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; уважение достоинства другого человека, равноправие, ответственность, любовь и верность; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о светской этике, вере, духовности, религиозной жизни человека, ценностях религиозного мировоззрения, формируемое на основе межконфессионального диалога; духовно-нравственное развитие личности |
содержание |
Знакомство с конкретными примерами высоконравственных отношений людей, участие в подготовке и проведении бесед. Участие в общественно полезном труде в помощь школе, городу, селу, родному краю. Добровольное участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся, заботе о животных, живых существах, природе. Расширение положительного опыта общения со сверстниками противоположного пола в учёбе, общественной работе, отдыхе, спорте, активное участие в подготовке и проведении бесед о дружбе, любви, нравственных отношениях. |
формы воспитательной деятельности |
Беседы, просмотр учебных фильмов, игровых и тренинговых программ, благотворительные акции, проекты, посильное участие в оказании помощи нуждающимся, заботе о животных, других живых существах, природе. |
пути реализации и ключевые дела |
Волонтерское движение Неделя добра (цикл бесед) Неделя вежливости. Тематические классные часы. Праздничные поздравления одноклассников, педагогов, родителей. Тренинги нравственного самосовершенствования. Цикл мероприятий «Поклон земной вам, наши дорогие» (день Учителя, день Матери, День пожилого человека и т. д.) Встречи с интересными людьми. Акции милосердия (сотрудничество с детским домом-школой, оказание посильной помощи социально нуждающимся группам населения) |
Предполагаемый результат деятельности |
Воспитание гуманности учащихся: понимания ценности человеческой жизни, справедливости, бескорыстия, уважение человеческого достоинства, милосердия, способности к состраданию, сопереживанию, терпению, доброжелательности. Высокий уровень самосознания, чувство собственного достоинства, самодисциплина |
Гражданско-патриотическое воспитание «Наш дом - Россия» (воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека, воспитание социальной ответственности и компетентности) |
|
цель |
формирование гражданской позиции, патриотических чувств и любви к прошлому, настоящему, будущему своей семьи, школы, города, области, России на основе изучения традиций и культурного наследия. |
задачи |
Ориентировать обучающихся на получении знаний об истории своей семьи, школы т. д. для формирования патриотических чувств и гражданского сознания. Формировать бережное, уважительное отношения к старшему поколению, природе, историческим ценностям, гордость за отечественную историю, народных героев, сохранять историческую память поколений в памяти потомков. Воспитывать уважение к национальной культуре, своему народу, своему языку, традициям и обычаям своей страны. Проявлять гражданскую позицию в различных ситуациях, бороться с безнравственными и противоправными поступками людей. |
ценности |
любовь к России, своему народу, своему краю, гражданское общество, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, социальная солидарность, мир во всём мире, многообразие и уважение культур и народов; правовое государство, демократическое государство, социальное государство, закон и правопорядок, социальная компетентность, социальная ответственность, служение Отечеству, ответственность за настоящее и будущее своей страны |
содержание |
Изучение Конституции Российской Федерации, получение знаний об основных правах и обязанностях граждан России, о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества,о символах государства — Флаге, Гербе России, о флаге и гербе города Коряжмы. Знакомство с героическими страницами истории России, жизнью людей, явивших примеры гражданского служения, исполнения патриотического долга, с важнейшими событиями в истории нашей страны, содержанием и значением государственных праздников. Знакомство с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта народов России. Знакомство с деятельностью общественных организаций патриотической и гражданской направленности, детско-юношеских движений, организаций, сообществ, с правами гражданина. Получение опыта межкультурной коммуникации с представителями разных народов России, знакомство с особенностями их культур и образа жизни. |
формы воспитательной деятельности |
Беседы, экскурсии, просмотр кинофильмов, путешествия по историческим и памятным местам, сюжетно-ролевых игры гражданского и историко-патриотического содержания, изучение учебных дисциплин, творческие конкурсы, фестивали, праздники, участие в социальных проектах и мероприятиях, проводимых детско-юношескими организациями. |
пути реализации и ключевые дела |
Игра «Зарница»; Конкурс песни и строя; Митинг ко Дню Победы; Уроки мужества; Традиционный календарь (день прав человека, день конституции, день независимости России и т. д.); Линейка Памяти (к 9 мая); Заочные экскурсии по историческим местам России «Русь златоглавая»; Посещение воинских частей, музеев боевой и трудовой славы; Встречи с ветеранами войны и труда, солдатами и офицерами срочной службы; Фестиваль детского творчества «Россия есть, была и будет»; Участие в муниципальных и областных конкурсах краеведческой направленности. Акции, викторины, игры «Моё Отечество», «Отчий край». «Земля – мой дом», «Забота». Вечера: «Знай своё Отечество», «Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы», «Родина в стихах русских поэтов», «Россия! Русь! Храни себя, храни!», Спортивные праздники, походы. Концерты «Салют, Победа!, «Когда поют солдаты». Шефство над ветеранами Великой Отечественной войны. Экскурсии в города-герои. Уроки мужества. Игры, диспуты, олимпиады «Знаешь ли ты своё Отечество?». |
Предполагаемый результат деятельности |
Убеждённость учащихся в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, изучает её историко-культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите своего Отечества, представление об институтах гражданского общества, их истории и современном состоянии в России и мире, о возможностях участия граждан в общественном управлении; первоначальный опыт участия в гражданской жизни.
|
Художественно-эстетическое воспитание "Традиции храня и умножая" (воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры — эстетическое воспитание) |
|
цель |
формирование представления о прекрасном как общечеловеческой ценности, раскрытие сущности этого понятия. |
задачи |
Формировать представления об теоретических и ценностных основах эстетической культуры личности; Формировать художественную культуру личности в единстве навыков, знаний, ценностных ориентаций, вкусов; способствовать эстетическому самообразованию и самовоспитанию ориентированных на самосовершенствование личности; Воспитывать творческие потребности и способности |
ценности |
красота, гармония, духовный мир человека, самовыражение личности в творчестве и искусстве, эстетическое развитие личности |
содержание |
Получение представления об эстетических идеалах и художественных ценностях культур народов России. Знакомство с эстетическими идеалами, традициями художественной культуры родного края, с фольклором и народными художественными промыслами. Обучение видеть прекрасное в поведении и труде людей, знакомство с местными мастерами прикладного искусства, наблюдение за их работой. Получение опыта самореализации в различных видах творческой деятельности, развитие умения выражать себя в доступных видах и формах художественного творчества. |
формы воспитательной деятельности |
Встречи с представителями творческих профессий, экскурсии на художественные производства, к памятникам зодчества и на объекты современной архитектуры, ландшафтного дизайна и парковых ансамблей, знакомство с лучшими произведениями искусства в музеях, на выставках, по репродукциям, учебным фильмам. Выставки семейного художественного творчества, музыкальные вечера, экскурсионно-краеведческая деятельность, реализация культурно-досуговых программ. |
пути реализации и ключевые дела |
Деятельность объединений дополнительного образования. Уроки музыки, ИЗО, технологии как уроки воспитания чувства прекрасного. Сотрудничество с ККДЦ, молодёжным центром «Родина», ДДТ День Знаний, Праздник первоклассника, Последний звонок Фестиваль «Школьная весна». Народные праздники (Масленица, Рождество и т.д.) Выставки декоративно-прикладного искусства Мастерская Деда Мороза Конкурсы и КТД Неделя малышей. Конкурс «Ученик года». Концертные программы ко Дню матери, Дню учителя, Международному женскому дню. Программа к Дню пожилых людей. День самоуправления. |
Предполагаемый результат деятельности |
Умение школьников видеть прекрасное в окружающей действительности, знакомство с жизнью и творчеством выдающихся художников и композиторов. Занятие детей одним из видов искусства в факультативах и кружках художественного цикла, участие в художественной самодеятельности |
Интеллектуальное направление «Интеллект» |
|
цель |
Осознание учащимися значимости развитого интеллекта для будущего личностного самоутверждения и успешного взаимодействия с окружающим миром. |
задачи |
Знакомить учащихся школы с интеллектуальными достижениями различных людей. Создавать условия для становления, развития и совершенствования интеллектуальных возможностей учащихся средствами воспитательной работы. Поощрять инициативу и стремление учащихся к интеллектуальному самосовершенствованию. Давать возможность учащимся проявлять свои интеллектуальные достижения в школе и за ее пределами. Разъяснять учащимся необходимость разумного сочетания интеллектуальной и физической деятельности для достижения гармонии в своем развитии. |
ценности
|
Уважение к труду и учёбе, бережливость, трудолюбие, стремление к познанию и истине, целеустремленность и настойчивость. |
содержание |
Формирование ценностного и творческое отношение к учебному труду; осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового. |
формы воспитательной работы |
Беседы, экскурсии, ярмарки учебных мест, выставки, праздники , конкурсы , сюжетно-ролевые игры
|
пути реализации и ключевые дела |
Деятельность объединений дополнительного образования, творческие конкурсы; интеллектуальные бои, викторины, ринги, дебаты, научно-исследовательские конференции, интеллектуальные марафоны; проведение состязаний интеллектуалов («Умники и умницы», «Что? Где? Когда?», «КВН»); читательские конференции по книгам из серии «Жизнь замечательных людей»; экскурсии в музеи, галереи, посещение выставок; Сотрудничество с ККДЦ, молодёжным центром «Родина», ДДТ День Знаний, Последний звонок Конкурс «Ученик года» |
Предполагаемый результат деятельности |
Понимание учащимися ценности знаний, стремление к самосовершенствованию, активное участие в жизни школы. |
Физическое воспитание "Счастливо жить - здоровым быть" (культуры здорового и безопасного образа жизни) |
|
цель |
Способствовать пониманию школьниками значения ценности здорового образа жизни в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека. |
задачи |
Продолжить формирование осознанного отношения школьников к своему физическому и психическому здоровью; Содействовать формирование важнейших социальных навыков, способствующих успешной социальной адаптации, а также профилактика вредных привычек; Воспитывать стремление к сохранению и укреплению здоровья, развитию и совершенствованию необходимых способностей, качеств и свойств личности; Способствовать преодолению вредных привычек средствами физической культуры и спорта. |
ценности |
физическое, физиологическое, репродуктивное, психическое, социально-психологическое, духовное здоровье; экологически целесообразный здоровый и безопасный образ жизни |
содержание |
Получение представления о здоровье, здоровом образе жизни, природных возможностях человеческого организма, их обусловленности экологическим качеством окружающей среды, о неразрывной связи экологической культуры человека и его здоровья. Участие в пропаганде экологически сообразного здорового образа жизни. Получение представлений о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека. Приобретение навыка противостояния негативному влиянию сверстников и взрослых на формирование вредных для здоровья привычек, зависимости от ПАВ (обучение говорить «нет»). Составление правильного режима занятий физической культурой, спортом, туризмом, рациона здорового питания, режима дня, учёбы и отдыха с учётом экологических факторов окружающей среды, контроль их выполнения в различных формах мониторинга. Участие в проведении школьных спартакиад, эстафет, экологических и туристических слётов, экологических лагерей, походов по родному краю. |
формы воспитательной деятельности |
Беседы, тематические игры, театрализованные представления для младших школьников, сверстников, населения. Просмотр и обсуждение фильмов, посвящённых разным формам оздоровления. Беседы с педагогами, школьными психологами, медицинскими работниками, родителями. Система мер по улучшению питания детей: режим питания; эстетика помещений; пропаганда культуры питания в семье. Система мер по улучшению санитарии и гигиены: генеральные уборки классных комнат, школы; соблюдение санитарно-гигиенических требований. Система мер по предупреждению травматизма: оформление уголков по технике безопасности; проведение инструктажа с детьми. Профилактика утомляемости: проведение подвижных перемен; оборудование зон отдыха. |
пути реализации и ключевые дела |
Деятельность объединений дополнительного образования (секции, соревнования). Классные часы на тему «ЗОЖ» Беседы медицинских работников. Физкультминутки на уроках. Дни здоровья, турслёты, экскурсии на природу Диагностика состояния здоровья. «Безопасное колесо». Спортивные соревнования по различным видам спорта, кроссы, эстафеты. Уроки безопасности. Тропа здоровья (мероприятия по сохранения и укреплению здоровья) Конкурсы спортивных коллажей, проектов, газет. |
Предполагаемый результат деятельности |
Осознание учащимися необходимости здорового образа жизни, формирование правильного отношения к здоровью. Умение рационально организовать физическую и интеллектуальную деятельность, оптимально сочетать труд и отдых, различные виды активности в целях укрепления физического, духовного и социально-психологического здоровья. Знание единства и взаимовлияния различных видов здоровья человека: физического, физиологического, психического, социально-психологического, духовного, репродуктивного, их обусловленности внутренними и внешними факторами |
Экологическое воспитание "Живая планета" (воспитание экологической культуры) |
|
цель |
воспитание осознанного понимания экологической культуры человека
|
задачи |
формировать потребность бережного отношения к природе, ресурсам, проявлять заботу о братьях наших меньших; Формировать умения и навыки экологического поведения; Способствовать пониманию значения экологической безопасности для здоровья и безопасности человека |
ценности |
жизнь во всех её проявлениях; экологическая безопасность; экологическая грамотность; экологическая культура; экологическая этика; экологическая ответственность; социальное партнёрство для улучшения экологического качества окружающей среды; устойчивое развитие общества в гармонии с природой; ресурсосбережение; |
содержание |
Участие на добровольной основе в деятельности детско-юношеских общественных экологических организаций, мероприятиях, проводимых общественными экологическими организациями. Участие в практической природоохранительной деятельности, в деятельности школьных экологических центров, лесничеств, экологических патрулей; создание и реализация коллективных природоохранных проектов. Обучение экологически грамотному поведению в школе, дома, в природной и городской среде: организация экологически безопасного уклада школьной и домашней жизни, бережное расходование воды, электроэнергии, утилизации мусора, сохранение места обитания растений и животных. Ведение краеведческой, поисковой, экологической работы в местных и дальних туристических походах и экскурсиях, путешествиях и экспедициях. |
формы воспитательной деятельности |
Экологические акции, десанты, экскурсии, прогулки, туристические походы и путешествия по родному краю, очистка доступных территорий от мусора, подкормка птиц; участие в создании и реализации коллективных природоохранных проектов.
|
пути реализации и ключевые дела |
Школьные ученические конференции. Проектная деятельность по благоустройству и озеленению территории. Ведение превентивных программ. Выставки поделок из природного материала. Праздник Земли, «День птиц» Акция «Мой родной город» Акция «Мой школьный двор самый чистый» Экологические десанты Участие в муниципальных и областных конкурсах экологической направленности. |
Предполагаемый результат деятельности |
Учащиеся осознают ценность духовной и материальной культуры, духовность человека, своего существования на планете Земля, необходимость её сохранения. Умение анализировать изменения в окружающей среде и прогнозировать последствия этих изменений для природы и здоровья человека, устанавливать причинно-следственные связи возникновения и развития явлений в экосистемах, строить свою деятельность и проекты с учётом создаваемой нагрузки на социоприродное окружение. Настоящий гражданин любит и бережёт природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле. |
Работа с семьей "Отчий дом" |
|
цель |
развитие и упрочение связей семьи и школы как основы социальной адаптации. |
задачи |
Формировать взаимоотношение между членами семьи, основанные на доверии, внимании, ответственности друг за друга, взаимоуважении, взаимопомощи и т.д.; Воспитывать чувства семейного долга взаимоуважения, нежности, доброты, чуткости, заботливости, самопожертвования т. д. Создать условия для активного и полезного взаимодействия школы и семьи по вопросам воспитания учащихся; Преодолевать негативные тенденции в воспитании учащихся в отдельных семьях, привлекать с целью помощи и поддержки соответствующие организации; Способствовать демонстрации положительного опыта воспитания детей в семье; Создать систему целенаправленной воспитательной работы для психолого-педагогического просвещения родителей и совместного проведения досуга детей и родителей. |
ценности |
уважение родителей; ответственность, любовь и верность; забота о старших и младших; |
содержание |
Получение системных представлений о нравственных взаимоотношениях в семье, расширение опыта позитивного взаимодействия в семье.
|
формы воспитательной деятельности |
Беседы о семье, о родителях и прародителях, открытые семейные праздники, выполнение и презентация совместно с родителями творческих проектов, проведение других мероприятий, раскрывающих историю семьи, воспитывающих уважение к старшему поколению, укрепляющих преемственность между поколениями. |
пути реализации и ключевые дела |
Родительский лекторий; Конкурс рассказов о семье «Расскажи нам о себе, расскажи нам о семье» (5-9 класс); Конкурс рисунков «Моя семья» (1-7 класс); Час общения «Вместе с сыном, вместе с дочкой»; Вечера встречи поколений «Чтобы помнили»; Праздники «Мама, мамочка, мамуля!», «Дорогое слово- отец», «Мой дом – моя крепость». Конкурс на лучшую семейную фотографию «Это я, это я, это - вся моя семья!»; Семейные спортивно-оздоровительные мероприятия «Папа, мама, я – спортивная семья!», походы; Фестиваль семейного творчества «Всей семьей мы вяжем, шьем, и рисуем, и поем». Родительские недели (изучение семьи и её родословной). Вечера откровенного разговора, дни открытых дверей. Классные часы, литературные беседы на темы дружбы, любви, семьи. Конкурсы писем: «Я люблю свою маму», «Об отце говорю с уважением» |
Предполагаемый результат деятельности |
Сформировать у школьников понятия сущности социальных ролей: настоящий мужчина обладает умом, решительностью, смелостью, мастерством в деле, благородством; настоящая женщина отличается добротой, вниманием к людям, отзывчивостью, терпимостью, умением прощать, любовью к детям; настоящий сын бережёт покой родителей, членам семьи, всегда готов помочь старшим в их работе по дому, не создаёт конфликтов, умеет держать данное слово; настоящая дочь заботится о своей семье, покое старших, умеет и любит трудиться. |
Профориентационное воспитание "Путь в мир профессии" (воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии) |
|
цель |
формирование профессионального самоопределения |
задачи |
Формирование осознанных представлений о мире труда и профессий; Развитие интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы; развитие рефлексии и обучение навыкам по самопознанию; Формировать убежденность в том, что трудовая деятельность на благо отчизны является формой морально оправданного существования человека; Воспитывать уважение ко всякому труду и людям труда, правильный подход к выбору профессий стремление творчески подходить к любому труду, добиваться наилучших его результатов. |
ценности |
научное знание, стремление к познанию и истине, научная картина мира, нравственный смысл учения и самообразования, интеллектуальное развитие личности; уважение к труду и людям труда; нравственный смысл труда, творчество и созидание; целеустремлённость и настойчивость, бережливость, выбор профессии |
содержание |
Приобретение умений и навыков сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, взрослыми в учебно-трудовой деятельности. Участие в различных видах общественно полезной деятельности на базе школы и взаимодействующих с ней учреждений дополнительного образования, других социальных институтов. Обучение творчески и критически работать с информацией: целенаправленный сбор информации, её структурирование, анализ и обобщение из разных источников. Участие во встречах и беседах с выпускниками своей школы, знакомство с биографиями выпускников, показавших достойные примеры высокого профессионализма, творческого отношения к труду и жизни |
формы воспитательной деятельности |
Занятие народными промыслами, работа в творческих и учебно-производственных мастерских, трудовые акции, сюжетно-ролевые экономические игры, праздники труда, ярмарки, конкурсы, работа в каникулярное время. |
пути реализации и ключевые дела |
Участие в ярмарках профессий. Выпуск информационных бюллетеней. Конкурсы «Хозяюшка», «Мастер»; Дни профессионального самоопределения (день медицинского работника, день учителя, день журналиста и т. д. ); Праздник профессий. Экскурсии на предприятия и учреждения города. Вечера - портреты «Человек красит место»; Работа спортивных секций, творческих объединений, клубов по интересам. Мероприятия по профориентации: совместные классные часы, собрания с людьми науки, искусства, рабочими, служащими различных специальностей. Вечера встречи с выпускниками «Дороги, которые мы выбираем». Анкетирование «Ваши профессиональные намерения». Выставки, ярмарки. |
Предполагаемый результат деятельности |
Осознание учеником роли знаний в жизни человека, видение личной учебной перспективы, овладение этикой взаимоотношений «учитель-ученик», «ученик-ученик», умение дорожить временем, совершенствовать и применять свои знания. |
- Обеспечение реализации программы
5.1.Механизмы реализации программы
Кадровое обеспечение
Заместитель директора по воспитательной работе |
разрабатывает план воспитательной работы, отвечает за реализацию программы воспитательной работы |
Педагоги-организаторы |
обеспечивают разработку и организацию мероприятий по успешности учащихся. |
Социальный педагог |
помогает ребенку в устранении причин, негативно влияющих на его посещаемость и успеваемость; привлекает общественность и организации социально значимых мероприятий, акций, распознавание, диагностирование, разрешение конфликтов, затрагивающих интересы ребенка. |
Классные руководители |
планируют воспитательную работу с учётом интересов и способностей класса, вовлекают учащихся в различные виды деятельности, предусмотренные программой, оказывают поддержку учащимся в самоопределении по отношению к участию в программе, отслеживают результаты учащихся |
Учителя – предметники |
строят работу, которая будет интересна детям, оказывают индивидуальную педагогическую помощь при возникновении межличностных конфликтов со сверстниками и педагогами, учат с ориентацией на успех. |
Родители |
оказывают помощь в вопросах семейной педагогики, активно участвуют в жизни школы |
Органы самоуправления (Совет школы) |
влияют на организацию и реализацию воспитательного процесса, выдвигают различные идеи, совместно ищут решения проблем |
Ресурсное обеспечение программы:
№ |
Виды ресурсов |
Имеющиеся ресурсы |
Необходимые ресурсы |
11. |
Нормативно – правовая база |
положение о мониторинге, план воспитательной работы на год, положение об ученическом самоуправлении |
|
22. |
Кадровые |
Педагоги Социально-психологическая служба Библиотекари |
|
33. |
Финансовые |
Бюджетное финансирование по смете, внебюджетные средства, участие в целевых программах, грантовые поступления |
Привлечённые средства |
44. |
Материально – технические |
Два спортивных зала, стадион, тренажёрный зал, актовый зал, библиотека, кабинет дополнительного образования |
приобретение компьютеров в организации деятельности детей; оборудование мест для проведения внеурочных мероприятий |
55. |
Информационно – методические |
Информационные стенды (1 этаж), сайт школы Методическая литература |
Информационные стенды |
66. |
Мотивационные |
Система диагностики и мониторинга воспитательной системы |
разработка положения о стимулировании деятельности учащихся и педагогов |
77. |
Организационные |
Методические объединения классных руководителей, педагогов дополнительного образования, совет старшеклассников, родительский комитет, Попечительский совет |
Редакция школьной газеты |
5.2.Управление воспитательной программой
Основными объектами, на которые направлена управленческая деятельность, являются педагогические кадры, ученический коллектив, родительская общественность.
|
Работа с педагогическим коллективом |
Работа с органами ученического самоуправления |
Работа с родителями
|
Цель: |
|
||
Задачи:
|
|
|
|
Основные формы и методы: |
|
|
5.3.Взаимодействие с ведомствами и общественными организациями.
Внешняя среда (связи с внешней социально-культурной, природной средой, связи с государственными и общественными учреждениями и родительской общественностью).
Цель: использование в воспитательном процессе дополнительных возможностей, которых школа создать не может.
Формы: договора о сотрудничестве, сетевые программы, сетевые события, сетевые проекты.
Сотрудничество с социальными партнерами включает три направления:
Воспитательно-образовательное направление |
Информационно-образовательное направление |
Взаимодействие с учреждениями здравоохранения |
|
|
|
5.4. Методика и инструментарий мониторинга духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся
Мониторинг строится на отслеживании процессуальной стороны жизнедеятельности школьных сообществ и на изучении индивидуальной успешности выпускников школы;
Комплекс мер по мониторингу предлагается ориентирован на совершенствование деятельности педагогов, направленной на обеспечение процессов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся;
Мониторингу носит общественно-административный характер (объединяет работу администрации школы, родительскую общественность, представителей различных служб (медика, психолога, социального педагога и т. п.).
В ходе мониторинга важно исходить из фактической несравнимости результатов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации в различных школах, ученических сообществах и по отношению к разным обучающимся (школа, коллектив, обучающийся могут сравниваться только сами с собой).
Инструментарий мониторинга духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся включает следующие элементы:
• профессиональная и общественная экспертиза планов и программ духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся;
• периодический контроль за исполнением планов деятельности, обеспечивающей духовно-нравственное развитие, воспитание и социализацию обучающихся;
• профессиональная и общественная экспертиза отчетов об обеспечении духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на предмет анализа и рефлексии изменений.
Основные результаты духовно-нравственного развития и воспитания учащихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, в которых ведущими методами будут: экспертные суждения (родителей, партнеров школы); анонимные анкеты, позволяющие анализировать (не оценивать) ценностную сферу личности; различные тестовые инструменты, созданные с учетом возраста; самооценочные суждения детей.
Изучение особенностей учащихся, понимание мотивов их поведения дают возможность предвидеть их реакции в различных ситуациях, что, в свою очередь, делает воспитательную работу более рациональной и экономной.
Направления диагностики:
1. Изучение индивидуальных особенностей личности учащегося (общие сведения; способности; темперамент; самооценка; успешность в деятельности; уровень воспитанности).
2. Изучение межличностных отношений (социометрия; социально-психологический климат в классе; общие сведения)
Индикаторы |
Инструменты мониторинга |
Исполнители |
Форма представления результатов |
Уровень воспитанности |
Методика Н.М.Шиловой |
Кл.руководители, зам.по ВР |
Статистич. отчёт по классам, ОУ |
Удовлетворённость уч-ся и родителей школьной жизнью |
Методика А.А.Андреева Е.Н.Степанова |
Кл.руководители,зам.по ВР, педагоги ОДО |
Результаты диагностики , анализ |
Занятость уч-ся во внеурочное время |
Анкетирование, наблюдение |
Кл.руководители,зам. по ВР,соц. педагог |
Справка |
Удовлетворенность родителей работой педагога |
Методика Е.Н. Степанова
|
Кл.руководители, педагоги – организаторы, педагоги ОДО. |
Результаты диагностики , анализ |
Уровень общественной активности учащихся
|
Методика Е.Н.Степанова |
Кл.руководители, зам.по ВР |
Результаты диагностики , анализ |
Нравственная воспитанность уч-ся |
Анкета «Ценностные ориентиры» |
Нравственная направленность учащихся старшей школы |
Результаты диагностики , анализ |
Выявление самочувствия ученика в коллективе |
Анкета В. Т. Кабуша.
|
Кл.руководители, соц. педагоги, психологи. |
Результаты диагностики , анализ |
Уровень творческой активности учащихся |
Методика М.И. Рожкова |
Кл.руководители, зам.по ВР |
Справка, анализ |
Мотивы участия школьников в деятельности |
Методика Л.В.Байбородова |
Кл.руководители, зам.по ВР |
Анализ |
Уровня школьной тревожности Филипса |
Методика Филипса |
Педагог-психолог |
Справка, анализ |
Тест «Размышляем о жизненном опыте»
|
адаптирован В.М.Ивановой, Т.Е.Павловой |
Кл.руководители, зам.по ВР |
Справка, анализ |
Формы диагностики -анкетирование; тестирование; наблюдение; беседы.
Критерии успешности нравственного образования
- Результаты диагностических исследований нравственного роста личности школьников – положительная динамика роста позитивных отношений к нравственным ценностям.
- Результаты исследования формирования классных коллективов – рост суммы баллов активности и качества участия классных коллективов в общественной жизни.
- Рейтинговая оценка работы школы ее учащимися и их родителями - положительная динамика по годам.
- Уровень активности участия всех сторон образовательного процесса в самоуправлении школой – положительная динамика числа участников и их предложений по совершенствованию работы школы.
Критерии, показатели эффективности деятельности образовательной организации в части духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся
Первый критерий – степень обеспечения сохранности жизни и здоровья обучающихся, формирования здорового и безопасного образа жизни |
Второй критерий – степень обеспечения позитивных межличностных отношений обучающихся |
Третий критерий – степень содействия обучающимся в освоении программ общего и дополнительного образования
|
Четвертый критерий степень реализации задач воспитания компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны |
-уровень информированности педагогов о состоянии здоровья обучающихся, фиксация динамики здоровья обучающихся, уровень информированности о посещении спортивных секций, регулярности занятий физической культурой; - степень конкретности и измеримости задач по обеспечению жизни и здоровья обучающихся, анализ ситуаций, уровень дифференциации работы исходя из состояния здоровья отдельных категорий обучающихся; - реалистичность количества и достаточность мероприятий по обеспечению рациональной организации учебно-воспитательного процесса и образовательной среды, физкультурно-спортивной и оздоровительной работы, профилактической работы; - уровень безопасности для обучающихся среды образовательной организации, реалистичность количества и достаточность мероприятий; - согласованность мероприятий, с медиками и родителями обучающихся, привлечение к организации мероприятий профильных организаций, родителей, общественности и др. |
- уровень информированности педагогов о состоянии межличностных отношений в сообществах обучающихся, периодичность фиксации динамики о состоянии межличностных отношений в ученических классах; - степень конкретности и измеримости задач по обеспечению позитивных межличностных отношений обучающихся, анализ ситуаций, уровень дифференциации работы; - состояние межличностных отношений обучающихся в ученических классах (позитивные, индифферентные, враждебные); - реалистичность количества и достаточность мероприятий обеспечивающих работу с лидерами ученических сообществ, недопущение притеснения детей, оптимизацию взаимоотношений; -согласованность мероприятий, обеспечивающих позитивные межличностные отношения обучающихся, с психологом. |
- уровень информированности педагогов об особенностях содержания образования в реализуемой образовательной программе, проблемах освоения содержания, о динамике академических достижений обучающихся, о трудностях в освоении образовательной программы; - степень конкретности и измеримости задач содействия обучающимся в освоении программ общего и дополнительного образования, уровень дифференциации работы исходя из успешности обучения отдельных категорий обучающихся; - реалистичность количества и достаточность мероприятий направленных на обеспечение мотивации учебной деятельности, обеспечении академических достижений , преодолении трудностей в освоении содержания образования, обеспечение образовательной среды; - согласованность мероприятий с учителями предметниками и родителями обучающихся; вовлечение родителей в деятельности по обеспечению успеха . |
- уровень информированности педагогов о предпосылках и проблемах воспитания у обучающихся патриотизма, гражданственности, формирования экологической культуры, уровень информированности об общественной самоорганизации класса; - степень конкретности и измеримости задач патриотического, гражданского, экологического воспитания, анализ ситуаций учёт возрастных особенностей, традиций; - степень корректности и конкретности принципов и методических правил по реализации задач патриотического, гражданского, экологического воспитания обучающихся; - реалистичность количества и достаточность мероприятий; - согласованность мероприятий патриотического, гражданского, трудового, экологического воспитания с родителями обучающихся, привлечение профильных организаций родителей, общественности и др. |
- 7. Ожидаемые результаты реализации программы – модель выпускника.
7.1. Ожидаемые результаты.
Для выявления результатов воспитания и социализации обучающихся и эффективности деятельности образовательного учреждения
в части духовно-нравственного развития и культуры поведения обучающихся, их воспитания и социализации, формирования здорового и безопасного образа жизни и экологической культуры учащихся предлагаем следующие критерии оценки уровней их сформированности. Условно эти уровни воспитания и социализации обучающихся можно представить таким образом:
Понимаю Стремлюсь Делаю
Итак, первый уровень сводится к тому, что у школьника имеются:
- понимание значимости получаемых знаний, обозначенных в Программе;
- ясное осознание того, что нравственность проявляется в поведении человека и его отношении с окружающими людьми;
- понимание собственной причастности к культуре своего народа, ответственности за судьбу Отечества;
- способность к осмыслению собственной социальной самоидентификации и своей роли в настоящей и будущей общественной деятельности;
- понимание необходимости вести здоровый и безопасный образ жизни и беречь окружающий мир.
Второй уровень предполагает, что обучающийся стремится:
- проявлять осознанное желание к расширению получаемых знаний, обозначенных в Программе, и развивать умения в соответствии с требованиями к личностному развитию и социализации;
- оценивать свои поступки (в том числе и речевые) согласно совести и с позиции норм морали;
- определить собственную роль как гражданина в развитии и процветании своего народа, края, страны;
- освоить определённый социальный и культурный опыт и присвоить базовые национальные ценности своего народа;
- оценивать собственное физическое, психологическое и социальное здоровье, избегать вредных привычек и проявлять готовность улучшать экологическое состояние окружающей среды.
Третий уровень, самый высокий, свидетельствует о том, что у подростка наблюдаются:
- действия, которые учитывают запросы времени, собственные интересы и индивидуальные особенности и свидетельствуют о потребности личности к саморазвитию и совершенствованию;
- конкретные поступки, предполагающие нравственный выбор согласно голосу совести, моральным законам, этикетным нормам и осуществлять самоанализ собственных поступков и действий (в том числе речевых);
- потребность реагировать на явления безответственного, асоциального поведения окружающих, оценивать эстетические объекты в искусстве и действительности;
- собственная инициатива и активное участие в различных формах социально-культурной деятельности;
- достаточно устойчивая ориентация на здоровый образ жизни, безопасную жизнедеятельность, социальную самоидентификацию и контроль над собственными действиями.
Планируемые результаты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, формирования
экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся
1. Интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем.
2. Способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме (патриотизм, воспитанное чувство ответственности и долга перед Родиной, осознание и ощущение субъективной сопричастности с судьбой российского народа). Осознание своей этнической принадлежности, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.
3. Сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию; ориентировка в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов.
4. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
4. Сформированность целостного мировоззрения. Готовность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы. Сформированность ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознание.
5. Сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций.
7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.
8. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности.
9. Сформированность основ экологической культуры, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).
6.2. Модель выпускника .
Взяв за основу содержание трёх уровней развития учащегося, направленных на воспитание и социальную самоидентификацию
личности, мы можем представить идеальную модель выпускника основной школы, которая включает в себя такие основные личностные характеристики:
- самостоятельность и уверенность;
- мотивация «на удачу» и оптимизм;
- вежливость и отзывчивость;
- любовь к своему народу, краю и Отечеству;
- признание ценностной толерантности и уникальности каждого человека;
- готовность к выбору как осознание своей ответственности за результаты и последствия своего поведения и деятельности (в том
числе и будущей профессиональной);
- активность и скромность;
- самопознание и самоконтроль;
- настойчивость в достижении целей и стремление к улучшению своих результатов;
- самосовершенствование.
На второй ступени (подростковая школа) подросток имеет навыки самостоятельной работы, включая организацию и контроль своей деятельности, оценку ее результатов, может исследовать и обсуждать сущность общественных проблем, анализировать информацию. Ученик осознает мир как глобальное сообщество, место России в мире и Европе, понимает и оценивает многообразие этнических, региональных религиозных и других групп в нашей стране. Он понимает сущность и значение правосудия, осознает существование различных видов гражданской и юридической ответственности, прав и обязанностей человека и гражданина.
Нравственный потенциал
Восприятие и понимание ценностей «человек», «личность», «индивидуальность», «труд», «общение», «коллектив», «доверие», «выбор». Знание и соблюдение традиций школы.
Осознание возможностей, достоинств и недостатков собственного «Я», овладение приёмами и методами самообразования и самовоспитания, ориентация на социально ценные формы и способы самореализации и самоутверждения. Готовность бороться за свою честь и честь коллектива, отвечать за свои поступки и действия.
Активность и способность проявлять сильные стороны своей личности в жизнедеятельности класса и школы, умение планировать, готовить, проводить и анализировать коллективное творческое дело, беседу, игру и т.п.
Познавательный потенциал
Сформированность индивидуального стиля учебной деятельности, устойчивых учебных интересов и склонностей, умение развивать и управлять познавательными процессами личности, способность адекватно действовать в ситуации выбора на уроке.
Коммуникативный потенциал
Усвоение основ коммуникативной культуры личности: умение высказывать и отстаивать свою точку зрения; овладение навыками неконфликтного общения; способность строить и вести общение в различных ситуациях с людьми, отличающимися друг от друга по возрасту, ценностным ориентациям и другим признакам.
Эстетический потенциал
Способность видеть и понимать гармонию и красоту, знание выдающихся деятелей и произведений литературы и искусства, апробация своих возможностей в музыке, литературе, сценическом и изобразительном искусстве.
Физический потенциал
Развитие основных физических качеств: быстроты, ловкости, гибкости, силы и выносливости; овладение простейшими туристическими умениями и навыками; знание и соблюдение режима занятий физическими упражнениями; способность разработать и реализовать индивидуальную программу физического совершенствования.