Разработка урока по информатике «Циклические алгоритмы»
Автор: Сухнева Ольга Леонидовна, учитель информатики МОУ «СОШ №7 г. Коряжмы»
Характеристика класса: 6 «Б» класс. В группе 12 учеников. По итогам третьей четверти имели 75% - «отлично», 25% - «хорошо». Занимаются по учебнику Л.Босова «Информатика 6». По учебному плану – 1 час в неделю (занимаются информатикой 5-ый год). Мотивация положительная.
Характеристика темы: 8 урок по теме «Алгоритмизация» и 1 урок по теме «Циклические алгоритмы». На сегодня изучены: понятие алгоритма, исполнителя, СКИ, формы записи алгоритмов, типы алгоритмов: линейный и ветвление. На данном уроке учащиеся познакомятся с циклическим алгоритмом, видами циклических алгоритмов (с пост условием и предусловием), записью на языке блок-схем, будут учиться оформлять циклические алгоритмы и применять в приложении MS Power Point.
Система целей к уроку:
Общедидактические цели (ОДЦ): обеспечение усвоения и первичного закрепления знаний, и способов деятельности.
Триединая дидактическая цель (ТДЦ):
Образовательный аспект: создать условия для:
- выдвижения ребёнком гипотез вариантов возможных действий, определений;
- усвоения учащимися новых знаний и способов действий на уровне применения знаний в различных ситуациях;
- анализа выбранного варианта.
Воспитательный аспект: создать условия для развития информационной и коммуникационной культуры.
Развивающий аспект: создать условия для развития интеллектуальных умений, монологической речи и умений информировать сверстников о способах решений.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности.
Оборудование:
- компьютеры;
- интерактивная доска;
- проектор;
- тест (Приложение 1);
- презентация (Приложение 2);
- смайлики;
- магниты;
- плакаты с блок-схемами;
- задания к практической работе.
Формы организации познавательной деятельности:
- Общеклассная
- Парная
- Групповая
- Индивидуальная
Методы обучения:
- Проблемный
- Частично – поисковый
Система контроля на уроке:
- Взаимоконтроль
- Самоконтроль
- Контроль со стороны учителя.
Этапы урока
этап урока |
содержание |
деятельность ученика |
Организацион-ный, подготовка к работе |
- Здравствуйте, ребята. Садитесь. У вас на партах лежат листы с тестом (Приложение1). Ответьте на вопросы, работаем в парах. На работу отводится 1 минута. - Давайте проверим (Приложение2, слайд1). Максимум можно набрать 12 баллов. Поднимите руку у кого 12 баллов, 11, 10? Молодцы. - А сейчас, Катя, поможет мне и выступит в роли исполнителя алгоритма. В раковине лежит несколько стаканов, которые необходимо сполоснуть. Вы будете отдавать Кате команды для решения задачи, а я буду их фиксировать в фигурах блок-схемы, которую Вы видите на доске. - Ребята, запись алгоритма получается очень длинной. У Вас есть какие-нибудь предположения, как можно оформить короче?
- У Вас много версий и практически все верные. Какие действия выполняла Катя? - А как называется алгоритм, который организует повторяющиеся действия? - Скажите, чем мы будем заниматься на уроке?
- Итак, тема нашего урока? - Верно. Учитель демонстрирует тему урока (Приложение2, слайд2) - На какие вопросы в течение урока мы должны получить ответы? (дети формулируют вопросы, а учитель вывешивает на доску знаки вопроса с написанными на них целями)
|
Повторяют понятия: алгоритм, исполнитель, СКИ, формы записи алгоритмов, линейный алгоритм, алгоритм с ветвлением;
Дети диктуют действия: открыть кран, взять стакан, сполоснуть, убрать, взять стакан, сполоснуть, убрать… (Катя выполняет)
выдвигают свои варианты: написать сколько раз повторить, стрелочку от очередного блока рисовать не вниз, а вернуть к определенному блоку…
- повторяющиеся;
- циклический
- циклическим алгоритмом
- циклический алгоритм
Учащиеся предлагают варианты: - что такое циклический алгоритм; - виды циклических алгоритмов; - правила оформления; - применение циклов. |
усвоение новых знаний |
- Открываем тетради, записываем число и тему урока: «Циклический алгоритм». - Попробуйте сформулировать определение циклического алгоритма. Алгоритм, организующий повторяющиеся действия называется циклическим (Приложение2, слайд 3). - Как Вы думаете, каких видов бывают циклические алгоритмы? Ваши предположения? - Существует 3 вида циклических алгоритмов, на этом уроке мы рассмотрим 2 вида, а 3-й вид – на втором уроке. Давайте познакомимся с циклическим алгоритмом с «предусловием» (ДО) и «постусловием» (ПОСЛЕ). - Цикл с «предусловием»: сначала думаем, потом делаем; - цикл с «постусловием»: сначала делаем, потом думаем. - Попробуем составить запись цикла «ДО» в форме блок-схемы (Приложение2, слайд 4). Сначала надо подумать, т.е. проверить условие, какой блок? Затем необходимо выполнить действие, блок? Куда необходимо направить стрелку?
- Повторяющиеся действия выполняются лишь в том случае, когда на вопрос отвечаем ДА, в противном случае идем дальше по алгоритму. - Аналогичным образом составим блок-схему цикла «ПОСЛЕ»: Сначала делаем, какой блок? Затем думаем, блок? Куда направим стрелку? Повторяющиеся действия в данном виде цикла выполняются при ложном условии. И хотим мы или нет, но один раз действие выполняется всегда. Почему?
- Вернемся к алгоритму «Мытье стаканов», попытаемся записать в виде цикла «До» и «После» (Приложение2, слайд 5, интерактивная доска).
- С какой целью мы используем циклические алгоритмы?
- Благодаря циклическому алгоритму, что происходит с записью алгоритма?
|
Открывают тетради, записывают число и тему урока. Формулируют определения, записывают основные моменты в тетрадь.
Учащиеся выдвигают гипотезы.
- ромб;
- прямоугольник; - на блок принятия решения.
- прямоугольник; - ромб; - на действие.
- сначала делаем, потом думаем
- 2 человека оформляют алгоритмы на доске, учитель и класс контролируют правильность записи.
- Для организации повторяющихся действий; - запись становится короче (компактнее). |
первичная проверка понимания изученного |
- Теперь потренируемся составлять алгоритмы. Разбейтесь на 3 группы. Каждая группа получает текст сказки и две блок-схемы циклических алгоритмов, которые необходимо заполнить по тексту. (сказки: «Золушка», «Колобок», «Сказка о рыбаке и рыбке»)
Через 5 минут, один представитель от группы защищает работу. - Все группы потрудились очень хорошо, у Вас получились интересные алгоритмы, а я составила вот такие, давайте посмотрим, совпадают ли мои и Ваши алгоритмы? (Приложение2, слайды 6-11)
- Физкультминутка (Приложение2, слайд 12).
- Объявляется аукцион идей (Приложение2, слайд 13). В течение 1-ой минуты группа пишет на листочке примеры из жизни, где наблюдаются циклические алгоритмы. Время пошло. Через минуту группа, написавшая больше всех примеров, защищается первой, затем вторая и т.д. Варианты ответов не повторять. Побеждает группа, давшая больше всех правильных ответов.
|
Дети разбиваются на 3 группы, получают листы с блок-схемами циклов «ДО» и «ПОСЛЕ», тексты сказок, ищут повторяющиеся действия и составляют алгоритмы.
Учащиеся проверяют правильность выполнения задания, при необходимости корректируют. Защищают свои примеры.
Возможные варианты ответов: выполнение домашнего задания, ходьба, процесс дыхания, круговорот веществ в природе… |
этап применения новых знаний и способов деятельности |
Практическая работа - Ребята, на предыдущих уроках мы работали в программе Power Point. Подумайте и скажите, пользовались ли мы циклическим алгоритмом при создании презентации? - Откройте учебник на странице 167 (Приложение2, слайд 14).
- Сколько слайдов должно быть в презентации? - Каким образом получить 2-ой слайд? Чем он отличается от 1-го?
- При запуске готовой презентации, сколько прыжков сделает девочка? - Как бы сделать так, чтобы девочка прыгнула не один раз, а несколько? -Мы сказали, что использование циклических алгоритмов позволяет сделать запись компактной, а вы предлагаете накопировать много слайдов? - Знаете, ребята, есть такая возможность, не изменяя количества слайдов, сделать так, чтобы девочка прыгала долго. Но я Вам не буду рассказывать, как это сделать. Вы сами сделаете это открытие. Работа рассчитана на 2 урока, сегодня мы должны постараться создать слайды, а на следующем уроке настроим анимацию. Приступаем к выполнению практической работы.
|
Учащиеся отвечают: да, мы выполняли операцию копирования слайдов.
Работают с учебником
- 4.
- операция копирования; положением рук и скакалки - 1
-выдвигают варианты решения (накопировать слайды, …)
Садятся за компьютеры и выполняют практическую работу. |
информация о домашнем задании |
За 5 минут до окончания урока. - Ребята, сохраните работы в свои папки и сядьте за парты. - Откройте дневники, запишем домашнее задание (Приложение2, слайд 15) |
Сохраняют работы;
записывают домашнее задание. |
подведение итогов, рефлексия |
- Давайте вернемся к нашим знакам вопроса. - С каким типом алгоритма мы сегодня познакомились? - Что такое циклический алгоритм?
- Каких типов бывают циклы? - Мы научились правильно записывать циклические алгоритмы в форме блок-схем? - Для чего человек использует циклические алгоритмы? - Мы получили ответы на поставленные Вами вопросы? - Как Вы думаете, чем мы будем заниматься на следующем уроке?
Поблагодарить учащихся за эффективную работу, поставить оценки.
- Ребята, перед Вами на доске 3 картинки: чемодан, мясорубка и корзина. На парте у каждого лежит смайлик. Если материал сегодняшнего урока Вам понятен и пригодится в дальнейшем, то поместить смайлик в чемодан; если что-то осталось непонятным – в мясорубку для переработки; если эти знания вам не пригодятся – в корзину. Подумайте и разместите ваши смайлики. Спасибо за работу, урок окончен, до свидания. |
- циклическим
Дают определение цикла. - «До» и «После» - Да
- Для компактной записи
- Да
- изучать 3-ий вид циклических алгоритмов, тренироваться составлять алгоритмы, доделаем практическую работу.
|