Разработка урока по информатике «Циклические алгоритмы»

Автор: Сухнева Ольга Леонидовна, учитель информатики МОУ «СОШ №7 г. Коряжмы»

Характеристика класса: 6 «Б» класс. В группе 12 учеников. По итогам третьей четверти   имели  75% - «отлично», 25% - «хорошо». Занимаются по учебнику Л.Босова «Информатика 6». По учебному плану – 1 час в неделю (занимаются информатикой 5-ый год).  Мотивация положительная.

 Характеристика темы: 8 урок по теме «Алгоритмизация» и 1 урок по теме «Циклические алгоритмы». На сегодня изучены: понятие алгоритма, исполнителя, СКИ, формы записи алгоритмов, типы алгоритмов: линейный и ветвление. На данном уроке учащиеся познакомятся с циклическим алгоритмом, видами циклических алгоритмов (с пост условием и предусловием), записью на языке блок-схем, будут учиться оформлять циклические алгоритмы и применять в приложении MS Power Point.

 Система целей к уроку:

Общедидактические цели (ОДЦ): обеспечение усвоения и первичного закрепления знаний, и способов деятельности.

Триединая дидактическая цель (ТДЦ):

Образовательный аспект: создать условия для:

  • выдвижения ребёнком гипотез вариантов возможных  действий, определений;
  • усвоения учащимися новых знаний и способов действий на уровне применения знаний в различных ситуациях;
  • анализа выбранного варианта.

Воспитательный аспект: создать условия для развития информационной и коммуникационной культуры.

Развивающий аспект: создать условия для развития интеллектуальных умений, монологической речи и умений информировать сверстников о способах решений.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности.

Оборудование:

  • компьютеры;
  • интерактивная доска;
  • проектор;
  • тест (Приложение 1);
  • презентация (Приложение 2);
  • смайлики;
  • магниты;
  • плакаты с блок-схемами;
  • задания к практической работе.

Формы организации познавательной деятельности:

  • Общеклассная
  • Парная
  • Групповая
  • Индивидуальная

Методы обучения:

  • Проблемный
  • Частично – поисковый

Система контроля на уроке:

  • Взаимоконтроль
  • Самоконтроль
  • Контроль со стороны учителя.

Этапы урока

этап урока

содержание

деятельность ученика

Организацион-ный, подготовка к работе

- Здравствуйте, ребята. Садитесь. У вас на партах лежат листы с тестом (Приложение1). Ответьте на вопросы, работаем в парах. На работу отводится 1 минута.

- Давайте проверим (Приложение2, слайд1).

Максимум можно набрать 12 баллов. Поднимите руку у кого 12 баллов, 11, 10? Молодцы.

- А сейчас, Катя, поможет мне и выступит в роли исполнителя алгоритма. В раковине лежит несколько стаканов, которые необходимо сполоснуть. Вы будете отдавать Кате команды для решения задачи, а я буду их фиксировать в фигурах блок-схемы, которую Вы видите на доске.

- Ребята, запись алгоритма получается очень длинной. У Вас есть какие-нибудь предположения, как можно оформить короче?

 

 

 

- У Вас много версий и практически все верные. Какие действия выполняла Катя?

- А как называется алгоритм, который организует повторяющиеся действия?

- Скажите, чем мы будем заниматься на уроке?

 

- Итак, тема нашего урока?

- Верно. Учитель демонстрирует тему урока (Приложение2, слайд2)

- На какие вопросы в течение урока мы должны получить ответы?

(дети формулируют вопросы, а учитель вывешивает на доску знаки вопроса с написанными на них целями)

 

Повторяют понятия:  алгоритм, исполнитель, СКИ, формы записи алгоритмов, линейный алгоритм, алгоритм с ветвлением;

 

 

 

 Дети диктуют действия:

открыть кран, взять стакан, сполоснуть, убрать, взять стакан, сполоснуть, убрать…

(Катя выполняет)

 

 

 

выдвигают свои варианты: написать сколько раз повторить, стрелочку от очередного блока рисовать не вниз, а вернуть к определенному блоку…

 

- повторяющиеся;

 

 

- циклический

 

- циклическим алгоритмом

 

- циклический алгоритм

 

 

 

Учащиеся предлагают варианты:

- что такое циклический алгоритм;

- виды циклических алгоритмов;

- правила оформления;

- применение циклов.

усвоение новых знаний

- Открываем тетради, записываем число и тему урока: «Циклический алгоритм».

- Попробуйте сформулировать определение циклического алгоритма.

Алгоритм, организующий повторяющиеся действия называется циклическим (Приложение2, слайд 3).

- Как Вы думаете, каких видов бывают циклические алгоритмы? Ваши предположения?

- Существует 3 вида циклических алгоритмов, на этом уроке мы рассмотрим 2 вида, а 3-й вид – на втором уроке.

Давайте познакомимся с циклическим алгоритмом с «предусловием» (ДО) и «постусловием» (ПОСЛЕ).

- Цикл с «предусловием»: сначала думаем, потом делаем;

- цикл с «постусловием»: сначала делаем, потом думаем.

- Попробуем составить запись цикла «ДО» в форме блок-схемы (Приложение2, слайд 4).

Сначала надо подумать, т.е. проверить условие, какой блок?

Затем необходимо выполнить действие, блок?

Куда необходимо направить стрелку?

 

- Повторяющиеся действия выполняются лишь в том случае, когда на вопрос отвечаем ДА, в противном случае идем дальше по алгоритму.

 - Аналогичным образом составим блок-схему цикла «ПОСЛЕ»:

Сначала делаем, какой блок?

Затем думаем, блок?

Куда направим стрелку?

Повторяющиеся действия  в данном виде цикла выполняются при ложном условии. И хотим мы или нет, но один раз действие выполняется всегда. Почему?

 

- Вернемся к алгоритму «Мытье стаканов», попытаемся записать в виде цикла «До» и «После» (Приложение2, слайд 5, интерактивная доска).

 

 

- С какой целью мы используем циклические алгоритмы?

 

- Благодаря циклическому алгоритму, что происходит с записью алгоритма?

 

Открывают тетради, записывают число и тему урока.

Формулируют определения, записывают основные моменты в тетрадь.

 

 

 

Учащиеся выдвигают гипотезы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- ромб;

 

- прямоугольник;

- на блок принятия решения.

 

 

 

 

 

 

 

- прямоугольник;

- ромб;

- на действие.

 

 

 

- сначала делаем, потом думаем

 

- 2 человека оформляют алгоритмы на доске, учитель и класс контролируют правильность записи.

 

 

- Для организации повторяющихся действий;

- запись становится короче (компактнее).

первичная проверка понимания изученного

- Теперь потренируемся составлять алгоритмы. Разбейтесь на 3 группы. Каждая группа получает текст сказки  и две блок-схемы циклических алгоритмов, которые необходимо заполнить по тексту.

(сказки: «Золушка», «Колобок», «Сказка о рыбаке и рыбке»)

 

Через 5 минут, один представитель от группы защищает работу.

- Все группы потрудились очень хорошо, у Вас получились интересные алгоритмы, а я составила вот такие, давайте посмотрим, совпадают ли мои и Ваши алгоритмы? (Приложение2, слайды 6-11)

 

- Физкультминутка (Приложение2, слайд 12).

 

- Объявляется аукцион идей (Приложение2, слайд 13). В течение 1-ой минуты группа пишет на листочке примеры из жизни, где наблюдаются циклические алгоритмы. Время пошло.

Через минуту группа, написавшая больше всех примеров, защищается первой, затем вторая и т.д. Варианты ответов не повторять. Побеждает группа, давшая больше всех правильных ответов.

 

Дети разбиваются на 3 группы, получают листы с блок-схемами циклов «ДО» и «ПОСЛЕ», тексты сказок, ищут повторяющиеся действия и составляют алгоритмы.

 

Учащиеся проверяют правильность выполнения задания, при необходимости корректируют.

Защищают свои примеры.

 

 

 

 

 

 

Возможные варианты ответов: выполнение домашнего задания, ходьба, процесс дыхания, круговорот веществ в природе…

этап применения новых знаний и способов деятельности

Практическая работа

- Ребята, на предыдущих уроках мы работали в программе Power Point. Подумайте и скажите, пользовались ли мы циклическим алгоритмом при создании презентации?

- Откройте учебник на странице 167 (Приложение2, слайд 14).

 

- Сколько слайдов должно быть в презентации?

 - Каким образом получить 2-ой слайд? Чем он отличается от 1-го?

 

- При запуске готовой презентации, сколько прыжков сделает девочка?

- Как бы сделать так, чтобы девочка прыгнула не один раз, а несколько?

-Мы сказали, что использование циклических алгоритмов позволяет сделать запись компактной, а вы предлагаете накопировать много слайдов?

- Знаете, ребята, есть такая возможность, не изменяя количества слайдов, сделать так, чтобы девочка прыгала долго. Но я Вам не буду рассказывать, как это сделать. Вы сами сделаете это открытие. Работа рассчитана на 2 урока, сегодня мы должны постараться создать слайды, а на следующем уроке настроим анимацию. Приступаем к выполнению практической работы.

 

Учащиеся отвечают:

да, мы выполняли операцию копирования слайдов.

 

 

Работают с учебником

 

 

- 4.

 

- операция копирования;

положением рук и скакалки

- 1

 

-выдвигают варианты решения (накопировать слайды, …)

 

 

 

 

 

Садятся за компьютеры и выполняют практическую работу.

информация о домашнем задании

За 5 минут до окончания урока.

- Ребята, сохраните работы в свои папки и сядьте за парты.

- Откройте дневники, запишем домашнее задание (Приложение2, слайд 15)

 

Сохраняют работы;

 

записывают домашнее задание.

подведение итогов, рефлексия

- Давайте вернемся к нашим знакам вопроса.

- С каким типом алгоритма мы сегодня познакомились?

- Что такое циклический алгоритм?

 

- Каких типов бывают циклы?

- Мы научились правильно записывать циклические алгоритмы в форме блок-схем?

- Для чего человек использует циклические алгоритмы?

- Мы получили ответы на поставленные Вами вопросы?

- Как Вы думаете, чем мы будем заниматься на следующем уроке?

 

Поблагодарить учащихся за эффективную работу, поставить оценки.

 

- Ребята, перед Вами на доске 3 картинки: чемодан, мясорубка и корзина. На парте у каждого лежит смайлик. Если материал сегодняшнего урока Вам понятен и пригодится в дальнейшем, то поместить смайлик в чемодан; если что-то осталось непонятным – в мясорубку для переработки; если эти знания вам не пригодятся – в корзину. Подумайте и разместите ваши смайлики.

 Спасибо за работу, урок окончен, до свидания.

 

 

- циклическим

 

Дают определение цикла.

- «До» и «После»

- Да

 

 

- Для компактной записи

 

- Да

 

- изучать 3-ий вид циклических алгоритмов, тренироваться составлять алгоритмы, доделаем практическую работу.

 

Яндекс.Метрика
создание сайтов в Коряжме