Региональная программа «Правовое просвещение и формирование основ законопослушного поведения обучающихся 1-11 классов общеобразовательных учреждений»
Пояснительная записка
Региональная программа «Правовое просвещение и формирование основ законопослушного поведения обучающихся обучающихся 1-11 классов общеобразовательных учреждений» разработана на основании Конституции РФ, Конвенции ООН о правах ребенка, принятой 20.11.1989г. (Сб-к междунар. договоров СССР, 1993г.), Семейного кодекса РФ от 29.12.1995 №223-РФ (ред. от 01.09.2012), Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и в соответствии с поручением Минобрнауки Архангельской области (Письмо министерства образования и науки Архангельской области от 23.01.2013 №109/02-01-16/345 «О реализации поручений Президента»).
Одним из направлений государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан является развитие правового образования и воспитания подрастающего поколения в образовательных организациях общего образования различного вида и типа посредством внедрения в образовательный процесс учебных курсов, программ, учебно-методических материалов, обеспечивающих получение знаний в области права.
Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования определяют формирование гражданской позиции обучающегося, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические демократические ценности одним из личностных результатов освоения основной образовательной программы.
Региональная программа «Правовое просвещение и формирование основ законопослушного поведения обучающихся обучающихся 1-11 классов общеобразовательных учреждений» (далее – Программа) является частью системы правового просвещения и формирования основ законопослушного поведения обучающихся в Архангельской области и ориентирована на формирование гражданской идентичности, на формирование у обучающихся законопослушного поведения в качестве общественно одобряемого образца.
1. Программа разработана с учетом
- целей и задач воспитания обучающихся, определенных Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина РФ и федеральными государственными образовательными стандартами общего образования;
- повышения актуальности формирования у обучающихся ценностей гражданского общества и правового демократического государства;
- возрастных закономерностей развития обучающихся, их возможностей и способностей на каждой ступени образования;
- прав и обязанностей детей и молодежи и возраста, с которого эти права и обязанности наступают;
- содержания примерных программ обучения школьников по предмету «Обществознание»;
- деятельностного характера образования, направленного на формирование универсальных учебных действий, коммуникативной, практической, творческой деятельности;
- обеспечения вариативности и гибкости в использовании содержания данной программы в условиях конкретного образовательного учреждения.
2. Структура программы «Правовое просвещение и формирование основ законопослушного поведения обучающихся 1-11 классов общеобразовательных учреждений»
Программа структурирована по ступеням общего образования (начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование).
Программа имеет пояснительную записку, в которой представлены особенности программы, ее структура, цели и задачи реализации программы на каждой ступени, а также особенности реализации программы в образовательном процессе.
Далее по каждой ступени программа представлена следующими элементами: планируемые результаты освоения программы; примерный учебно-тематический план; Содержание программы.
3. Цели и задачи программы
Возраст обучающихся |
Обучающиеся 1-4 классов |
Обучающиеся 5-9 классов |
Обучающиеся 10-11 классов |
Цель |
формирование правовой культуры школьников, законопослушного поведения и гражданской ответственности; развитие правового самопознания; оптимизация познавательной деятельности, профилактика безнадзорности, правонарушений и преступлений школьников, воспитание основ безопасности жизнедеятельности человека. |
||
Задачи |
- знакомство обучающихся с основными правами человека (право на имя, на неприкосновенность частной жизни, на труд и образование и др.) - формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; - формирование умения выражать свое мнение и конструктивно разрешать конфликты; - воспитание ответственности за свои поступки. |
- воспитание у школьников уважения к Закону, правопорядку, позитивным нравственно-правовым нормам; - развитие интереса обучающихся к праву; - формирование умений обучающихся разрешать конфликтных ситуаций в семье и школе. - развитие творческого потенциала школьников через актуализацию темы прав человека, норм законов и ответственности за их несоблюдение. |
– знакомство обучающихся с правами и обязанностями; – воспитание гражданской ответственности, уважения к правам и свободам другого человека; – формирование способности и готовности к ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом; – развитие социально-правовой активности, умений подростков грамотно отстаивать свои права. |
4. Особенности реализации программы в образовательном процессе
На основе данной программы педагоги образовательных учреждений могут разработать
- раздел программы воспитания и социализации обучающихся (как часть основной образовательной программы школы);
- программу внеурочной деятельности, имеющую духовно-нравственную или общекультурную направленность;
- программу факультативного (элективного) курса, имеющего правовую направленность.
Содержание программы и количество часов и может варьироваться в зависимости от условий образовательного учреждения и уровня подготовленности обучающихся в объеме не более 25%.
Программа правового просвещения обучающихся направлена на реализацию задач федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.
Приложения к программе:
Приложение 1. Список нормативных правовых актов.
Приложение 2. Список литературы для педагогов (указаны источники, в которых педагоги смогут найти методические разработки обучающих и воспитательных мероприятий как для обучающихся, так и для их родителей).
НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Планируемые результаты освоения программы
В результате освоения программы обучающийся должен знать
- правила поведения, принятые в современном обществе;
- названия основных документов в области защиты прав человека;
- основные документы, подтверждающие социальный статус человека;
- о равных возможностях людей, вне зависимости от национальной принадлежности;
- права человека на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени;
- органы (службы), которые занимаются защитой прав ребёнка;
уметь
- уметь раскрыть сущность определений из области прав человека;
- проявлять уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
- осознать свою этническую и национальную принадлежность;
- выражать свое мнение, прислушиваться к мнению других;
- конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
- проявлять осторожность и осмотрительность при общении с незнакомыми и малознакомыми людьми;
- самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей, классом, школой, обществом;
- устанавливать причинно-следственные связи между правами, обязанностями и ответственностью.
- проявлять доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость к окружающим людям.
владеть
- приемами решения практических ситуаций;
- правилами поведения безопасного для себя и окружающих;
- приемами бесконфликтного общения и поведения;
- алгоритмом действий в случае нарушения прав ребенка.
Примерный учебно-тематический план
№ |
Наименование разделов и тем |
Количество часов |
|||
1 класс |
2 класс |
3 класс |
4 класс |
||
1. |
Раздел «Право и ответственность» |
||||
1.1. |
Наше право |
1 |
1 |
1 |
1 |
1.2. |
Что такое ответственность? |
- |
- |
1 |
1 |
1.3. |
Ценность жизни |
1 |
1 |
- |
- |
2. |
Раздел «Гражданские права и свободы» |
||||
2.1. |
Государство – это мы |
- |
- |
- |
1 |
2.2. |
Я и мое имя |
1 |
|
|
|
2.3. |
Личные документы |
- |
1 |
- |
- |
2.4. |
Кто где живет? |
- |
- |
1 |
- |
2.5. |
Дети планеты Земля |
- |
- |
- |
1 |
2.6. |
Право на тайну |
- |
- |
- |
1 |
2.7. |
Право на собственное мнение |
- |
- |
1 |
- |
2.8. |
Законы дружбы |
- |
- |
1 |
- |
3. |
Раздел «Семья и семейные отношения» |
||||
3.1. |
Моя семья |
1 |
- |
- |
- |
3.2. |
Семейный отдых |
- |
1 |
1 |
- |
3.3. |
Мой дом |
- |
- |
- |
1 |
4. |
Раздел «Образование: права и обязанности» |
||||
4.1. |
Мой труд |
- |
1 |
1 |
- |
4.2. |
Как важно быть грамотным |
1 |
- |
- |
- |
4.3. |
Наша школа |
- |
- |
- |
1 |
4.4. |
Права и обязанности обучающихся |
- |
- |
1 |
- |
5. |
Раздел «Здоровье и безопасность» |
||||
5.1. |
Если хочешь быть здоров |
- |
1 |
- |
- |
5.2. |
Урок безопасности |
1 |
1 |
1 |
1 |
5.3. |
Безопасная улица |
1 |
1 |
1 |
1 |
6. |
Раздел «Защита прав и ответственность ребенка» |
||||
6.1. |
Правонарушение. Виды ответственности. |
- |
- |
1 |
1 |
6.2. |
Как защитить свои права |
- |
- |
- |
1 |
6.3. |
День защиты детей |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
Итого |
8 |
9 |
12 |
12 |
Содержание программы
Содержание |
Виды деятельности обучающихся |
Формы занятий |
Радел 1. «Право и ответственность» |
||
Тема «Наше право» Правила вокруг нас. Конституция РФ. Конвенция о правах ребенка. Декларация прав человека. Права и обязанности человека. Реализация прав ребенка. Справедливость. Конфликт прав. |
Осознание правил, принятых в современном обществе. Знакомство с основными документами в области защиты прав человека. Понимание сущности определений «право», «ответственность», «справедливость». Решение практических ситуаций «Права в жизни».
|
Классный час |
Тема «Что такое ответственность?» Ответственность по отношению к другим людям. Взаимодействие с другими людьми. Внимательное отношение к людям. |
Понимание необходимости отвечать за свои поступки, проявлять ответственность по отношению к другим людям. Установление причинно-следственных связей. Решение практических ситуаций, связанных с взаимодействием с другими людьми. |
Беседа, ролевая игра |
Тема «Ценность жизни» Право на жизнь. Право детей на защиту здоровья Жизнь, ценность жизни, лишение жизни, безопасность. Права – всеобщие и неделимые. |
Осознание ценности человеческой жизни. Выполнение правил безопасного для себя и окружающих образа жизни. Проявление положительного отношения к сохранению и укреплению здоровья. Анализ жизненных ситуаций. |
Беседа |
Раздел 2. «Гражданские права и свободы» |
||
Тема «Государство – это мы» Государство. Обязанность государства - соблюдение и защита прав и свобод каждого гражданина. Конституция РФ – основной закон нашего государства. |
Объяснение смысла понятий «государство», «гражданство», «гражданин». Знакомство с основным законом нашего государства - Конституцией РФ.
|
Беседа |
Тема «Я и мое имя» Имя, значение имени, отчество, фамилия |
Понимание значения имени в жизни человека. Понимание значения отчества и фамилии для человека. |
Беседа, рисунок «Мой портрет» |
Тема «Личные документы» Права, обязанность, возраст, требования, поведение, документ, свидетельство о рождении. |
Знакомство с документами, подтверждающими социальный статус человека. Рассматривание и сравнение документов: свидетельство о рождении, паспорт. |
Беседа, работа в группах |
Тема «Кто где живет?» Страна, народы, дружба, иностранный язык, национальность, раса, вера, сходство, различия, такт, деликатность, терпимость, унижение, обычаи. |
Осознание целостности окружающего мира. Проявление уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. Осознание своей этнической и национальной принадлежность. |
Беседа, игра «Мы похожи»
|
Тема «Дети планеты Земля» Равные возможности детей разных национальностей. Национальная культура. |
Знакомство с традициями представителей различных культур и национальностей. |
Заседание международного детского клуба |
Тема «Право на тайну» Информация, источники получения информации. Тайна переписки. Персональные данные. Необходимость обеспечения безопасности персональных данных. Личные вещи ребенка. |
Осознание права человека на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Освоение доступных способов получения информации из различных источников. Соблюдение правил переписки, сохранения и передачи персональных данных. Понимание сути и назначения личных вещей, формулирование правил отношения к личным вещам («своим и чужим»). |
Классный час |
Тема «Право на собственное мнение» Право каждого человека на собственное мнение, на свободу мысли и высказываний. |
Изучение правил высказывания своего мнения. Упражнение в выражении своего мнения, восприятие (слушание и понимание) мнения других. Обсуждение вопроса «Всегда ли нужно высказывать своё мнение?» |
Беседа |
Тема «Законы дружбы» Дружба, друг, друзья. Качества настоящего друга. Бесконфликтное общение. Причины ссор и пути их разрешения. |
Объяснение смысла понятий «дружба», «друг», «общение», «конфликт». Изучение правил бесконфликтного общения и поведения. Анализ конфликтных ситуаций, объяснение причин их возникновения и проектирование путей их разрешения. Разрешение конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества (решение ситуационных задач). |
Беседа, просмотр видеофрагментов, работа в группах
|
Раздел 3. «Семья и семейные отношения» |
||
Тема «Моя семья» Семья. Члены семьи, родственные связи. Качества личности, которые способствуют укреплению семьи (уважение, забота, сочувствие, сопереживание, почтение). Защита прав ребенка членами его семьи. |
Понимание назначения семьи. Характеристика семьи и семейных отношений. Подбор примеров, подтверждающих важную роль семьи в жизни человека. |
Беседа, сюжетно-ролевая игра «Семья» |
Тема «Семейный отдых» Право на отдых. Семейный отдых: активный, пассивный. Условия для отдыха, сохранение здоровья. |
Понимание того, что отдых необходим для сохранения здоровья человека. Составление рассказа, подготовка презентации, альбома о видах семейного отдыха. |
Беседа, практическое занятие |
Тема «Мой дом» Условия жизни. Дом и его функции. Предметы быта и роскоши. |
Объяснение понятий «дом», «быт». Характеристика условий жизни, благоприятных для развития ребенка. Выражение собственного мнения о необходимых предметах быта и предметах роскоши. |
Беседа, сообщение по теме «Мои желания» |
Раздел 4. «Образование: права и обязанности ребенка» |
||
Тема «Мой труд» Деятельность: игра, учеба, общение, труд. Домашний труд ребенка. Дети как рабочая сила |
Объяснение понятий «труд», «учеба», «посильный и непосильный труд», «рабочая сила». Различение видов деятельности человека. Объяснение и характеристика посильных для ребенка видов трудовой деятельности. |
Беседа |
Тема «Как важно быть грамотным» Образование, право на образование. |
Объяснение понятий «образование», «обучение». Понимание значимости образования. |
Беседа |
Тема «Наша школа» Право на образование. Распорядок в школе. Устав школы – закон ее жизни. Права учащихся в школе. Ответственность учащихся. |
Знакомство с внутренним распорядком в школе и правилами поведения обучающихся. Знакомство с основными положениями Устава школы. Знакомство с правами учащихся в школе. Конкретизация понятия «ответственность учащихся». |
Беседа |
Тема «Права и обязанности обучающихся» Права учащихся в нашей школе и классе. Правила поведения в школе, классе. |
Подбор примеров из жизни школьника по теме «Права и обязанности школьника». Разработка правила поведения в школе, классе (работа в группах). |
Практическое занятие |
Раздел 5. «Здоровье и безопасность» |
||
Тема «Если хочешь быть здоров» Право на охрану здоровья. Здоровый образ жизни. |
Раскрытие понятия «здоровье». Понимание значимости здоровья и необходимости соблюдение определенных правил для сохранения здоровья человека. Обсуждение правил ведения здорового образа жизни; демонстрация примеров и приемов ведения здорового образа жизни. Знакомство с услугами системы здравоохранения. |
Классный час с приглашением медицинского работника школы |
Тема «Урок безопасности» Поведение на улице. Обращение с незнакомыми людьми на улице. Предотвращение опасных ситуаций на улице с детьми. Осторожность. Осмотрительность. |
Выполнение правил безопасного для себя и окружающих поведения. Решение практических ситуаций, связанных с правилами поведения на улице, общения с незнакомыми людьми. Упражнение в общении с незнакомыми и малознакомыми людьми. |
Беседа, просмотр видеофрагментов, решение ситуационных задач |
Тема «Безопасная улица» Дорожная безопасность, правила дорожного движения. Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Дорожно-транспортный травматизм. |
Формулирование правил безопасного поведения на улицах и дорогах. Соблюдение правил дорожного движения. Различение прав и обязанностей пешеходов, велосипедистов, пассажиров. Выявление причин дорожно-транспортного травматизма. Анализ практических ситуаций, связанных с дорожно-транспортным травматизмом. |
Беседа с инспектором ГИБДД, социальная акция, конкурс рисунков «Мой двор, моя улица» |
Раздел 6. « Защита прав и ответственность ребенка» |
||
Тема «Правонарушение. Виды ответственности» Правонарушения: проступки и преступления. Виды наказаний несовершеннолетних детей и подростков |
Называние признаков правонарушений. Различение видов правонарушений и видов ответственности Подбор примеров проступков и правонарушений. Анализ практических ситуаций, связанных с правонарушениями. |
Беседа с инспектором по делам несовершеннолетних. |
Тема «Как защитить свои права» Органы власти в чьи обязанности входит защита прав ребенка. |
Знакомство с органами (службами), которые занимаются защитой прав ребёнка. Составление алгоритма действий в случае нарушения прав ребенка. Решение практических ситуаций. |
Классный час, беседа с инспектором по делам несовершеннолетних. |
Тема «День защиты детей» |
Осознание и освоение правил поведения, принятых в современном обществе. Выполнение правил безопасного для себя и окружающих образа жизни и поведения. Выражение собственного мнения. |
Праздничное мероприятие, конкурс рисунков «Я рисую свои права», викторина |
ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Планируемые результаты освоения программы
В результате освоения программы обучающийся должен знать
- содержание прав и свобод человека и гражданина РФ;
- понятие и принципы правосудия;
- органы и способы правозащиты;
уметь
- характеризовать организации и деятельность органов государственной власти; порядок рассмотрения гражданских, трудовых, административно-правовых споров; порядок заключения и расторжения трудовых договоров;
- использовать различные формы социальной защиты и социального обеспечения.
Примерный учебно-тематический план
№ |
Наименование разделов и тем |
Количество часов |
||||
5 класс |
6 класс |
7 класс |
8 класс |
9 класс |
||
1. |
Раздел «Основы права |
|||||
1.1. |
Право, мораль и религия |
|
|
|
2 |
|
1.2 |
Ловушка для подростка |
|
|
3 |
|
|
2. |
Раздел «Права человека» |
|||||
2.1. |
Встреча с законом |
2 |
|
|
|
|
2.2. |
Основной закон государства |
|
2 |
|
|
|
2.3. |
Человек и его права |
|
|
2 |
|
|
3. |
Раздел «Права ребенка» |
|||||
3.1. |
Ваши права, дети |
1 |
|
|
|
|
3.2. |
Конвенция о правах ребенка. Охранная грамота детства |
|
2 |
|
|
|
4. |
Раздел «Гражданские и политические права» |
|||||
4.1. |
Гражданство и гражданин |
|
|
|
1 |
|
4.2. |
Права детей по гражданскому кодексу |
|
|
|
|
1 |
5. |
Раздел «Трудовое право» |
|||||
5.1. |
Права детей по трудовому кодексу |
|
|
2 |
|
|
5.2. |
Труд – право или обязанность? |
|
|
|
2 |
|
6. |
Раздел «Семейное право» |
|||||
6.1. |
Семья – это… |
|
|
|
|
1 |
6.2. |
Семья и закон |
|
|
|
|
2 |
7. |
Раздел «Взаимоотношение прав и обязанностей. Обязанности детей» |
|||||
7.1. |
Мои права = мои обязанности |
2 |
|
|
2 |
|
7.2. |
Законы об обязанностях |
|
1 |
|
|
|
8. |
Раздел «Защита прав человека» |
|||||
8.1. |
Как защитить свои права? |
|
|
|
|
2 |
8.2 |
Защита прав человека на международном уровне |
|
|
|
|
1 |
|
Итого |
5 |
5 |
7 |
7 |
7 |
Содержание программы
Содержание |
Виды деятельности обучающихся |
Формы занятий |
Радел 1. «Основы права» |
||
Тема «Право, мораль и религия» Понятия «право», «правовая норма». Элементы системы права. Источники права. Правовая норма и ее структура. Виды правовой нормы. |
Освоение понятий «право», «правовая норма», «элементы права», «источники права». |
Лекция с элементами дискуссии |
Тема «Ловушка для подростка» Понятие «правоотношения», виды юридической ответственности. |
Изучение новых понятий: правоотношения, юридическая ответственность.
|
Лекции и беседы с обучающимися, имитационные игры |
Раздел 2. «Права человека» |
||
Тема «Встреча с законом» Понятие «конституция». Конституция как основной закон страны. |
Изучение основ конституции РФ (знакомство с отдельными статьями конституции). Работа в группах в процессе подготовки к викторине. |
Беседа, викторина «Что мы знаем о конституции?» |
Тема «Основной закон государства» Глава 2 Конституции РФ. «Права и свободы человека и гражданина». |
Знакомство с правами человека, отраженным ив Конституции РФ. |
Беседа. Прием «Новая конституция» (составление своего перечня прав, сопоставление с Конституцией РФ») |
Тема «Человек и его права» Права человека как регулятор отношения человека, общества и государства. Появление прав человека. Подходы к правам человека. Основные документы по правам человека. Всеобщая декларация прав человека. Европейская конвенция по правам человека. |
Изучение документов. Сопоставление прав человека, прописанных в Европейской конвенции, и ситуации их реализации в РФ. |
Беседа, работа с документами (в группах), прием «Шкала» |
Раздел 3. «Права ребенка» |
||
Тема «Ваши права, дети» Общее понятие прав ребенка. Отличие прав ребенка от прав взрослых. Права ребенка в школе. |
Изучение понятия «права ребенка», понимание сущности определения «право», «ответственность», «справедливость». |
Беседа с использованием активных и интерактивных методы работы |
Тема «Конвенция о правах ребенка. Охранная грамота детства» Основные группы прав детей по конвенции. |
Изучение Конвенции прав ребенка. Знакомство с текстом и историей принятия конвенции по правам ребенка. Понимание важности для каждого школьника знания прав ребенка (обсуждение вопросов в группах). |
Практическое занятие – изучение документа |
Раздел 4. «Гражданские и политические права» |
||
Тема «Гражданство и гражданин» Понятие «гражданин», «гражданство». Условия получения гражданства. Гражданство ребенка. Закон РФ «О гражданстве». |
Изучение новых понятий. Рассмотрение закона «О гражданстве» (главы 2 и 3: приобретение и прекращение гражданства РФ). |
Беседа, рассмотрение ситуаций, связанных с приобретением или лишением гражданства |
Тема «Права детей по гражданскому кодексу» Характеристика ГК РФ, имущественные права детей по ГК РФ. |
Знакомство с ГК РФ, решение правовых задач. Драматизация ситуаций, касающихся имущественных прав детей. |
Практическое занятие |
Раздел 5. «Трудовое право» |
||
Тема «Права детей по трудовому кодексу» Трудовой кодекс РФ, особенности регламентации труда несовершеннолетних. |
Знакомство с основными правами и обязанностями несовершеннолетних работников по ТК РФ.
|
Беседа. Работа с коллажами в группах по трудовым правам детей. |
Тема «Труд – право или обязанность?» Права и обязанности работников. Общая характеристика трудового кодекса. |
Работа в группах по выявлению нарушений прав человека по трудовому кодексу. Имитация действий, связанных с поиском работы. |
Решение ситуационных задач, практическое занятие «Прием на работу» |
Раздел 6. «Семейное право» |
||
Тема «Семья – это…» Семья как объект и субъект правового регулирования. Взаимообязанности в семье. |
Определение понятия «институт семьи», понимание его важности для общества. |
Беседа, инсценирование ситуаций в семье, связанных с правами |
Тема «Семья и закон» Общая характеристика семейного кодекса РФ. |
Знакомство с семейным кодексом РФ. Выявление нарушений норм семейного кодекса при разборе ситуаций. |
Решение задач по семейному праву |
Раздел 7. «Взаимоотношение прав и обязанностей. Обязанности детей» |
||
Тема «Мои права = мои обязанности» Взаимоотношения прав и обязанностей. Права и обязанности родителей и детей в семье. |
Изучение документов, где определены основные права детей. Понимание, что наличие прав предполагает наличие обязанностей. Выработка основных обязанностей пятиклассника. |
Беседа |
Тема «Законы об обязанностях» Обязанности человека. Всеобщая декларация прав человека (каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности.). Европейская конвенция по правам человека. Конституция РФ об обязанностях человека (каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы; каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам; защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина РФ; трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях). |
Изучение основных обязанностей, обозначенных в конституции РФ и других документах. Понимание важности и целесообразности для развития общества наложения обязанностей. Выработка своего варианта перечня обязанностей человека (обсуждение в группах). |
Беседа и практическое занятие: составление «Декларации обязанностей человека» |
Раздел 8. «Защита прав человека» |
||
Тема «Как защитить свои права?» Юридические гарантии прав человека – наличие механизмов защиты. Самозащита своих прав и свобод. Судебная защита прав человека и гражданина. Несудебная защита прав человека и гражданина. |
Изучение правозащитных технологий, знакомство с основными институтами защита прав в РФ. (судебная система, прокуратура, уполномоченный по правам человека и др.)
|
Беседа, практическое занятие, практическое занятие «Защити свои права»
|
Тема «Защита прав человека на международном уровне» Международные механизмы защиты прав человека (ООН и Совет Европы). Деятельность Европейского Суда по правам человека. |
Изучение дел, рассмотренных в Европейском Суде по правам человека - ЕСПЧ. |
Изучение дел, рассмотренных в Европейском Суде по правам человека, просмотр видеофрагментов, посвященных работе ЕСПЧ, ООН и других институтов, занимающихся защитой прав человека |
СРЕДНЕЕ (ПОЛНОЕ) ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Планируемые результаты освоения программы
В результате освоения программы обучающийся должен знать
- основные права и обязанности юношества в области семейного, имущественного, гражданского, трудового и уголовного отраслей прав;
- названия основных документов, регулирующих правовые отношения в различных отраслях права;
- приемы работы с социально значимой информацией, её осмысление; развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам;
уметь
- соотносить собственное поведение и поступки других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законодательством Российской Федерации,
- защищать правопорядок и грамотно отстаивать свои права правовыми способами и средствами;
- реализовывать основные социальные роли в пределах своей дееспособности.
Примерный учебно-тематический план
№ |
Раздел, тема |
Количество часов |
|
10 класс |
11 класс |
||
1. |
Раздел «Личные права» |
||
1.1. |
Крепкая семья – личная ответственность каждого |
2 |
|
1.2. |
Ответственное родительство |
|
2 |
2. |
Раздел «Имущественные права» |
||
2.1. |
Имущественные права несовершеннолетнего гражданина |
2 |
|
2.2. |
Имущественные споры |
2 |
- |
3. |
Раздел «Социальные и культурные права» |
||
3.1. |
Несовершеннолетние и право на труд |
2 |
- |
3.2. |
Избирательное право: формула социальной ответственности |
- |
4 |
3.3. |
Гражданин и воинская обязанность |
4 |
2 |
3.4. |
Правонарушения и юридическая ответственность |
4 |
4 |
3.5. |
Сумей себя защитить |
2 |
2 |
|
Итого |
18 |
14 |
Содержание программы
Содержание |
Виды деятельности обучающихся |
Формы занятий |
Радел 1. « Личные права» |
||
Тема «Крепкая семья – личная ответственность каждого» Брак. Правовое регулирование отношений супругов. Брачный контракт. |
Знакомство с правами и обязанностями вступающих в брак, правами и обязанностями родителей. Анализ возможных последствий безответственного поведения родителей. Моделирование и решение ситуаций, требующих применения норм правового регулирования отношений супругов и родителей и детей. |
Практическое занятие, решение ситуационных задач |
Тема «Ответственное родительство» Права и обязанности родителей. Усыновление детей. Опека и попечительство над детьми. Права несовершеннолетних детей» |
Практическое занятие, решение ситуационных задач |
|
Раздел 2. Имущественные права |
||
Тема «Имущественные права несовершеннолетнего гражданина» Правоспособность и дееспособность гражданина. Недееспособность сделок, совершённых несовершеннолетними. Обязательства вследствие причинения вреда несовершеннолетним. Наследование несовершеннолетними. |
Знакомство с имущественными правами и обязанностями гражданина, в том числе несовершеннолетнего. Освоение понятий «правоспособность», «дееспособность» и «недееспособность», Выявление причин недееспособности гражданина.
|
Беседа |
Тема «Имущественные споры» Недееспособность сделок, совершённых несовершеннолетними. Обязательства вследствие причинения вреда несовершеннолетним. Наследование несовершеннолетними |
Моделирование и решение ситуаций, требующих применения норм правового регулирования имущественных споров. |
Практическое занятие, решение ситуационных задач |
Раздел 3. Социальные и культурные права |
||
Тема «Несовершеннолетние и право на труд» Трудоустройство и занятость. Права несовершеннолетних. Гарантии трудовых прав несовершеннолетних: запрещение направления в служебные командировки, привлечение к сверхурочной работе, работа в ночное время, в выходные нерабочие и праздничные дни; увольнение по инициативе работодателя только с согласия государственной инспекции труда и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и др. |
Знакомство с правами несовершеннолетнего при устройстве на работу. Моделирование и решение ситуаций, требующих применения норм правового регулирования несовершеннолетнего и работодателя. |
Практическое занятие, решение ситуационных задач |
Тема «Избирательное право: формула социальной ответственности» Избирательная система и избирательное право. Принципы избирательного права. Гарантии избирательных прав граждан. Порядок проведения выборов. |
Знакомство с избирательной системой РФ. Понимание значения избирательного права для гражданина РФ. Осознание потребности в активной гражданской позиции. Овладение правилами выражения своей гражданской позиции в правовом поле. Анализ и обсуждение возможных социальные последствий принимаемого решения. |
Беседа «Что такое избирательное право?» (с приглашением представителей Участковой избирательной комиссии), дискуссия «Молодёжь и выборы: формула социальной ответственности», конкурс сочинений-рассуждений «Если бы я был президентом (депутатом)» |
Тема «Гражданин и воинская обязанность» Конституционный долг – защита Отечества Обязанности и права призывников. |
Характеристика мировых процессов и сопоставление их с безопасностью государства. Знакомство c примерами самоотверженного служения по защите Отечества. Знакомство с воинской обязанностью гражданина РФ. Знакомство с обязанностями и правами призывников, в том числе на альтернативную службу. Анализ причины и возможные последствий нежелания служить в армии. Анализ и характеристика реформы в армии. |
Дебаты (примерная тема «Служить или не служить в армии: нравственный выбор»), встречи с интересными людьми (примерная тема «Армия – школа для настоящих мужчин»), дискуссия «Реформы в армии: моя позиция» |
Тема «Правонарушения и юридическая ответственность» Административная, материальная и уголовная ответственность несовершеннолетнего. Действие УК во времени и пространстве. Виды преступлений. Лица, подлежащие уголовной ответственности. Вина. Соучастие в преступлении. Обстоятельства, исключающие преступность деяния. Виды наказаний. Освобождение от уголовной ответственности и от наказания. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Преступления против семьи и несовершеннолетних |
Знакомство с видами ответственности, в том числе несовершеннолетнего гражданина. Анализ причин преступных деяний. Знакомство с видами уголовных преступлений. Осознание неотвратимость наказания. Моделирование и решение ситуаций, требующие применения норм уголовного права. |
Дискуссия «Как и почему становятся преступниками»; цикл бесед по теме «Правонарушения и юридическая ответственность», ролевая игра «Если вы попали в полицию» |
Тема «Сумей себя защитить» Применение правозащитных технологий через самозащиту своих прав и свобод и основные институты защиты прав в РФ (судебная система, прокуратура, уполномоченный по правам человека и др.) |
Моделирование и решение ситуаций, требующие применения норм из различных областей права. |
Ролевая игра, решение ситуационных задач на применение норм из различных областей права |
Приложение 1
Список нормативных правовых актов
Международный уровень
- Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948).
- Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (Нью-Йорк, 30.09.1990; Россия подписала Декларацию 31.01.1992).
- "Декларация о праве и обязанности отдельных лиц, групп и органов общества поощрять и защищать общепризнанные права человека и основные свободы" (Принята в г. Нью-Йорке 09.12.1998 Резолюцией 53/144 на 85-ом пленарном заседании 53-ей сессии Генеральной Ассамблеи ООН).
- "Декларация прав ребенка" (Принята 20.11.1959 Резолюцией 1386 (XIV) на 841-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН).
- "Конвенция о правах ребенка" (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990).
- "Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка, касающийся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии". (Принят в г. Нью-Йорке 25.05.2000 Резолюцией 54/263 на 97-ом пленарном заседании 54-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН).
- "Конвенция об охране и поощрении разнообразия форм культурного самовыражения" (Вместе с "Согласительной процедурой") (Заключена в г. Париже 20.10.2005).
- "Декларация и программа действий в области культуры мира". Резолюция 53/243 Генеральной Ассамблеи ООН. (Принята в г. Нью-Йорке 13.09.1999 на 107-ом пленарном заседании 53-ей сессии Генеральной Ассамблеи ООН).
- "Европейская социальная хартия (пересмотренная)" (принята в г. Страсбурге 03.05.1996).
- "Европейская конвенция об осуществлении прав детей" (ETS N 160) [рус., англ.] (Заключена в г. Страсбурге 25.01.1996).
- Рекомендация Европейского Союза от 24 января 1996 г. N 1286(1996) по Европейской стратегии в отношении детей.
- Всеобщая декларация о культурном разнообразии. Принята 31-й сессией Генеральной конференции ЮНЕСКО, Париж,02.11.2001г.
- "Декларация о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном и международном уровнях". (Принята 03.12.1986 Резолюцией 41/95 Генеральной Ассамблеи ООН).
- "Декларация принципов терпимости" (Принята в г. Париже 16.11.1995 Резолюцией 5.61 на 28-ой сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО).
- "Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования". (Заключена в г. Париже 14.12.1960).
- "Конвенция о юрисдикции, применимом праве, признании, исполнении и сотрудничестве в отношении родительской ответственности и мер по защите детей" [рус., англ.]. (Заключена в г. Гааге 19.10.1996).
- "Конвенция Совета Европы о защите детей от сексуальной эксплуатации и сексуального насилия" (CETS N 201) [рус., англ.]. (Заключена в г. Лансароте 25.10.2007).
- "О правах детей, постоянно проживающих в специализированных учреждениях".
Рекомендация N R (2005) 5 Комитета министров Совета Европы. (Принята 16.03.2005 на 919-ом заседании представителей министров).
- "Руководящие принципы Организации Объединенных Наций для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы)". (Приняты 14.12.1990 Резолюцией 45/112 на 68-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН).
Федеральный уровень
- "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ).
- "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 14.06.2012).
- "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 30.12.2012) (с изм. и доп., вступающими в силу с 02.01.2013).
- "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья)" от 26.11.2001 N 146-ФЗ(ред. от 05.06.2012, с изм. от 02.10.2012).
- "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 30.12.2012, с изм. от 17.01.2013) (с изм. и доп., вступающими в силу с 15.01.2013).
- "Семейный кодекс Российской Федерации" от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 30.11.2011) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2012).
- "Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 29.12.2012).
- Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 03.12.2011) "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2012).
- Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ (ред. от 30.12.2012) "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (с изм. и доп., вступающими в силу с 31.01.2013).
- Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 12.11.2012)"Об образовании".
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
- Федеральный закон от 29.12.2010 N 436-ФЗ (ред. от 28.07.2012) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".
- Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 28.07.2012) "Об исполнительном производстве" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2013).
- Федеральный закон от 07.08.2000 N 122-ФЗ (ред. от 08.11.2011) "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации".
- "Жилищный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 188-ФЗ (ред. от 25.12.2012) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2013).
- Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ (ред. от 28.07.2012) "О рекламе"(с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2013).
- Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 30.12.2012) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
- Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1(ред. от 28.07.2012) "О средствах массовой информации" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2012).
- Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 25.06.2012) "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
- Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 29.02.2012)"О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
- Федеральный закон от 21.11.2011 N 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации".
- Закон РФ от 02.07.1992 N 3185-1 (ред. от 21.11.2011) "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании".
- Федеральный закон от 28.06.1995 N 98-ФЗ (ред. от 01.07.2011) "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений".
- Закон РФ от 04.07.1991 N 1541-1 (ред. от 16.10.2012) "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".
- Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ (ред. от 30.12.2012) "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2013).
- Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 03.12.2011) "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2012).
- Федеральный закон от 25.07.2002 N 114-ФЗ (ред. от 25.12.2012) "О противодействии экстремистской деятельности".
- Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ (ред. от 30.12.2012) "О воинской обязанности и военной службе".
- Указ Президента РФ от 01.06.2012 N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы".
- Указ Президента РФ от 19.12.2012 N 1666 "О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года".
- Указ Президента РФ от 26.03.2008 N 404 (ред. от 29.12.2012) "О создании фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации".
- Указ Президента РФ от 28.12.2012 N 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
- Указ Президента РФ от 13.04.2011 N 444 "О дополнительных мерах по обеспечению прав и защиты интересов несовершеннолетних граждан Российской Федерации".
- Указ Президента РФ от 01.09.2009 N 986 "Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка".
- Указ Президента РФ от 12.05.2009 N 537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года".
- Указ Президента РФ от 20.10.2012 N 1416 "О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания" (вместе с "Положением об Управлении Президента Российской Федерации по общественным проектам").
- "Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан" (утв. Президентом РФ 28.04.2011 N Пр-1168).
- Постановление Правительства РФ от 11.01.2006 N 7 (ред. от 12.12.2012) "О Федеральной целевой программе "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы".
- Постановление Правительства РФ от 05.10.2010 N 795 (ред. от 06.10.2011) "О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы".
- Постановление Правительства РФ от 06.05.2006 N 272 (ред. от 07.06.2012, с изм. от 24.09.2012) "О Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав" (вместе с "Положением о Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав").
- Распоряжение Правительства РФ от 03.02.2010 N 134-р (ред. от 20.09.2012) «О Концепции федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2020 года».
- Распоряжение Правительства РФ от 22.02.2012 N 209-р «О концепции федеральной целевой программы «Культура России (2012 - 2018 годы)».
- Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 08.08.2009) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (вместе с "Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года").
- Распоряжение Правительства РФ от 22.11.2012 N 2148-р «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы».
- Приказ Генпрокуратуры РФ от 26.11.2007 N 188 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи".
Региональный уровень
- Закон Архангельской области от 24.09.2012 N 536-33-ОЗ "О бесплатной юридической помощи, правовом информировании и правовом просвещении в Архангельской области".
- Закон Архангельской области от 30.09.2011 N 326-24-ОЗ"Об организации и обеспечении отдыха, оздоровления и занятости детей"(принят Архангельским областным Собранием депутатов 28.09.2011).
- Закон Архангельской области от 28.04.2012 N 460-30-ОЗ "О профилактике правонарушений в Архангельской области".
- Закон Архангельской области от 20.09.2005 N 83-5-ОЗ (ред. от 04.06.2012) "О молодежи и молодежной политике в Архангельской области".
- Указ Губернатора Архангельской области от 17.04.2012 N 46-у "Об утверждении положения о совете при Губернаторе Архангельской области по организации бесплатной юридической помощи, правового информирования и правового просвещения населения на территории Архангельской области.
- Постановление Правительства Архангельской области от 12.10.2012 N 463-пп "Об утверждении государственной программы Архангельской области "Развитие образования и науки Архангельской области на 2013 - 2016 годы".
- Постановление Правительства Архангельской области от 11.10.2011 N 369-пп (ред. от 25.09.2012) "Об утверждении долгосрочной целевой программы Архангельской области "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации и допризывная подготовка молодежи в Архангельской области (2012 - 2014 годы)".
- Постановление Администрации Архангельской области от 26.08.2008 N 187-па/27 (ред. от 02.10.2012) "Об утверждении долгосрочной целевой программы Архангельской области "Профилактика преступлений и иных правонарушений в Архангельской области на 2009 - 2012 годы".
- Распоряжение Правительства Архангельской области от 25.01.2011 N 15-рп "Об организации допризывной подготовки и военно-патриотического воспитания граждан Российской Федерации в Архангельской области".
Приложение 2
Список литературы для педагогов
- 1 сентября: Всероссийский день правовых знаний // Право в школе - 2010. - № 3. - С. 2-4.
- Абашкина О.А. Права детей : урок по правоведению в 7 классе // Образование в соврем. шк. - 2007. - № 4.- С. 23-27.
- Акчурин Т.Ф. Ответственность несовершеннолетних и их законных представителей // Справ. рук. образоват. учреждения. - 2008. - № 10. - С. 46-58.
- Акчурин Т.Ф. Гражданско-правовое положение несовершеннолетних в современной России // Право в школе. - 2010. - № 2. - С. 24-35; № 3. - С. 48-62.
- Анин О.В. Права ребенка в школе: как разработать социальный проект? // Право в школе. - 2009. - № 3. - С. 43-48.
- Баракина А.А. Защита прав ребёнка : педсовет // Воспитатель дошкольного. образоват. учреждения. - 2007. - № 2. - С. 112-115.
- Бессонова О. Творческие задания на уроках права в начальной школе // Учитель. - 2009. - № 5. - С. 28-30.
- Блинкова И. Организация внеурочной деятельности по истории // Учитель. - 2008. - № 1. - С. 74-77.
- Боровик В.Г. О правах детей и обеспечении их защиты // Администратор образования (ОвД). - 2012. - № 16. - С. 3-11.
- Боровик В.Г. Об обеспечении прав граждан при приеме в общеобразовательные учреждения // Администратор образования (ОвД). - 2012. - № 17. - С. 3-6.
- Быкова И.Н. Информация в школьный правовой уголок // Работа соц. педагога в шк. и микрорайоне. - 2009. - № 2. - С. 50-58.
- В Поморье проанализировано состояние законности в сфере соблюдения прав детей // Защити меня!. - 2008. - № 4. - С. 37.
- Вавилова А.А. Методы педагогического воздействия на учащегося // Справ. клас. рук. - 2007. - № 4. - С. 45-53.
- Васильева О.Н. Час общения "Права детей" // Работа соц. педагога в шк. и микрорайоне. - 2010. - № 1. - С. 103-105.
- Войтко М.В. Что разрешает нам закон: (групповой практикум) // Основы государства и права. - 2008. - № 2-3. - С. 64-67.
- Воробьёва Т.А. "Сказка - ложь, да в ней намек..." // Практика адм. работы в шк. - 2011. - № 4. - С. 75-77.
- Галактионова А.Ф. "Есть права и у детей"// Читаем, учимся, играем. - 2012. - № 8. - С. 32-37.
- Гулидов П.В. Защита учителем свободы убеждений учащихся // Справ. зам. директора шк. - 2008. - № 9. - С. 84-89.
- Демакова И.Д. Новая идеология воспитания: признание самоценности, прав и свободы ребенка // Директор школы. - 2008. - № 10. - С. 61-66.
- Демченко Н.В. Права и обязанности детей и родителей // Работа соц. педагога в шк. и микрорайоне. - 2009. - № 2. - С. 60-73.
- Елисеева Т. Помогите Косте : сценарий правового турнира // Учит. газ. - 2007. - 21 авг. (№ 34). - С. 18.
- Ермакова Е. Мучить и оскорблять запрещается : классный час на тему "Государство и наши права" // Учит. газ. - 2011. - 25 янв. (№ 3-4). - С. 32.
- Журавлева И.А. Конвенция о правах ребенка: принимать и исполнять // Право в школе. - 2009. - № 4. - С. 58-59.
- Зубенко Г.С. Равные права должны быть у каждого // Дет. дом. - 2006. - № 4. - С. 11-12.
- Ивонина А.И. Региональный проект "Кто защитит наши права?" // Основы государства и права. - 2009. - № 2-3. - С. 63-70.
- Игра "Права подростков" // Работа соц. педагога в школе и микрорайоне. - 2011. - № 5. - С. 78-89.
- Илюхина Г.Е. Взаимосвязь и взаимозависимость толерантности и правовой культуры в школе // Наука и практика воспитания и доп. образования. - 2008. - № 2. - С. 65-71.
- Иоффе А.Н. Социальное проектирование в правовом образовании // Основы государства и права. - 2006. - № 6. - С. 37-61.
- Кайнова Н.Л. Нестандартные подходы в вопросах правового образования и воспитания школьников. Московские городские викторины "Я и мои права" // Право в школе. - 2010. - № 1. - С. 18-25.
- Как аукнется... // Здоровье школьника. - 2006. - № 7. - С. 26-27.
- Калантыра А.А. Программа модульного учебного курса "Правовое воспитание младших школьников в группе продленного дня" для 1-4 классов средних общеобразовательных школ (в рамках эксперимента по развитию профильного правового образования) : [разработки уроков для 1-4 кл.] // Право в школе. - 2009. - № 2. - С. 2-9; № 4. - С. 11-17; 2010. - № 1. - С. 13-17.
- Калиничева О.А. Игра-соревнование "Права ребёнка" // Справ. клас. рук. - 2007. - № 12. - С. 14-18.
- Кожин Ю.А. Права и ответственность ребенка по российскому законодательству: элективный курс для учащихся 8-11 классов (17 часов) // Право в школе. - 2006. - № 2. - С. 8-10; 2007. - № 1. - С. 44-52.
- Козлова Н. Знать и соблюдать : тема "Междунар. право и ваши права". 7 кл. // Граждановедение: прил. к "Учит. газ.". - 2006. - 29 июня (№ 26). - С. 4.
- Козлова Н. Предмет государственной и международной заботы: тема "Права ребенка". 6 кл. // Граждановедение: прил. к "Учит. газ.". - 2006. - 3 авг. (№ 31). - С. 7.
- Копылова М.Н. Изучаем Конвенцию о правах ребенка : (классный час с приглашением родителей) // Нач. шк. плюс До и После. - 2006. - № 1. - С. 39-41.
- Кошелева Л.Ф. Классный час "Наше право" // Завуч нач. шк. - 2008. - № 7. - С. 113-116.
- Краткая информация о Конвенции ООН о правах ребёнка // Защити меня!. - 2008. - № 4. - С. 4-5.
- Кузнецова, Л. Главный документ о правах ребенка // Нар. образование. - 2007. - № 4. - С. 237-239.
- Майорова-Щеглова С.Н. Обеспечение и защита прав ребенка в образовательных учреждениях // Нар. образование. - 2007. - № 4. - С. 223-228.
- Макеева В.В. Классный час на тему "Права и обязанности гражданина": 3 кл.// Нач. шк.: журн. - 2011. - № 9. - С. 82-85.
- Неугодникова Н.Н. Свободные граждане свободной страны // Дет. досуг. - 2011. - № 2. - С. 78-92.
- Никулина Т.В. Бинарный урок "Права родителей и детей" // Право в шк. - 2010. - № 1. - С. 43-44.
- Окружной тур правовой викторины "Я и мои права. Северный ПравСоюз" // Право в шк. - 2010. - № 1. - С. 26-30.
- Певцова Е.А. Возмещение вреда, причинённого ребёнку // Нар. образование. - 2008. - № 2. - С. 275-279.
- Пилипенко Т.А. Материалы для бесед с подростками; Круглый стол "Права несовершеннолетних в школе" // Работа соц. педагога в шк. и микрорайоне. - 2010. - № 5. - С. 110-125.
- Пишкова О. Права ребёнка в Российской Федерации сегодня и перспективы на будущее // Защити меня!. - 2007. - № 1. - С. 6-9.
- Попова Е. Гражданское образование и воспитание: права ребёнка // Сел. шк. - 2008. - № 5. - С. 52-58.
- Прошунина Т.Г. Из опыта работы в группах на уроках права // Право в шк. - 2011. - № 2. - С. 61-62.
- Рекомендация Комитета министров Совета Европы государствам-членам о правах детей и социальных услугах, адаптированных для детей и семей: (публ. в сокращении) // Соц. педагогика. - 2012. - № 5. - С. 9-19.
- Рехлецкая Е.А. Правовой кружок для подростков: содержание занятий // Работа соц. педагога в шк. и микрорайоне. - 2011. - № 4. - С. 119-126.
- Рожков А.И. Права и обязанности обучающихся // Юрид. журн. директора шк. - 2007. - № 5. - С. 59-62; № 7. - С. 41-49; 2008. - № 1. - С. 44-50.
- Санжиева Д.С. Проект "Детская правозащитная сеть" // Справ. клас. рук. - 2009. - № 10. - С. 31-41.
- Симонова Э.А. Правовая поддержка педагогов и детей в школе // Справ. клас. рук. - 2010. - № 9. - С. 6-14.
- Смирнова О. Во-первых, ты - человек: тема "Права детей". 5 кл. // Граждановедение: прил. к "Учит. газ.". - 2006. - 4 мая (№ 18). - С. 4.
- Тематический раздел: система гражданско-правового образования и обеспечение соблюдения прав ребенка // Норматив. док. образоват. учреждения. - 2010. - № 3. - С. 12-70.
- Терентьева Е.В. Проект "Альманах прав школьника" // Право в шк. - 2006. - № 2. - С. 56-61.
- Тюляева Т.И. Права ребенка в образовательной сфере: обучение правам ребенка. Обеспечение прав детей с особыми потребностями // Основы государства и права. - 2008. - № 2-3. - С. 31-53.
- Уразаева Г.Ф. Ребенок и его права: (урок обществознания в 6 кл.) // Преподавание истории в шк. - 2010. - № 1. - С. 62-63.
- Фёклин С.И. Конституционное право на бесплатное и общедоступное дошкольное образование // Справ.рук.дошкол.учреждения. - 2008. - № 10. - С. 55-64.
- Филатова Л.Н. Родительский лекторий "Предупреждение нарушений прав ребёнка в семье" // Работа соц. педагога в шк. и микрорайоне. - 2012. - № 4. - С. 41-51.
- Фоминых А.М. Правовой статус ребенка в Российской Федерации // Право в школе. - 2008. - № 1. - С. 42-44.
- Форум в Кремле. Подросток и современное общество: права и ответственность // Воспитат. работа в шк. - 2008. - № 2. - С. 123-125.
- Халбиева С.Г. Брейн-ринг "Права ребенка"// Преподавание истории и обществознания в шк. - 2008. - № 3. - С. 79.
- Хлюпова Е.В. Элективные курсы по праву в предпрофильной подготовке учащихся // Право в школе - 2011. - № 1. - С. 29-33.
- Ходаев О.К. Трудовые права несовершеннолетних : план-конспект занятия // Право в школе. - 2007. - № 2. - С. 17.
- Шахтина И.М. Конвенция о правах ребенка – детям // Профил. шк. - 2010. - № 3. - С. 43-45.
- Щербакова Е.Я. "Дни права" в образовательном учреждении // Справ. клас. рук. - 2012. - № 3. - С. 20-24.
- Яровая О.М. Профилактическая беседа для родителей "Защита прав и достоинства ребёнка в семье"; Профилактическая беседа "Родительское отношение" // Работа соц. педагога в шк. и микрорайоне. - 2012. - № 5. - С. 63-77, 88-96.