Рекомендации по снижению уровня тревожности у учащихся
Дети с высоким уровнем тревожности испытывают трудности в приспособлении к новым условиям. Внешне это проявляется в плохом эмоциональном контроле, отсутствии чувства ответственности, капризности. Внутренне они часто чувствуют себя беспомощными, усталыми и неспособными справиться с жизненными трудностями. Трудности легко выводят их из спокойного состояния, они аффективно реагируют на замечания, наказания, обижаются и сердятся, если им не оказывают уважения и предпочтения.
Работа по преодолению тревожности может осуществляться на трех взаимосвязанных и взаимовлияющих уровнях:
1) Обучение ребенка приемам и методам овладения своим волнением и повышенной тревожностью;
2) Расширение функциональных и операциональных возможностей ребенка, формирование у него необходимых навыков, умений, знаний и т.п., ведущих к повышению результативности деятельности, созданию запаса прочности;
3) Перестройка особенности личности ребенка, прежде всего его самооценки и мотивации.
Работая с тревожными детьми, следует учитывать их особое, специфическое отношение к успеху, неуспеху, оценке и результату. Как известно, такие дети чрезвычайно чувствительны к результатам собственной деятельности, болезненно боятся и избегают неуспеха. Одновременно им очень трудно самим оценить результаты своей деятельности, они не могут сами решить, правильно или неправильно сделали что-либо, а ждут этой оценки от взрослого.
-По отношению к тревожным детям большое внимание уделяется поддержанию в классе атмосферы принятия, безопасности, чтобы ребенок чувствовал, что его принимают и ценят вне зависимости от его поведения, успехов. Через оценку взрослого, сверстника он понимает, что может, чего не может, что умеет, а чему должен еще поучиться.
-Необходимо обратить внимание на развитие у школьников умения анализировать свои переживания и находить их причины.
-Анализ конфликтных ситуаций, в которые попадает ребенок, личный пример педагога в отношении к нему и другим детям, помогают корректировать высокую тревожность этих детей, способствуют развитию социальной рефлексии, помогают преодолевать трудности общения, неадекватность поведения и повышают тем самым социальный статус ребенка.
-Важным этапом является выработка у детей критериев собственного успеха. Продуктивным в таких случаях, оказывается обсудить вместе со школьником объективные показатели успеха в той или иной ситуации.
Все младшие школьники весьма чувствительны к тому, как оцениваются их знания, умения. Отрицательная отметка способна изменить отношение ученика к учителю. Учителю следует помнить, что отметка для ребенка имеет прежде всего эмоциональное значение. Преобладание негативных эмоций (отрицательные отметки) не служит формированию интереса к учению, а наоборот блокирует его. В отношениях ученик – учитель, так же как и в отношениях в семье, нужна заинтересованность взрослого в изменении позиции ребенка.
Развивая у младшего школьника чувство компетентности в любой деятельности, учитель должен как можно чаще подчеркивать все, чему ребенок уже научился и чему еще может научиться, но не фиксировать внимание на его неумении и несовершенстве. Если ребенок в чем-то неуспешен, задача учителя – внушить ему, что успех обязательно придет. Критиковать ребенка следует на фоне общей психологической поддержки, иначе из-за действия защитных механизмов психики эта критика будет отвергнута или искажена. Уважение, внимание, забота и одобрение окружающих повышают у любого ребенка чувство собственной ценности и приводят к формированию позитивной самооценки и соответствующей «Я – концепции». Познавательный интерес ученика формируется только в том случае, когда учебная деятельность успешна, а способности оцениваются позитивно. Правильно организованный учебный процесс – одно из условий формирования познавательного мотива младшего школьника.