Урок-игра «Зимние праздники Севера»

Автор: Паникаровская Марина Евгеньевна, учитель музыки и пения МОУ «СОШ №7 г. Коряжмы»

Цель:

познакомить с обрядами зимних праздников Севера.

Задачи:

  • дать знания о «Коляде», «Виноградии», колядках вообще, их значимости;
  • развивать исполнительские навыки на примере фольклорных  попевок- песенок;
  • совершенствовать творческие способности детей;
  • вызвать интерес к слушанию фольклора, исполнению его и стремлению понять далекий язык предков;
  • воспитывать гордость за свои исторические корни, желание глубже узнать их. 

Помещение: класс, дети размещаются вокруг  (полукругом) по 6-8 человек, за столами; на столах- козули.

Оборудование: Доска оформлена этнографическими кружевами, рушниками. На обратной стороне- забытые старые слова: рушник, кушак, козули, плуг, хлев, жито; текст «Коляды».

Фигурки пряников, блюдо, платок, конфеты, шумовые инструменты.

Ход урока:

Звучит народная хороводная музыка.

- Здравствуйте! Наша встреча сегодня будет необычной. Накануне старого Нового года разговор пойдет о том,  как раньше праздновались зимние праздники Севера. А еще точнее, будем говорить о Святках. Так назывались дни после Рождества Христова и до Крещения. Все вечера с 6 на 7 января и до 19 января считались святыми. 

Задолго до настоящих морозов люди утепляли избы на зиму, переводили скот в хлева, подмечали все изменения в природе.

- А вы знаете какие- нибудь поговорки о зиме? А загадки?

                               Например:        Много снега- много хлеба.

                               Загадки:           Пришла девушка Беляна, побелила все поляны. (зима)

                                                        Летал Порхан по всем торгам

                                                         Бел балахон, без пол кафтан и без пуговиц. (снег)

                                                        Старое лукошко- новая покрышка. (замерзшее озеро)

                                                         Шуба нова, в подоле- дыра. (прорубь)

- Людям заранее хотелось узнать, что принесет будущий год? Щедрым или скудным окажется? Счастлив ли будет для семьи, хозяйства? Казалось, всему этому можно помочь, если выполнить те лил иные действия, произнести нужные слова, спеть нужные песни.

?- Когда все это нужно было делать?

Старики пели ,когда природа оборачивалась к новому году.

?- Кто скажет, когда праздновался Новый год в старину?

Сначала он праздновался 1 марта, потом 1 сентября. А 1 января его стали праздновать только с 1700 года, по указу Петра Первого.

Под Новый год выполнялся целый ряд  действий, завещанный дедами. Во многих деревнях «славили плуг». Плуг носили по домам, воспевали его и восхваляли.

?- Как вы думаете, для чего?

В этом принимала участие вся деревня, так это было важно. Особенными эти дни были для детишек. Им матери в маленькие берестяные кошелки насыпали ржи, овса. Вслед  за взрослыми они забегали в избы, топали по крыльцу, сыпали зерна в хозяев, этим желая добра и урожая. А переходя от избы к избе пели попевку, славящую зиму. Одна из таких «Заимка-зима».

Попробуем представить, что каждый стол- отдельная изба, а вы в ней- хозяева. Будем петь  эту попевку каждому дому. (Проверить посадку, дать настрой, напомнить мелодию на фортепиано):

1 раз- с сигнальными движениями;

2 раз- эстафета от стола к столу;

3 раз- все вместе.

Учитель поет колядку «Уж я сяду на порог» .

- Хозяева устилали в доме полы и столы соломой, как бы зазывая урожай. Пекли пряники- козули: фигурки коней, коров, овечек. Думали, что это прибавит приплод  у скота. (обратить внимание на столах- «козули»). Но особенно установившимся обычаем было колядование -  призывание Коляды. Кто он? Она? Никто не знает, не видел. Но песни рассказывают, что ходит Коляда по Земле, посещает людей, приносит им богатство, здоровье , счастье. Собиралась молодежь (ряженая) гурьбой и отправлялась по деревне: «Благослави, хозяин, Коляду пропеть!». И хозяева не отказывали. Колядовщики славили хозяев, желая им благополучия, желая вещей самых простых, жизненно- необходимых в каждой крестьянской семье.

Колядка: «Сею, вею, посеваю!»

Учитель поет : «Коляда»

Коледа, Коледа!

 Пришла  Коледа накануне Рождества.

Коледа, Коледа!

Еще ходит Коледа по святым вечерам.

Коледа, Коледа!

Еще ищет Коледа

господинова двора.

Коледа, Коледа!

Иванов двор- железный тын.

Коледа, Коледа!

У Ивана на дворе

Да три терема стоят.                                 

Коледа, Коледа!

Как во первом терему

Что ясен месяц.

Коледа, Коледа!

Во втором терему

Ясно солнышко.

Коледа, Коледа!

А во третьем терему

Часты звездочки…и т.д.

- Мы сегодня тоже научимся петь «Коледу».

?- О чем в ней поется, к кому обращено? (на доске- текст)

1 раз- дети поют только запев: «Коледа, Коледа», учитель продолжает фразу;

2 раз- меняются фразами;

3 раз- поют все вместе.

_ Колядовщиков обязательно угощали, благодарили. А закрепляли свои добрые пожелания колядовщики шуточными обрядами. По домам «водили козу». Эта забавная игра, в основе которой лежало поверье. Коза считалась символом жизненной силы. Она должна была принести благополучие хозяину дома, его земле, чтобы лучше вырос хлеб. Козу изображал молодой парень. Он одевал тулуп мехом наружу, мазал лицо сажей, одевал шапку с соломенными рогами. Товарищи водили «козу» из избы в избу. Коза плясала, а свита пела песню-колядку:

- Мы несами идем, мы козу ведем.

 Где коза ходит, там жито родит.

Где коза хвостом, там жито кустом.

Где коза ногою, там жито копною.

Где коза рогом- там жито стогом.

Коза кланялась и как бы нечаянно падала. Ей просили угощенья- «решето овса, наверх- колбаса, три куска сала, чтоб коза встала!» Когда козу одаривали, она вставала и играла с хозяевами.

(ребенку предлагается одеть шапочку козы)

Игра: «Пошла коза по лесу» (Пошла коза по лесу, -2р.

нашла себе потеху. 

Давй коза попрыгаем

И ножками подрыгаем.

Давай с тобой попляшем,

и ручками помашем.

Давай с тобой потопаем,

 и ручками похлопаем)-движения по тексту; весь класс в кругу.

- Колядовщиков нельзя выгонять! И если иим нравилось в этой избе, они могли еще долго играть.

Игра «Золотые ворота» (весь класс играет) .

-Тема хлеба была основной в колядках, но желали и другого. Воспевали богатое жилье.

Слушание: «Виноградие» (в исполнении учителя)

- Услышав такое пение под окнами, хозяин приглашал в дом. Колядовщики не забывали пожелать хорошего замужества или женитьбы. От невесты в старых песнях, северных колядках, требовалась красота , скромность, хозяйственное умение, и особенно- мастерство в домашних рукоделиях.

ПОКАЗ: рушник, кушак, подвесы.

- Наступал Новый год. Все ждали о него чего-то необыкновенного, счастливого. И  желая узнать свою судьбу,  деревенская молодежь  придумывала самые разнообразные гадания. Одними из самых любимых были подблюдные песни. Назывались они так потому, что при пении  их собирали различные мелкие вещицы:  девичьи колечки, гребенки, ленточки и т. д.  Все это клалось на большое блюдо, под полотенце или платок и кто- нибудь из собравшихся, не глядя, нащупывал, вынимая одну за другой. Подруги пели песенки с различными предсказаниями. Были тут и счастье, и удача, и горе, и дорога, и свадьба...Повтор (рефрен) в песенках звучал, как наговор , как магическое закрепление, как «Аминь!» (привести пример)

-На праздничных вечеринках были и игры, и пляски, и другие шумныезабавы. Конечно, пели. Давайте и мы закончим наши посиделки песней.

Песня «Белая дорожка»

- Сегодня мы вспомнили, как отмечали у нас на Севере зимние праздники, немного почувствовали тот обрядовый дух, прикоснулись к самым истокам музыкального творчества.

- Предлагаю выбрать самую веселую «избу» в нашем классе, самых певучих колядовщиков. (все угощаются конфетами)

Литература:

  1. «Дождик, дождик, перестань!» Г. Науменко, Москва, 1988г.
  2. Сборник «Русская свадьба» С-Пб. (консерватория)
  3. Примеры из фольклорных экспедиций по Вологодской и Ленинградской областям.
Яндекс.Метрика
создание сайтов в Котласе