Урок раздела «Родная страна: от края до края»
Автор: Игумнова Людмила Аркадьевна, учитель начальных классов МОУ «СОШ №7».
I. Мотивация к учебной деятельности
Учитель.
Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.
II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности
Учитель. О какой природной зоне идёт речь в сказке «Песец и Олень»?
Отправился раз Песец на охоту и встретил Оленя. Видит: Олень копытом постукивает, плотный снег ломает. Рассердился Песец.
- Ты зачем копытом стучишь? Всю мою добычу распугаешь! – закричал он.
- Как же мне не стучать? – спросил Олень. – Я ведь голодный. Хочу снег разрыть, достать оттуда олений мох и подкрепиться им немного.
- А разве есть такой мох – олений? – удивился Песец.
- Конечно, есть! Это наша любимая еда. Особенно зимой.
Дети. Зона тундры
«Снежная королева жила среди вечных снегов и нетающих льдин. Метели возвели стены из снега, буйные ветры пробили в них окна и двери. Громадные белоснежные залы тянулись до самого неба. Их освещало разноцветными огнями северное сияние. Здесь всегда холодно, мертво и пусто!» (Х.К.Андерсен «Снежная королева».)
Учитель. Назовите природную зону, где жила Снежная королева?
Дети. Арктика
Учитель. Распредели, кто где обитает: заяц-русак, морской котик, тюлень, лемминг, кайра, северный олень, полярная сова, белая сова, ушастая сова.
Дети.
Арктика: морской котик, тюлень, кайра, полярная сова.
Тундра: заяц-русак, лемминг, северный олень, белая сова.
Учитель. Какая возникла проблема?
Дети. Не знаем, куда отнести ушастую сову.
Учитель. Почему ушастая сова будет лишней среди всех этих слов?
Дети. Она не обитает ни в одной из этих природных зон.
III. Формулирование темы урока, постановка учебной задачи
Учитель. Послушайте отрывок из сказки «О мудрой Сове и добром совете» и скажите, в какой природной зоне обитает ушастая сова?
«Жила – была в лесу сова. Она была очень мудрая, поэтому звери леса часто ходили к ней советоваться».
Дети. Ушастая сова обитает в лесной зоне.
Учитель. Что такое природная зона?
Дети. Крупные области со сходными условиями, климатом, растительным и животным миром
Учитель. Сформулируйте тему урока.
Дети. Зона лесов.
Учитель. Что вы знаете о природной зоне?
Заполните первые два столбика таблицы.
Знаем |
Хотим узнать |
Узнали |
Особенность природной зоны зависит от получаемого ею количества тепла и света. Некоторых представителей флоры и фауны зоны лесов. |
Где находится зона лесов? Каков климат, почвы. Расширить знания о животном и растительном мире зоны лесов. Экологические проблемы зоны лесов. Охраняемые территории. |
|
Учитель. Сформулируйте задачи урока
Дать…
Уметь показывать…
Называть…
Знать…
Познакомиться…
Дети заканчивают предложения.
Дать понятие природной зоны лесов.
Уметь показывать на карте зону лесов.
Называть представителей флоры и фауны.
Знать экологические проблемы и пути их разрешения.
Познакомиться с охранной деятельностью человека.
IV. Изучение нового материала.
Работа с текстом. Чтение текста с маркировкой (приём «Инсерт»)
Учитель. Возьмите простой карандаш. Прочитайте текст, делая пометки карандашом на полях:
«v»- уже знал;
«+»- новая информация;
«?»- не понял.
Текст для учащихся.
Лесная зона находится южнее зоны тундры, на карте она обозначена разными оттенками зелёного цвета. Самая большая часть – тайга, она закрашена тёмно-зелёным цветом, ещё есть смешанные леса – тоже зелёный цвет, но светлее, и ещё одна часть – широколиственные леса, зелёный цвет ещё светлее. Ярко выражены все четыре времени года, холодная зима и тёплое лето. Продолжительность дня уменьшается от лета к зиме и увеличивается от зимы к лету. Зима короче и теплее, чем в тундре. И чем дальше на юг, тем продолжительность её меньше. Осадков выпадает достаточное количество. Они выпадают в виде дождя и снега. Здесь много водоёмов: ручьёв, рек, озёр. Почвы бедны перегноем, сильно увлажнены. Зона лесов большей частью расположена на Восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнинах, а также на Среднесибирском плоскогорье. Эта природная зона – самая большая.
Тайга – это хвойный лес, он занимает большую часть лесной зоны. Зима в тайге холодная, а лето теплее, чем в тундре, поэтому здесь растут деревья, которые не очень требовательны к теплу, - это хвойные деревья. У хвойных деревьев листья – это хвоинки, и они всегда зелёные. Это высокие деревья с мощными корнями. В тайге растут: ель, сосна, пихта, лиственница, кедровая сосна.
Ель всем знакомая новогодняя ёлка. У ели хвоинки короткие, грубоватые, расположены по одиночке и густо покрывают ветки. Шишки имеют продолговатую форму. Ели - долгожительницы. В еловом лесу темно и влажно.
Сосна – хвойное дерево с ровным стволом жёлтого цвета. Хвоинки сосны длинные, сидят парами. Шишки сосны имеют округлую форму. Сосновые леса светлые и сухие.
Лиственница - единственное из хвойных деревьев, которое на зиму сбрасывает иголки.
Кедровую сосну в народе называют сибирским кедром. Её хвоинки собраны в пучки по пять штук, а семена - кедровые орешки.
К югу на смену тайге приходит смешанный лес. В нём наряду с хвойными деревьями растут берёзы, осины, ольхи. Зима в таком лесу мягче. У лиственных деревьев некрупные листья, которые они сбрасывают на зиму.
Ближе к югу зоны становится ещё теплее, и смешанные леса сменяются широколиственными, в которых растут дуб, липа, клён, ясень, вяз. Это теплолюбивые деревья, поэтому они имеют крупные листья, на зиму сбрасывают листву, размножаются семенами.
Разнообразен животный мир лесной зоны. В тайге живут: кедровка, бурундук, летяга, соболь. Также в зоне лесов живут: благородный олень, лось, медведь, волки, лисы, рыси, зайцы, белки, глухари, бурундуки, полёвки. Для животных нет границ – они живут по всей зоне.
Раньше лес вырубался по мере надобности при помощи топора. А сейчас после работы лесорубов птицы и звери остаются без дома. Гибель растений ведет к разрыву цепей питания. В результате вырубки лесов гибнут насекомые, птицы, звери.
Человек издавна убивал животных, добывая себе пищу, но это было необходимо для выживания людей. Люди стали убивать еще больше, чем могли съесть. Сейчас неумеренная охота привела к полному или почти полному истреблению некоторых видов животных. В наше время охота на лесных животных ограничена, а браконьерство наказывается законом. Многие виды редких животных взяты под охрану.
Архангельской области находится знаменитый Пинежский заповедник, Кенозерский , Водлозерский национальные парки, заказники Сийский и Земля Франца-Иосифа.
V. Закрепление материала.
Что было для вас знакомым из прочитанного?
Что нового вы узнали для себя из этого текста?
У кого есть вопросы по тексту? Что осталось непонятным?
Работа в группах.
Географы
1. Составить кластер. Какие три части выделяют в лесной зоне? (вариант работы учащихся)
(работа с атласом) Показать эти зоны на карте.
Ботаники.
2. Дополнить кластер географов (работа с гербарием) (вариант работы учащихся)
Зоологи.
3. Составить кластер. Животные лесной зоны.
Работа с иллюстративным материалом учебника стр. 15 (вариант работы учащихся)
Экологи.
4. Составить кластер. Экологические проблемы зоны лесов. (вариант работы учащихся)
Краеведы
5. Составить кластер. Охраняемые природные территории.
VI.Рефлексия
Что нового вы для себя открыли?
Знаем |
Хотим узнать |
Узнали |
Особенность природной зоны зависит от получаемого ею количества тепла и света. Некоторых представителей флоры и фауны зоны лесов. |
Где находится зона лесов? Каков климат, почвы. Расширить знания о животном и растительном мире зоны лесов. Экологические проблемы зоны лесов. Охраняемые территории. |
|
Учитель.
Заполните третий столбик таблицы.
Что было неожиданным?
Чему научились?
Как вы можете оценить свою работу на уроке?
Отметьте на оценочной линейке.
VII. Домашнее задание
Задание по выбору.
- Учебник стр.14 – 22 прочитать, пересказать.
- Подготовить сообщение о животном или растении тайги. Как оно приспособилось к условиям окружающей среды.
Технологическая карта урока
Тема урока |
Тайга. Смешанные леса. |
|
Место урока в серии других уроков |
Урок раздела «Родная страна: от края до края» 3 урок в данном разделе. |
|
Тип урока |
Открытие новых знаний |
|
Опорное понятие |
Природная зона |
|
Новое понятие |
Тайга. Смешанные и широколиственные леса |
|
Цель |
Сформировать понятие о природной зоне тайги, смешанных и широколиственных лесов |
|
Задачи |
Познакомить с географическим положением зоны тайги, смешанных и широколиственных лесов, их животным и растительным миром, климатическими условиями и занятием населения. Учить устанавливать взаимосвязи в природе. Развивать познавательную активность учащихся при работе с географической картой, гербарием, дополнительной литературой. Прививать интерес у учащихся к изучению окружающего мира посредством межпредметных связей.
|
|
Планируемый результат
|
Предметные умения |
Универсальные учебные действия |
Сформировать умение показывать природную зону на карте, называть особенности климата, растительного и животного мира, труда и быта людей тайги, смешанных и широколиственных лесов.
|
Познавательные: Регулятивные: анализ своего отношения к природе; составление кластеров по тексту, выделение главных мыслей. Коммуникативные: правила взаимодействия при групповой совместной деятельности. Личностные: Развитие познавательного интереса и мотивов, направленных на изучение данной темы.
|
|
Формы работы |
фронтальная, индивидуальная , групповая |
|
Оборудование урока |
«Окружающий мир. 4 класс». Учебник для учащихся общеобразовательных школ. 2 часть. Под редакцией Н.Ф.Виноградовой. Москва: Издательство «Вентана-Граф», 2013 год; карта природных зон, гербарий, тексты для самостоятельной работы. |