Урок внеклассного чтения по повести Ф. Абрамова «Алька» в форме игры «Крестики-нолики» (8-й класс)
Дата публикации: 22.11.2024
Автор: Чекменева Надежда Терентьевна, учитель русского и литературы первой квалификационной категории МОУ «СОШ №7»
Цели урока
- Образовательный аспект: создание условий для изучения, понимая и проверки образной системы художественного текста.
- Развивающий аспект: развитие умений анализировать текст, делать выводы, формулировать точку зрения.
- Воспитательный аспект: воспитание умения вести диалог, уважение к людям, культура общения.
Технологические особенности урока: урок в форме занимательной игры «Крестики-нолики».
Материалы к уроку: таблица на доске.
Условия игры
- Класс делится на 2 команды: 1-я команда – крестики, 2-я команда – нолики.
- Игру начинает команда, правильно ответившая на вопрос «Когда была написана повесть «Алька»?» (1971 год).
- Побеждает команда, первая закрывшая все клетки по горизонтали, вертикали или диагонали своим значком (значок ставится за правильный ответ).
- За неправильный ответ команды в клетку ставится знак команды-противника.
- Вопросы составлены по содержанию повести.
- В качестве игрового поля используется таблица.
Таблица
1. Математика |
2. История |
3. Английский язык |
4. Химия |
5. Музыка |
6. Краеведение |
7. Изобразительное искусство |
8. Медицина |
9. География |
10. Астрономия |
11. Русский язык |
12. Черный ящик |
13. Философия |
14. Зоология |
15. Литература |
16. Ботаника |
Вопросы
- Математика. Сколько денег в ресторане зарабатывала Алька, разложить эту сумму на слагаемые. Ответ – 190 = 90+100
- История. Какой памятник матери Альки есть в деревне, как он назывался раньше? Ответ – Паладьина межа, Амосова межа
- Английский язык. Как по-английски можно назвать мужчину? Ответ – мистер, сэр.
- Химия. Элемент периодической системы Д.И.Менделеева, из которого были сделаны ведра, с ними женщины из поселка ходили за молоком в деревню. Ответ – алюминий.
- Музыка. Какую песню пел кот Бусик в осиротевшем доме Пелагеи? Ответ – «какую-то новую песню».
- Краеведение. Зачем приезжали девушки-студентки в деревню, и что они нашли у Тали-ягодки (старушки) на подволоке?Ответ – старуюложку, деревянные туеса, берестянки)
- Изобразительное искусство. Нарисовать цветной дождь. Ответ – голубые, красные, желтые, зеленые открытки, которые посылала Алька в деревню тетке.
- Медицина. От чего и какой болезнью заболела Аня Таборская? Ответ – сухотка, от любви к Сереже.
- География. По какой реке катались на катере друзья Томки? Ответ – Волга-матушка.
- Астрономия. Откуда начали возить землю? (так говорил в шутку Пека Каменный, тракторист). Ответ – с Луны.
- Русский язык. К какой группе лексики относятся подчеркнутые слова. «Она (Пелагея) за трех человек на пекарне чертоломила, дрыхать среди бела дня, тетка сокрушалась». Ответ – просторечные слова, общеупотребительные – работать, спать, расстраиваться.
- Черный ящик. Этот предмет увидела Алька в доме подружки Лидки, когда пришла в гости. Ответ – Роман-газета.
- Философия. Почему Алька не вернулась в деревню, хотя приняла твердое решение остаться на родине, к чему ее неудержимо тянуло? Ответ – к друзьям, к веселью, к красивой форме стюардессы.
- Зоология. Как доярки любовно называли своих подопечных коров. Ответ – рогатки.
- Литература. Сформулируйте идею повести, используя народную мудрость, пословицу или поговорку. Ответ – «Где родился, там и пригодился», «Родная сторона и сердцу милей», «Дома и стены помогают» и т.д.
- Ботаника. Какая ягода растет на угоре, болоте? Ответ – земляника, морошка.