Уроки химии в 8 классе «Количество вещества. Моль. Молярная масса»
Автор: Нагишева Ольга Викторовна, учитель химии МОУ «СОШ №7».
ЦЕЛЬ: сформировать представление о количестве вещества, через решение задач. 
 ЗАДАЧИ: 
 1.Рассмотреть физический смысл величин- моль, число Авогадро. 
 2.Способствовать развитию навыков выполнения расчетов с применением понятий моль, молярная масса. Развивать умения владения химическим языком. 
 3. Воспитывать культуру умственного труда, воспитывать диалектическое восприятие мира. 
 ТИП УРОКА: 
 Изучение нового материала в сочетании с систематизацией и закреплением 
 пройденного материала. 
 ФОРМА ОБУЧЕНИЯ: 
 Фронтальная, самостоятельная, парная, групповая. 
 МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ: 
 Словесно-наглядные, проблемно-поисковые. 
 ДИДАКТИЧЕСКОЕ И МЕТОДИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ УРОКА: 
 1.Учебник «Химия» для 8 класса общеобразовательных учреждений, Рудзитис Г.Е,2009
 
 ОБОРУДОВАНИЕ: 
 1.Периодическая система химических элементов.
2. карточки с заданием.
 ПРИЕМЫ АКТИВИЗАЦИИ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ: 
 Анализ учебной информации, выдвижение гипотез. 
 МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ: 
 Физика, математика. 
 ПЛАН УРОКА: 
 I.Организационный момент. 
 II. Проверка домашнего задания. 
 III. Проверка знаний. 
 -Типы химических реакций 
 IV.Изложение нового материала. 
 -Количество вещества. Моль. 
 -Число Авогадро. 
 -Молярная масса вещества. 
 V.ЗАКРЕПЛЕНИЕ. 
VI.Итог урока и рефлексия.
VII.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. 
 
 ХОД УРОКА. 
 I.Организационный момент. 
 Вводное слово учителя. Связь нового материала с изученным материалом темы «Типы химических реакций». 
 II.Проверка домашнего задания. 
Тетради с д/з соберу после урока.
 III.Проверка знаний. (взаимопроверка по вариантам: 1 в. -1 и2 уравнения,  2 в. -3 и 4)
 1.Расставить коэффициенты. Определить тип химических реакций 
 1. NO + O2= NO2 
 2. ZnCl2 + AgNO3= Zn(NO3)2+ AgCl 
 3. Ca+ HCl= CaCl2+ H2 
 4. CaO + H3PO4= Ca3(PO4)2 + H2O 
IV.Изложение нового материала.
Перед объявлением темы, учитель беседует с учащимися о веществах и предметах и какие надо знать физические величины для того, чтобы охарактеризовать предмет? Затем предлагает провести соответствие величин, обозначений и единиц измерений.
Что же мы будем изучать сегодня на уроке?
Клей разлился - слова склеились. Отдели слова друг от друга черточками.
Сахармольводаколичествоодинвеществамассамолярная
Составьте предложения из этих слов. ( Количество вещества – моль, молярная масса)
( Проблемный вопрос) Восьмиклассник Костя зашел в магазин и попросил продавщицу продать ему 10 молей поваренной соли. Что ответила Косте продавщица? На этот вопрос вы ответите после изучения новой темы.
Учитель на доске, а ученики в тетрадях записывают тему урока «Количество вещества. Моль. Молярная масса.»
Расскажу сегодня, что ли,
О зловредной роли моли.
Моль съедает шерсть и мех –
Просто паника у всех….
Ну а в химии – изволь!
Есть другое слово “моль”
Прост, как небо и трава,
Моль любого вещества.
Но трудна его дорога:
В моле так частичек много!
В химии (а также в физике и других естественных науках) приходиться иметь дело с большими количествами мельчайших частиц – с так называемыми структурными элементами материи (молекулами, атомами, ионами, электронами и др.).
 1.Количество вещества. Моль. 
 Вступая в химическую реакцию, вещества взаимодействуют в определенных отношениях. 
 Рассмотрим уравнение взаимодействия алюминия с кислородом. 
 4 Al+ 3O2= 2Al2O3 
 -Найти массовые отношения реагирующих веществ. 
 Ar (Al): Mr(O2)=(4∙27):(3∙32) = 108:96=9:8, 
 т.е. на 9 массовых частей алюминия приходится 8 массовых частей кислорода. 
 -Найти количественное отношение атомов в продукте реакции. 
 По химической формуле видно, что соотношение числа атомов в оксиде алюминия 2:3, т.е. на 2 атома алюминия приходится 3 атома кислорода. 
 Высчитывать сколько атомов и молекул вступило в реакцию и сколько их получилось в результате реакции трудно. Поэтому в химии используется особая величина –количество вещества. 
 Количество вещества обозначается буквой греческого алфавита-ν (ню). 
 2. Для определения количества частиц используют число Авогадро.
Число Авогадро обозначается буквой NА.
 3.Для определения массы атомов или молекул в количестве вещества равном 1 моль, используют  молярную масса вещества. 
 Молярная масса вещества обозначается буквой М. 
 4.Для определения объема атомов или молекул в количестве вещества равном 1 моль, используют  молярный объем. 
 Молярный  объем вещества обозначается буквой Vm.
Далее по ходу объяснения строится схема:
Физические величины
количество вещества молярная масса число Авогадро молярный объем
После предлагается работа в группе: по п. 17 в учебнике заполнить схему в тетради по плану:
1. Что показывает величина
2. Единицы измерения
3. Формула для вычисления (или числовое значение)
По 1 человеку выходят и заполняют схему на доске.
Количество вещества – физическая величина, которая:
- означает определенное число структурных элементов (атомов, молекул, ионов);
 - обозначается Υ (ню);
 - измеряется в международной системе единиц (СИ) - моль.
 
Молярная масса – физическая величина, которая:
- показывает массу в 1 моль вещества;
 - обозначается М;
 - измеряется в международной системе единиц (СИ) - г\моль;
 - формула для расчёта - М = m \ υ.
 
Молярный объем – физическая величина, которая:
- показывает объем, который занимает любой газ количеством вещества 1 моль;
 - обозначается V m;
 - измеряется в международной системе единиц (СИ) - л \ моль;
 - формула для расчёта - V = υ ∙ Vm;
 - при н.у. V m = 22,4л\моль.
 
Число Авогадро
- показывает число структурных частиц в 1 моль вещества;
 - обозначается NА ;
 - измеряется в международной системе единиц (СИ) в моль -1;
 - числовое значение 6,02 · 1023
 
V.Закрепление. Учитель поясняет, что знания этой темы урока связаны с решением задач. Задачи напечатаны на листе:
Задача 1. Какова масса 1,5 моль оксида углерода (IV) CO2? Какой объем займет это количество? Сколько молекул будет содержать это количество?
Дано: Решение.
n(CO2) = 1,5 моль Из формул взаимосвязи ν с m, Vm, Na следует, что m =
M(CO2) = 44 г/моль m = M∙ ν, V = Vm∙ ν, N = Na∙ ν
Vm =22,4 л/моль Произведем расчет:
Na = 6∙1023 моль-1         m = 44 г/моль ∙ 1,5 моль = 
                                      V = 22,4 л/моль ∙ 1,5 моль = 
Найти: N = 6∙1023 моль-1 ∙ 1,5 моль = 9 ∙1023
m(CO2)
V(CO2)
N(CO2)
Ответ: масса 1,5 моль оксида углерода (IV) равна 
VI.Итог урока и рефлексия.
Как вы думаете, мы достигли цели урока? (возможный ответ -да). А как же задача про Костю: «Восьмиклассник Костя зашел в магазин и попросил продавщицу продать ему 10 молей поваренной соли. Что ответила Косте продавщица?» (ответ -585 г или 0,5 кг).
VII. Домашнее задание.
§ 17.
На «3» -решить задачу, на «4-5» -самому придумать и решить задачу.
Учитель читает стихотворение (“Занимательная химия” Аликберова Л.):
Решить задачу:
Маша маме говорит,
Что из шкафа моль летит
“Как спасти нам вещи наши?”
Отвечает мама Маше:
“Есть такой аэрозоль,
Убивает моли моль!”
Маша химию учила,
Так что маме возразила:
“Что-то это многовато –
Целый моль врагов крылатых!”
Задание: Рассчитайте массу 1 моль моли, если масса каждой бабочки 




