Уроки химии в 8 классе «Количество вещества. Моль. Молярная масса»
Автор: Нагишева Ольга Викторовна, учитель химии МОУ «СОШ №7».
ЦЕЛЬ: сформировать представление о количестве вещества, через решение задач.
ЗАДАЧИ:
1.Рассмотреть физический смысл величин- моль, число Авогадро.
2.Способствовать развитию навыков выполнения расчетов с применением понятий моль, молярная масса. Развивать умения владения химическим языком.
3. Воспитывать культуру умственного труда, воспитывать диалектическое восприятие мира.
ТИП УРОКА:
Изучение нового материала в сочетании с систематизацией и закреплением
пройденного материала.
ФОРМА ОБУЧЕНИЯ:
Фронтальная, самостоятельная, парная, групповая.
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ:
Словесно-наглядные, проблемно-поисковые.
ДИДАКТИЧЕСКОЕ И МЕТОДИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ УРОКА:
1.Учебник «Химия» для 8 класса общеобразовательных учреждений, Рудзитис Г.Е,2009
ОБОРУДОВАНИЕ:
1.Периодическая система химических элементов.
2. карточки с заданием.
ПРИЕМЫ АКТИВИЗАЦИИ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ:
Анализ учебной информации, выдвижение гипотез.
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ:
Физика, математика.
ПЛАН УРОКА:
I.Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
III. Проверка знаний.
-Типы химических реакций
IV.Изложение нового материала.
-Количество вещества. Моль.
-Число Авогадро.
-Молярная масса вещества.
V.ЗАКРЕПЛЕНИЕ.
VI.Итог урока и рефлексия.
VII.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
ХОД УРОКА.
I.Организационный момент.
Вводное слово учителя. Связь нового материала с изученным материалом темы «Типы химических реакций».
II.Проверка домашнего задания.
Тетради с д/з соберу после урока.
III.Проверка знаний. (взаимопроверка по вариантам: 1 в. -1 и2 уравнения, 2 в. -3 и 4)
1.Расставить коэффициенты. Определить тип химических реакций
1. NO + O2= NO2
2. ZnCl2 + AgNO3= Zn(NO3)2+ AgCl
3. Ca+ HCl= CaCl2+ H2
4. CaO + H3PO4= Ca3(PO4)2 + H2O
IV.Изложение нового материала.
Перед объявлением темы, учитель беседует с учащимися о веществах и предметах и какие надо знать физические величины для того, чтобы охарактеризовать предмет? Затем предлагает провести соответствие величин, обозначений и единиц измерений.
Что же мы будем изучать сегодня на уроке?
Клей разлился - слова склеились. Отдели слова друг от друга черточками.
Сахармольводаколичествоодинвеществамассамолярная
Составьте предложения из этих слов. ( Количество вещества – моль, молярная масса)
( Проблемный вопрос) Восьмиклассник Костя зашел в магазин и попросил продавщицу продать ему 10 молей поваренной соли. Что ответила Косте продавщица? На этот вопрос вы ответите после изучения новой темы.
Учитель на доске, а ученики в тетрадях записывают тему урока «Количество вещества. Моль. Молярная масса.»
Расскажу сегодня, что ли,
О зловредной роли моли.
Моль съедает шерсть и мех –
Просто паника у всех….
Ну а в химии – изволь!
Есть другое слово “моль”
Прост, как небо и трава,
Моль любого вещества.
Но трудна его дорога:
В моле так частичек много!
В химии (а также в физике и других естественных науках) приходиться иметь дело с большими количествами мельчайших частиц – с так называемыми структурными элементами материи (молекулами, атомами, ионами, электронами и др.).
1.Количество вещества. Моль.
Вступая в химическую реакцию, вещества взаимодействуют в определенных отношениях.
Рассмотрим уравнение взаимодействия алюминия с кислородом.
4 Al+ 3O2= 2Al2O3
-Найти массовые отношения реагирующих веществ.
Ar (Al): Mr(O2)=(4∙27):(3∙32) = 108:96=9:8,
т.е. на 9 массовых частей алюминия приходится 8 массовых частей кислорода.
-Найти количественное отношение атомов в продукте реакции.
По химической формуле видно, что соотношение числа атомов в оксиде алюминия 2:3, т.е. на 2 атома алюминия приходится 3 атома кислорода.
Высчитывать сколько атомов и молекул вступило в реакцию и сколько их получилось в результате реакции трудно. Поэтому в химии используется особая величина –количество вещества.
Количество вещества обозначается буквой греческого алфавита-ν (ню).
2. Для определения количества частиц используют число Авогадро.
Число Авогадро обозначается буквой NА.
3.Для определения массы атомов или молекул в количестве вещества равном 1 моль, используют молярную масса вещества.
Молярная масса вещества обозначается буквой М.
4.Для определения объема атомов или молекул в количестве вещества равном 1 моль, используют молярный объем.
Молярный объем вещества обозначается буквой Vm.
Далее по ходу объяснения строится схема:
Физические величины
количество вещества молярная масса число Авогадро молярный объем
После предлагается работа в группе: по п. 17 в учебнике заполнить схему в тетради по плану:
1. Что показывает величина
2. Единицы измерения
3. Формула для вычисления (или числовое значение)
По 1 человеку выходят и заполняют схему на доске.
Количество вещества – физическая величина, которая:
- означает определенное число структурных элементов (атомов, молекул, ионов);
- обозначается Υ (ню);
- измеряется в международной системе единиц (СИ) - моль.
Молярная масса – физическая величина, которая:
- показывает массу в 1 моль вещества;
- обозначается М;
- измеряется в международной системе единиц (СИ) - г\моль;
- формула для расчёта - М = m \ υ.
Молярный объем – физическая величина, которая:
- показывает объем, который занимает любой газ количеством вещества 1 моль;
- обозначается V m;
- измеряется в международной системе единиц (СИ) - л \ моль;
- формула для расчёта - V = υ ∙ Vm;
- при н.у. V m = 22,4л\моль.
Число Авогадро
- показывает число структурных частиц в 1 моль вещества;
- обозначается NА ;
- измеряется в международной системе единиц (СИ) в моль -1;
- числовое значение 6,02 · 1023
V.Закрепление. Учитель поясняет, что знания этой темы урока связаны с решением задач. Задачи напечатаны на листе:
Задача 1. Какова масса 1,5 моль оксида углерода (IV) CO2? Какой объем займет это количество? Сколько молекул будет содержать это количество?
Дано: Решение.
n(CO2) = 1,5 моль Из формул взаимосвязи ν с m, Vm, Na следует, что m =
M(CO2) = 44 г/моль m = M∙ ν, V = Vm∙ ν, N = Na∙ ν
Vm =22,4 л/моль Произведем расчет:
Na = 6∙1023 моль-1 m = 44 г/моль ∙ 1,5 моль =
V = 22,4 л/моль ∙ 1,5 моль =
Найти: N = 6∙1023 моль-1 ∙ 1,5 моль = 9 ∙1023
m(CO2)
V(CO2)
N(CO2)
Ответ: масса 1,5 моль оксида углерода (IV) равна
VI.Итог урока и рефлексия.
Как вы думаете, мы достигли цели урока? (возможный ответ -да). А как же задача про Костю: «Восьмиклассник Костя зашел в магазин и попросил продавщицу продать ему 10 молей поваренной соли. Что ответила Косте продавщица?» (ответ -585 г или 0,5 кг).
VII. Домашнее задание.
§ 17.
На «3» -решить задачу, на «4-5» -самому придумать и решить задачу.
Учитель читает стихотворение (“Занимательная химия” Аликберова Л.):
Решить задачу:
Маша маме говорит,
Что из шкафа моль летит
“Как спасти нам вещи наши?”
Отвечает мама Маше:
“Есть такой аэрозоль,
Убивает моли моль!”
Маша химию учила,
Так что маме возразила:
“Что-то это многовато –
Целый моль врагов крылатых!”
Задание: Рассчитайте массу 1 моль моли, если масса каждой бабочки