Уроки химии в 8 классе «Количество вещества. Моль. Молярная масса»

Автор: Нагишева Ольга Викторовна, учитель химии МОУ «СОШ №7».

ЦЕЛЬ: сформировать представление о количестве вещества, через решение задач.
ЗАДАЧИ:
1.Рассмотреть физический смысл величин- моль, число Авогадро.
2.Способствовать развитию навыков выполнения расчетов с применением понятий моль, молярная масса. Развивать умения владения химическим языком.
3. Воспитывать культуру умственного труда, воспитывать диалектическое восприятие мира.
ТИП УРОКА:
Изучение нового материала в сочетании с систематизацией и закреплением
пройденного материала.
ФОРМА ОБУЧЕНИЯ:
Фронтальная, самостоятельная, парная, групповая.
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ:
Словесно-наглядные, проблемно-поисковые.
ДИДАКТИЧЕСКОЕ И МЕТОДИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ УРОКА:
1.Учебник «Химия» для 8 класса общеобразовательных учреждений, Рудзитис Г.Е,2009

ОБОРУДОВАНИЕ:
1.Периодическая система химических элементов.

2. карточки с заданием.
ПРИЕМЫ АКТИВИЗАЦИИ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ:
Анализ учебной информации, выдвижение гипотез.
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ:
Физика, математика.
ПЛАН УРОКА:
I.Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
III. Проверка знаний.
-Типы химических реакций
IV.Изложение нового материала.
-Количество вещества. Моль.
-Число Авогадро.
-Молярная масса вещества.
V.ЗАКРЕПЛЕНИЕ.

VI.Итог урока и рефлексия.

VII.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

ХОД УРОКА.
I.Организационный момент.

Вводное слово учителя. Связь нового материала с изученным материалом темы «Типы химических реакций».
II.Проверка домашнего задания.

Тетради с д/з соберу после урока.
III.Проверка знаний. (взаимопроверка по вариантам: 1 в. -1 и2 уравнения,  2 в. -3 и 4)
1.Расставить коэффициенты. Определить тип химических реакций
1. NO + O2= NO2
2. ZnCl2 + AgNO3= Zn(NO3)2+ AgCl
3. Ca+ HCl= CaCl2+ H2
4. CaO + H3PO4= Ca3(PO4)2 + H2O

IV.Изложение нового материала.

Перед объявлением темы, учитель беседует с учащимися о веществах и предметах и какие надо знать физические величины для того, чтобы охарактеризовать предмет? Затем   предлагает провести соответствие величин, обозначений и единиц измерений.

Что же мы будем изучать сегодня на уроке?

Клей разлился - слова склеились. Отдели слова друг от друга черточками.

Сахармольводаколичествоодинвеществамассамолярная 

Составьте предложения из этих слов. ( Количество вещества – моль, молярная масса)

( Проблемный вопрос) Восьмиклассник Костя зашел в магазин и попросил продавщицу продать ему  10  молей поваренной соли. Что ответила Косте продавщица? На этот вопрос вы ответите после изучения новой темы.

Учитель на доске, а ученики в тетрадях записывают тему урока «Количество вещества. Моль. Молярная масса.» 

Расскажу сегодня, что ли,

 О зловредной роли моли.

 Моль съедает шерсть и мех –

 Просто паника у всех….

 Ну а в химии – изволь!

 Есть другое слово “моль”

 Прост, как небо и трава,

 Моль любого вещества.

 Но трудна его дорога:

 В моле так частичек много!

В химии (а также в физике и других естественных науках) приходиться иметь дело с большими количествами мельчайших частиц – с  так называемыми структурными элементами материи (молекулами, атомами, ионами, электронами и др.).

 


1.Количество вещества. Моль.
Вступая в химическую реакцию, вещества взаимодействуют в определенных отношениях.
Рассмотрим уравнение взаимодействия алюминия с кислородом.
4 Al+ 3O2= 2Al2O3
-Найти массовые отношения реагирующих веществ.
Ar (Al): Mr(O2)=(4∙27):(3∙32) = 108:96=9:8,
т.е. на 9 массовых частей алюминия приходится 8 массовых частей кислорода.
-Найти количественное отношение атомов в продукте реакции.
По химической формуле видно, что соотношение числа атомов в оксиде алюминия 2:3, т.е. на 2 атома алюминия приходится 3 атома кислорода.
Высчитывать сколько атомов и молекул вступило в реакцию и сколько их получилось в результате реакции трудно. Поэтому в химии используется особая величина –количество вещества.
Количество вещества обозначается буквой греческого алфавита-ν (ню).
2. Для определения количества частиц используют число Авогадро.

Число Авогадро обозначается буквой NА.
3.Для определения массы атомов или молекул в количестве вещества равном 1 моль, используют  молярную масса вещества.
Молярная масса вещества обозначается буквой М.
4.Для определения объема атомов или молекул в количестве вещества равном 1 моль, используют  молярный объем.
Молярный  объем вещества обозначается буквой Vm.

 

Далее по ходу объяснения строится схема:

Физические величины

 

количество вещества    молярная масса   число Авогадро     молярный объем

 

 После предлагается работа в группе: по п. 17 в учебнике заполнить схему в тетради по плану:

1. Что показывает величина

2. Единицы измерения

3. Формула для вычисления (или числовое значение)

 

По 1 человеку выходят и заполняют схему на доске.

 

Количество вещества – физическая величина, которая:

  • означает определенное число структурных элементов (атомов, молекул, ионов);
  • обозначается Υ (ню);
  • измеряется в международной системе единиц (СИ) - моль.

Молярная массафизическая величина, которая:

  • показывает массу в 1 моль вещества;
  • обозначается М;
  • измеряется в международной системе единиц (СИ)  - г\моль;
  • формула для расчёта - М = m \ υ.

Молярный объем – физическая величина, которая:

  • показывает объем, который занимает любой газ количеством вещества 1 моль;
  • обозначается V m;
  • измеряется в международной системе единиц (СИ) - л \ моль;
  • формула для расчёта - V = υVm;
  • при н.у. V m = 22,4л\моль.

Число Авогадро

  • показывает число структурных частиц  в 1 моль вещества;
  • обозначается   NА ;
  • измеряется в международной системе единиц (СИ)  в моль -1;
  • числовое значение 6,02 · 1023

 

V.Закрепление. Учитель поясняет, что знания этой темы урока связаны с решением задач. Задачи напечатаны на листе:

Задача 1. Какова масса 1,5 моль оксида углерода (IV) CO2? Какой объем займет это количество? Сколько молекул будет содержать это количество?

 

Дано:                            Решение.

n(CO2) = 1,5 моль        Из формул взаимосвязи ν с m, Vm, Na следует, что m =

M(CO2) = 44 г/моль     m = M∙ ν, V = Vm∙ ν, N = Na∙ ν

Vm =22,4 л/моль           Произведем расчет:

Na = 6∙1023 моль-1         m = 44 г/моль ∙ 1,5 моль = 66 г.

                                      V = 22,4 л/моль ∙ 1,5 моль = 33,6 л.

Найти:                          N = 6∙1023 моль-1 ∙ 1,5 моль = 9 ∙1023         

m(CO2)

V(CO2)

N(CO2)

 

Ответ: масса 1,5 моль оксида углерода (IV) равна 66 г, объем – 33,6 л, число молекул - 9∙1023.

VI.Итог урока и рефлексия.

Как вы думаете, мы достигли цели урока?  (возможный ответ -да). А как же задача про Костю: «Восьмиклассник Костя зашел в магазин и попросил продавщицу продать ему  10  молей поваренной соли. Что ответила Косте продавщица?» (ответ -585 г или 0,5 кг).

VII. Домашнее задание.

§ 17. 

На «3» -решить задачу, на «4-5» -самому придумать и решить задачу.

Учитель читает стихотворение (“Занимательная химия” Аликберова Л.):

Решить задачу:

Маша маме говорит,

 Что из шкафа моль летит

 “Как спасти нам вещи наши?”

 Отвечает мама Маше:

 “Есть такой аэрозоль,

 Убивает моли моль!”

 Маша химию учила,

 Так что маме возразила:

 “Что-то это многовато –

 Целый моль врагов крылатых!”

 

Задание: Рассчитайте массу 1 моль моли, если масса каждой бабочки 0,01 г.

Яндекс.Метрика
разработка сайтов