1 Общая информация
Один совет наставника может сэкономить годы ошибок!
В конце 2018 года был утвержден национальный проект «Образование».
Две главные цели заявленного нацпроекта:
1. Обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение России в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.
2. Воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.
Наставничество играет одну из ведущих ролей реализации национального проекта "Образование".
Наставничество рассматривается как перспективная образовательная технология, которая позволяет передавать знания, формировать необходимые навыки и осознанность быстрее, чем традиционные способы. Это серьезный, ответственный процесс. Задача наставника – помочь наставляемому реализовать себя, развить личностные качества, коммуникативные и управленческие умения. Наставничество – это общественное поручение, основанное на принципе добровольности, и учитывает следующее: наставник должен обладать высокими профессиональными качествами, коммуникативными способностями, пользоваться авторитетом в коллективе среди коллег, обучающихся, родителей. Желательно и обоюдное согласие наставника и наставляемого в совместной работе.
Предусмотрено, что к 2024 году не менее 70% обучающихся и педагогических работников общеобразовательных организаций будут вовлечены в различные формы наставничества и сопровождения.
Организация наставничества педагогов
в условиях современного образования
Один из федеральных проектов национального проекта «Образование» -«Современная школа», в реализации которого наставничество играет ведущую роль. Сроки его реализации: 01.01.2019 - 31.12.2024.
Наставничество в данном контексте рассматривается как перспективная образовательная технология, позволяющая передавать знания, формировать необходимые навыки и осознанность быстрее традиционных способов. Основными формами наставничества являются:
- «ученик – ученик»;
- «учитель – учитель»;
- «студент – ученик»;
- «работодатель - ученик»;
- «работодатель - студент».
Эти формы основаны на универсальной технологии передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, ценностей через неформальное общение, основанное на доверии и партнерстве.
Более подробно хочу остановиться на форме - «учитель – учитель», познакомить с ее реализацией в нашем учебном заведении. Регламентирует эту деятельность - «Положение о наставничестве». Закрепление на месте работы или в должности педагога, молодого специалиста, повышение профессионального потенциала и уровня, создание комфортной профессиональной среды внутри учебного заведения, позволяющей реализовывать актуальные педагогические задачи на высоком уровне - основная цель этой формы.
Модели наставничества
Модель |
Описание |
Целевая группа |
Задачи |
Коучинг |
Самообучение и саморазвитие |
Все категории работников |
Пополнение знаний, обучение новым навыкам. |
Классическое наставничество (менторство) |
Старший по возрасту и более опытный педагог передает свои знания о том, как выполнять задание |
Все категории работников, в том числе вновь принятые или переведенные на новую должность |
Обучить педагога новым навыкам, помочь адаптироваться. Контролировать результат работы. Улучшить взаимодействие между работниками. Сохранить и передать знания внутри организации |
Паритетное взаимодействие (buddying) |
Коллега или руководитель поддерживает педагога как равного |
Все категории работников |
Передать знания и адаптировать работника, оценить эффективность изменений в работе педагога, сформировать команду |
Критическое взаимодействие |
Два профессионала критически анализируют собственную работу |
Все категории работников |
Проследить прогресс в работе педагогов. Определить потребность педагогов в обучении и помощи |
Наставник составляет программу, в которую включены три периода работы:
адаптационный – узнать сильные и слабые стороны стажера, чтобы скорректировать программу и выбрать нужные методы работы;
основной – реализация программы адаптации коллеги, проведение работы по коррекции умений и навыков;
контрольно-оценочный – проверка уровня профессиональной компетентности педагога, определение его готовности к выполнению своих обязанностей.
Мы разработали алгоритм эффективного взаимодействия наставника и наставляемого:
- анализ результатов ЕГЭ, ОГЭ, ВПР;
- выявление проблемных зон учащихся;
- выявление профессиональных затруднений учителя;
- консультации наставника для учителя – стажёра;
- совместное проектирование уроков, элективных курсов, консультаций;
- демонстрация урока, курса учителем - стажёром;
- анализ устранения замечаний.
Модели наставничества, реализуемые в школе
Модель: «ученик- ученик»
Учеба актива. Волонтеры – это мы.
Модель: «учитель - учитель»
Школа молодого учителя
Записей не найдено.